ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ? В УКРАИНЕ ВНЕДРЯЕТСЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
22.09.2017 / Газета: Время Ч / № 34(789) / Тираж: 15200

Национальная служба посредничества и примирения — структура, уникальная как для Украины, так и для других стран постсоветского пространства. Она создана по требованию наших европейских партнеров с целью успешной интеграции Украины в Евросоюз. Соответственно, становление службы, которой в следующем году исполнится 20 лет, проходило по европейскому образцу при постоянной поддержке представителей европейского сообщества.

- Мы занимаемся социально-правовыми отношениями между работодателями и наемными рабочими, — рассказывает Александр Шрамков, начальник Одесского областного отделения Национальной службы посредничества и примирения. — Одна из причин возникновения нашей службы — требования европейцев в связи с интеграцией Украины в Евросоюз и евросообщество. Они сказали, что необходимо создание службы, которая будет разрешать коллективные трудовые споры. Это — практика, принятая во всем мире.

В свое время в 2000 году одной из форм идеальной организации такой службы был назван английский АКАС. Это очень сильная служба. Там порядка 800 человек работает. Все они — государственные служащие, финансируются из государственного бюджета. И только глава службы не является госслужащим и никому не подчинен. Раз в год он отчитывается перед парламентом и своими учредителями. Учредители — это правительство Великобритании, работодатели и профсоюзы — всего три стороны.

В Украине — ситуация немного иная. У нас идет смена социально-экономической формации. При этом законодательной базой оставалась долгое время предыдущая — по социалистическому варианту. Это при том, что мы идем к капитализму...

Мы все прекрасно помним 90-е годы прошлого века, когда людям не выплачивали заработную плату по 6-8 месяцев, незаконно увольняли. Естественно, народ выходил на стихийные акции протеста, которые были законодательно не отрегулированы, потому что не было соответствующей законодательной базы.

Соответственно, крайне необходимо было создание определенного закона и службы, которая будет претворять этот закон в жизнь, решая возникающие проблемы по-новому. Так, как это принято в Европе. Поэтому в 1998 году появился соответствующий указ президента и был принят закон «Про вирішення колективних трудових спорів (конфліктів).

Для нас — он основной в работе. Днем создания службы считается 18 ноября 1998 года, когда Президент Украины подписал указ о создании Национальной службы посредничества и примирения.

Это решение приняли не Кабмин, не Верховная Рада, а непосредственно первое лицо страны. Такое решение определяет гарантированное отсутствие давления на руководителя службы при разрешении спорных вопросов. Служба должна быть нейтральной и к одним, и к другим.

Исключены симпатии к работодателям или представителям профсоюзов, какие-либо родственные связи с ними, лоббирование их интересов в той или иной форме. Ведь не случайно положение о Национальной службе посредничества и примирения утверждается Президентом Украины, а финансируется из национального бюджета страны отдельной строкой.

Задача службы — найти компромисс между сторонами для того, чтобы в регионе и стране не было агрессивных проявлений и дестабилизации социально-культурных отношений. Чтобы проблемы решались в правовом поле, а не стихийными акциями протеста с вытаскиванием мусорных баков, перекрытием дорог и т. д. Мы — европейская страна, и все вопросы в ней должны регулироваться законодательно.

Предмет гордости руководства службы и их европейских партнеров — шведско-украинский проект. Это — проект создания новой модели разрешения трудовых споров в Украине.

Все началось в 2011 году, когда при содействии Шведского агентства по вопросам развития и сотрудничества в Украине был открыт шведско-украинский проект в сфере разрешения трудовых споров на основе сотрудничества Национальной службы посредничества Швеции и Национальной службы посредничества и примирения Украины. Во время реализации проекта, проходившей в течение 2011-2013 гг., украинские участники получили уникальную возможность ознакомиться с опытом и функционированием разных систем разрешения трудовых споров в различных европейских странах и шведской системой как ориентиром. Экспертная группа, создававшая проект, — независимые украинские и швед-ские эксперты. Они определили базовые принципы и основные черты новой украинской модели трудовых споров. Она предусматривает определение и разграничение двух типов трудовых споров — трудовые споры об интересах и трудовые споры о правах — как основа для соответствующих процедур их разрешения.

Работать было очень нелегко. К примеру, два года трудились эксперты, чтобы составить глоссарий. Ведь стороны друг друга не понимали. Слово вроде понятное, а значение в разных странах имеет абсолютно разное. Украинская делегация под руководством руководителя Национальной службы, заслуженного работника образования Украины, кандидата наук Александра Окиса выезжала несколько раз в Швецию, где много встречались, общались. Там существуют договоры двух уровней — между работодателями и профсоюзами. У нас три уровня — государство, работодатели, профсоюзы. Они у себя просто договариваются по тарифам, продолжительности рабочего дня. У нас — проблемы более глобальные.

Но тем не менее шведско-украинский проект, деньги на который выделила шведская сторона, получил развитие. На основании этого проекта создан проект нового закона.

Сотрудники службы констатируют, что хотя уже около 20 лет прошло с момента ее создания, когда они встречаются то ли с работодателями, то ли с представителями правоохранительных органов, нередко выясняется, что те либо не слышали о службе, либо считают, что это — общественная организация. И с большим удивлением узнают, что их проблемы будет решать государственный орган, не относящийся ни к одной из ветвей власти — ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной, что гарантирует объективность в принятии решений.

Уровень рассмотрения споров — самый высокий. К примеру, Кабмин и Федерация профсоюзов Украины в свое время вступили в трудовой спор на уровне страны. Служба дала свои рекомендации, с которыми одна из сторон не согласилась. Затем последовало решение Конституционного суда, который поставил точку в этом споре. Было подчеркнуто: решение Национальной службы посредничества и примирения — абсолютно правильно.

Работа службы по рекомендации европейских коллег — это постоянный мониторинг СМИ, изучение статистических данных, материалов органов законодательной и исполнительной власти — и, соответственно, составление прогнозов. Они направляются во все структуры власти и в большинстве случаев подтверждаются. Особенно те, которые касаются предприятий, где возможно обострение социально-трудовых отношений. Уровень работы службы сегодня настолько высок, что можно легко прогнозировать возможное обострение в регионе на полугодие и, опять же благодаря рекомендациям европейских партнеров, уходить от этих конфликтов.

За годы своего существования отделением проведена работа по решению 125 коллективных трудовых споров, из которых 122 коллективных трудовых спора решено положительно. Наиболее известные из них — на:

* частном предприятии «Укртрансконтейнер», г. Черноморск;

* государственном предприятии Министерства обороны Украины «Одесский проект-ный институт», г. Одесса;

* государственном предприятии «Одесский судоремонтный завод «Украина», г. Одесса;

* государственном предприятии «Ильичевский морской торговый порт», г. Черноморск;

* между государственным предприятием «Одесский автомобильный ремонтный завод», г. Одесса, и администрацией государственного предприятия «Одесский автомобильный ремонтный завод»,

г. Одесса.

Опыт одесситов европейские партнеры оценивают как очень успешный.

Автор: Елена КОЛЬЦОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту