![]() |
|
![]() |
![]() |
Принятый осенней сессией Верховной Рады Закон Украины «Про освіту» породил вокруг себя массу спекуляций и недопонимания. Наша корреспондентка попыталась проанализировать реакцию граждан на эту новацию законодательства и уточнить ключевые положения реформы образования.
По данным Министерства образования и науки, только 10% родителей школьников и 15% учителей довольны качеством среднего образования в Украине.
На государственном уровне дискуссия о школьной реформе длилась более трех лет. В правительстве неоднократно заявляли, что она является одним из приоритетов государства. Пятого сентября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон «Об образовании», непосредственно касающийся интересов нескольких миллионов человек: учителей, школьников и их родителей.
Концепция новой украинской школы породила бурное обсуждение. Противники реформы, играя на языковом вопросе, отмечают, что лишение русскоязычных граждан права на образование на своем родном языке будет иметь серьезные политические последствия и усилит раскол в обществе. Они утверждают, что число недовольных вырастет настолько, что запрос на полную перезагрузку власти может дойти до критической точки.
Если люди старшего поколения с опаской, непониманием и пока настороженно относятся к закону, то молодежь настроена достаточно оптимистично, видя в реформе позитивное значение для евроинтеграции. А малышам уже сегодня стало комфортнее учиться.
Наблюдение за спорщиками показывает, что как активные критики, так, впрочем, и некоторые их восторженные оппоненты еще не успели разобраться в новациях, а громче всех о вреде реформ кричат политические спекулянты. Самыми обсуждаемыми вопросами стало введение 12-летнего школьного образования и переход на украинский язык обучения.
Тех, кто боится быстрых перемен, спешу успокоить: реформа не затронет учебный календарь на 2017 год, а изменения школьной программы будут происходить постепенно. На первом этапе реформы будет обновлена программа начальной школы. В целом же на внедрение всех изменений понадобится 13 лет. Министерство образования хочет изменить сам принцип работы школ: учеников обещают не перегружать уроками, а учить нужным в жизни навыкам.
Как в начальной, так и в старшей школе уберут устаревшие программы и темы, оставят не больше девяти предметов. В обязательный курс войдут украинский язык, литература, иностранный язык, история, дисциплины «Человек и общество», «Человек и природа», математика, физкультура, «Защита отечества». В школу дети смогут пойти в шесть или семь лет. Первый набор должен начаться 1 сентября и закончиться не позднее 1 июля 2018 года. Школьное образование рассчитано на 12 лет. Его разделят на три уровня с экзаменами после каждого:
– начальная школа (1-4 классы);
– базовая школа (5-9 классы – гимназия);
– профильная школа (10-12 классы) или лицеи академического или профессионального направления.
По окончании профессионального обучения выпускник сможет работать или продолжить обучение в вузе. Академическая школа предполагает углубленное изучение предметов и поступление на первый курс вуза.
После реформы образования украинские школьные аттестаты будут признаны в Европе.
По окончании школы выпускники приобретут так называемые сквозные умения: чтение с пониманием, умение выражать свое мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, креативность, инициативность, умение управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими. В образовательном процессе используется государственный язык.
В учебных заведениях с 2018 года классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств будут только в младшей школе, а с 5-го класса оно по всем предметам полностью перейдет на украинский. Законом предусмотрено, что для представителей других народов, живущих в Украине и говорящих на других языках, а также для говорящих на официальных языках Европейского Союза, организуют отдельные классы.
Новая школа будет работать на основах «педагогики партнерства», изменен и подход к оцениванию. Оценки отныне служат для анализа индивидуального прогресса и должны восприниматься как рекомендация к действию, а не осуждение в случае относительно невысоких результатов.
Также планируется повысить квалификацию учителей младших классов, составить новые учебники, создать нацбазу электронных учебников и курсов, ввести в школах электронный документооборот для школьников и учителей.
Реформа образования предусматривает добровольную сертификацию учителей и создание национального агентства обеспечения качества образования. Кроме того, должны появиться национальные центры профессиональных квалификаций и разработки этой системы.
В целом школьная реформа представляет собой принципиально новый подход к образованию, позиционированию учителя и ученика и направлена на выработку новых социальных ценностей.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |