Наличие очагов региональных конфликтов является реальной угрозой для международной безопасности. Один из примеров – ситуация в Приднестровье. Важным фактором в ней стало пребывание советских, а позднее российских войск на территории Молдовы. Во времена СССР там располагалась четырнадцатая армия, которая в случае войны с НАТО должна была наступать на Стамбул и Афины. Подчинялась она Одесскому военному округу. В начале Приднестровского конфликта официальный Киев не взял на себя управление войсками, и армия зависла в непонятном статусе. В дальнейшем она была переподчинена объединенному командованию СНГ.
Двадцать первого июля текущего года парламент Молдовы принял декларацию о выводе российских войск из Приднестровья. Согласно документу, пребывание российских войск на территории страны представляет угрозу для ее суверенитета, целостности и независимости. Решение поддержал 61 депутат. А уже двадцать третьего августа Кишинев обратился к ООН с просьбой включить вопрос о полном выводе российских войск из Приднестровья в октябрьскую повестку 72-й сессии Генеральной Ассамблеи. При этом президент Молдовы социалист Игорь Додон заявил, что осуждает данную инициативу и назвал ее провокацией. Украина в свою очередь выступила на стороне Молдовы. Советник президента Ирина Фриз заявила: «Украина поддержит инициативу Республики Молдова лишить российскую так называемую миротворческую миссию в ПМР оснований для пребывания на молдовской территории». И призвала задействовать все международные механизмы для того, чтобы «военный оккупационный контингент РФ был полностью выведен из Молдовы».
Увы, Украина всерьез задумалась о приднестровской проблеме только когда Россия посягнула на украинскую территорию. Раньше же Киев игнорировал этот вопрос и чаще занимал позицию невмешательства. В 1992 году постановлением парламента под номером 1038 Республика Молдова просила у Украины помощи в борьбе против открытой вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации. Верховная Рада официально не признала агрессию со стороны РФ по отношению к Молдове, хотя переброска техники и живой силы российской армии осуществлялась через территорию Украины. Обращаясь к Молдове, ВРУ осудила силовые методы и порекомендовала сторонам искать мирные пути решения проблемы. Оставшись без помощи, руководство Республики Молдова вынуждено было принять «мирный план» Москвы. В итоге так называемая Приднестровская Молдавская Республика отделилась от Республики Молдова, превратившись в контролируемый Россией анклав.
Возникновение, развитие и урегулирование Приднестровского конфликта нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходящих на всем постсоветском пространстве. В республиках, имевших традиции государственного строительства, например, в Украине, титульные нации смогли организоваться и выставить на первый план идею независимости от союзного центра. В Молдавской ССР стремление к независимости конкурировало с идеей объединения с Румынией, которая выдвигалась небольшой группой писателей и молодежи. Ситуация осложнялась тем, что традиции национальной государственности были уже порядком подзабыты и население МССР подвергалось интенсивным манипуляциям со стороны новоявленных лидеров. Именно в процессе «перестройки» проявились первые признаки подмены национальных лозунгов националистическими, притом не молдавскими, а румынскими. Одни желали независимости и молдавской государственности, другие – объединения с Румынией, третьи – сохранения Молдавии в составе Советского Союза. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы, идеология которого базировалась на мечте о «Великой Румынии». Дальнейшее развитие событий наглядно продемонстрировало, что число сторонников объединения с Бухарестом не обеспечивает им даже преодоления избирательного барьера в 4%-6%. Сам же Народный Фронт, ассоциировавшийся в свое время с великорумынской идеей, ни разу не участвовал в выборах с подобными лозунгами. Тогда же, при отсутствии диалога между сторонниками различных политических позиций, данная перспектива спровоцировала панику. Москва через единственный на тот момент канал союзного телевидения представляла все происходившее в Кишиневе как шаги навстречу Бухаресту. Масла в огонь подливала и компартия Молдавии. Для упрочения своих пошатнувшихся позиций коммунисты пугали население румынской перспективой. Страх перед объединением Молдовы с Румынией по образцу 1918 года принял параноидальные формы массового психоза с эсхатологическими мотивами. В индустриальных центрах Приднестровья население особенно болезненно реагировало на подобные идеи. Поворотным моментом стало
23 июня 1990 года, когда парламент Молдовы принял декларацию о государственном суверенитете, что было представлено Москвой как попытка Молдавии выйти из состава Союза для дальнейшего объединения с Румынией. В противовес этому девятнадцатого августа в Комрате было провозглашено создание «Гагаузской Советской Социалистической Республики в составе СССР», а второго сентября, в Тирасполе, – «Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР». Другими словами, Кремль, используя специфику ситуации, сумел создать два «якоря» для удержания Молдовы в составе будущего «обновленного Союза».
В 1992 году Кишинев неоднократно предпринимал попытки стабилизировать ситуацию и избежать сползания конфликта к вооруженному противостоянию. Парламент республики принял ряд постановлений (27 мая, 11 июня, 16 июня и 18 июня 1992 года), направленных на разрешение ситуации мирными средствами. Однако, как только прекращалась стрельба и наступало перемирие, «кто-то» опять провоцировал вооруженное противостояние.
С международно-правовой точки зрения приднестровский конфликт начался как внутренний. Интернационализироваться он стал лишь в июне 1992 года, после вовлечения в события частей 14-й армии. В целом на стороне Приднестровья воевало около десяти тысяч человек. Из союзных республик в Тирасполь приезжали сотни добровольцев, у которых были свои мотивы взять в руки оружие. Об участии украинских добровольцев из УНА-УНСО в данном конфликте молдавские источники упоминают лишь вскользь. По словам тогдашнего лидера организации Дмитрия Корчинского, добровольцы УНА-УНСО приехали в Приднестровье для защиты украинцев от молдаван: «Мы всегда считали Приднестровье украинской территорией. Остро стоял вопрос об объединении Молдавии и Румынии в единое государство. В Румынии украинское меньшинство традиционно подвергается дискриминации, поэтому мы выступили на стороне правительства ПМР».
По разным данным, в боях принимал участие отряд численностью от восьмидесяти до ста человек, в общей сложности через конфликт прошло около четырехсот УНСОвцев. Основная их часть находилась на севере региона, занимаясь преимущественно охраной мостов и других стратегических объектов. Там УНСОвцы наладили дружеские отношения с донскими казаками атамана Молодилова, с которыми проводили совместные военные операции. Одной из задач УНА-УНСО было «обкатать» людей для последующих локальных войн и, конечно же, попытаться вывезти как можно больше оружия из зоны боевых действий. Не удивительно, что официальные власти ПМР предпочитают замалчивать «вклад» членов УНСО в борьбу за «независимость» ПМР.
В июне 1992-го Национальной гвардии Приднестровья удалось перейти на правый берег Днестра и заблокировать в Бендерах молдавские подразделения городской полиции. Кишинев принял решение развернуть военную операцию против Бендер. Битва за Бендеры, происходившая в период с 19 по 21 июля 1992 года, стала кульминацией вооруженного конфликта. Тогда погибло 620 человек и было ранено 3500. Понимая всю трагичность ситуации, официальный Кишинев начал искать пути для мирного урегулирования конфликта. Соглашение было подписано 21 июля 1992 года. С этого момента противостояние Кишинева и Тирасполя вступило в стадию деэскалации.
Тема Приднестровья откликнулась в Украине в 2014 году, когда Россия нелегально присоединила Крым и пыталась реализовать план «Новороссия», в котором приднестровский регион представлял самый западный элемент. С 2014 года РФ не может провести ротацию оккупационных войск в Приднестровье, поскольку Украина заблокировала их транзит по своей территории. Ввиду этого Россия вынужденно начала набирать военнослужащих в российскую армию в самом Приднестровье. Ограничение ввоза подакцизных товаров через железнодорожные пропускные пункты Слободка и Кучурган серьезно усугубило экономическую ситуацию в самопровозглашенной ПМР.
Причины, приведшие к возникновению Приднестровского конфликта, давно и необратимо исчезли. Искусственное затягивание его разрешения лишь тормозит экономическое и политическое развитие Республики Молдова.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |