ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТОРГОВЛЯ С ЕВРОСОЮЗОМ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
29.09.2017 / Газета: Время Ч / № 34(790) / Тираж: 15200

Итак, с 1 сентября этого года Соглашение об ассоциации между Украи-ной и ЕС вступило в силу в полном объеме. Как полагают эксперты, это даст новый толчок для сотрудничества с Евросоюзом в сфере внешней политики, юстиции, управления государственными финансами, науки, образования и многого другого.

ЧЕМ БОГАТЫ -

ТЕМ И ТОРГУЕМ

Не стоит забывать при этом, что с начала прошлого года, то есть уже более 20 месяцев, функ-ционирует углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с Евросоюзом. Что уже принесло немалую пользу отечественной экономике.

Так, в первом полугодии 2017 года экспорт из Украины в ЕС по сравнению с аналогичным периодом 2016 года вырос на 26,1% и составил 8,2 млрд. долларов. Наибольшими темпами вырос экспорт в Бельгию (на 74,8%), Литву (на 67,6%), Великобританию (на 61,8%) и Австрию (на 55%). Сокращение экспорта среди стран ЕС отмечено только во Францию (-4,7%) и Болгарию (-5,5%).

Крупнейшим покупателем украинских товаров в ЕС остается Польша — экспорт в эту страну вырос на 25,9%, до 1,25 млрд. долл. На втором месте — Италия (+27,3%, до 1,18 млрд. долл.). На третье место вышли Нидерланды (+48,5%, до 0,77 млрд. долл.), чуть опередив Германию (+5,3%, до 0,72 млрд. долл.).

Другое дело, что основу украинского экспорта в страны ЕС составляет сырье. Больше всего в первом полугодии продано черных металлов, (47 млрд. долл.), зерновых культур (1,1 млрд. долл.), растительных и животных жиров (783 млн. долл.). Что составило около 37% всего объема экспорта.

Практически единственное исключение — экспорт электротехнической продукции (957 млн. долл.), в основе которого (до 60%) — продажа автомобильного провода.

Треть объемов торговли с ЕС (34,5%) составляют услуги. И тут в первом полугодии наблюдался рост на 6,4%, что составило в денежном выражении около 1,5 млрд. долл. Больше всего вырос объем транспортных услуг, услуг по переработке материальных ресурсов, в сфере коммуникации и IТ-сфере, деловых услуг и услуг ремонта и технического обслуживания.

ИНТЕЛЛЕКТ — САМЫЙ ЛУЧШИЙ ТОВАР

В последнее время в странах ЕС вырос интерес к интеллектуальной собственности украин-ских компаний. Некоторые из них успешно вышли на европейские рынки, используя механизмы франчайзинга — соглашения, по которому местная компания покупает право использовать иност-ранный бренд. Интересующимся данной темой рекомендуем обратить внимание на серию публикаций сайта «Европейская правда» об украинских компаниях, достигших успеха на рынках стран ЕС.

Одесситам уже хорошо знаком бренд «Львівська майстерня шоколаду». Магазин-кофейня под таким названием уже более пяти лет весьма успешно работает на главной улице города — Дерибасовской. Но оказывается, в Польше эта сеть кофеен действует под брендом «Краковская мастерская шоколада»; два таких кафе есть в Кракове и одно в Варшаве.

Как пояснила «Европейской правде» основательница «Львовской мастерской» Наталья Дубовая, название пришлось изменить в силу того, что туристам «нужна прежде всего местная экзотика, в частности — краков-ская». Хотя, отмечает наша предпринимательница, в Польше «украинскую продукцию часто воспринимают даже лучше, чем местную».

Кстати, компания планирует распространить свою деятельность на Чехию, открыв там заведения под названием «Пражская мастерская шоколада», причем там развитием будет заниматься местная компания, а владелец бренда следить за соблюдением стандартов.

Другой пример — сеть парикмахерских «Экспресс Стрижка». Четыре таких парикмахерских работают опять-таки в Польше, но сейчас в компании пытаются адаптировать украинскую бизнес-модель к работе в Германии и Испании.

Потенциально большие экспортные возможности у отечественных специалистов ИТ-индустрии. Некоторые украинские стартапы (так называют новые бизнес-проекты, которые создаются с целью извлечения прибыли после развития этого проекта) получили признание во всем мире.

Один из самых ярких примеров — компания TemplateMonster, созданная нашими соседями из Николаева 15 лет назад. Сперва это была студия веб-дизайна, а затем тут начали создавать макеты сайтов для тех, кто хотел создать себе страничку в Интернете. В 2013 году компанию продали американским инвесторам, однако они сохранили украин-ских руководителей и сейчас TemplateMonster входит в тройку ведущих мировых производителей веб-решений для сайтов. Офисы компании расположены в Николаеве, Киеве и Львове.

Другую успешную ИТ-компанию Petcube создали в 2012 году трое украинских разработчиков, которые придумали куб для наблюдения и игры с домашними животными. Уже через два года Petcube получил звание лучшего hardware-стартапа Европы и с того времени является признанным технологическим лидером на международном рынке. Компания имеет представительства в Сан-Франциско, Шэньчжэне и Киеве.

Приведенные выше примеры пока еще совсем не многочисленны, но они лишний раз демонстрируют: украинские товары и услуги вполне могут быть конкурентоспособными на рынке ЕС при условии достойного качества и умения находить ниши.

ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЕКО

НЕ ИСЧЕРПАН

«Потенциал рынка ЕС еще не исчерпан!» — утверждает Марьяна Каганяк, руководитель Офиса по продвижению экспорта ((Export Promotion Office — EPO) при Мин-экономразвития.

Эксперт напоминает, что в недавно представленном проекте экспортной стратегии Украины «Дорожная карта стратегического развития торговли Украины на 2017?2021 годы» в перечень «недоторгованных» рынков попали ведущие страны Евросоюза — Германия, Франция и Великобритания. Только лишь с тремя этими государствами Украина может нарастить экспорт до трех миллиардов долларов.

С этим согласен и Тимур Чмерук, руководитель ряда проектов по привлечению иностранных инвестиций в сферу IT. Однако, отмечает он, для большинства украинских компаний выход на европейские рынки сбыта товаров и услуг является проблематичным.

«Где искать выход? — задает вопрос эксперт и дает ответ. — Для начала — в активизации адекватной внешней политики Украины. Политические критики отмечают, что все 25 лет украинские правительства занимались торговлей векторами и динамиками внешней политики… сегодня время заниматься стратегическим планированием целостного, а не фрагментарного видения мира, места Украины в нем».

В рамках общего видения, рассказывает Марьяна Каганяк, Офис по продвижению экспорта работает над тем, чтобы информировать отечественные компании о перспективах продвижения на зарубежные рынки, и помогает воспользоваться имеющимися возможностями.

В этом контексте эксперт сообщает о новых возможностях для выхода на рынки ЕС, которые могут быть полезны украинским экспортерам.

Одна из них — программа ЕС «Конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса (COSME) 2014-2020», к которой Украина присоединилась в марте этого года. Это присоединение позволило нашей стране получить доступ к бюджету программы, который приближается к миллиарду евро. Эти средства будут предоставляться в виде грантов и финансирования проектов развития малого и среднего предпринимательства.

«Таким образом, украинский бизнес имеет возможность получать консультации, тренинги, искать бизнес-партнеров, — утверждает М. Каганяк. — Еще одна возможность Enteprise Europe Network (EEN). Это информационная сеть, которая была создана в 2008 году и объединяет 66 стран, среди которых 28 стран ЕС, больше 50 тысяч предприятий из 17 отраслей. С помощью EEN украинские производители получили доступ к интернет-базе предприятий, информацию о В2В встречах, научном сотрудничестве, консультативной и инновационной поддержке». Зарегистрироваться на портале можно через сайт EPO.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ЗНАЮЩИЙ

Руководитель Офиса по продвижению экспорта при Минэкономразвития разъясняет, какую пользу может получить украинская компания после регистрации на ресурсе.

В Украине представлено восемь партнеров консорциума EEN-Ukraine, контактные данные которых можно найти на сайте Мин-экономразвития. Консорциум должен информировать о возможностях разных проектов финансовой поддержки ЕС, доступных для Украины.

После регистрации в EEN компании смогут получать индивидуально подобранную рассылку о потенциальных партнерах и событиях, которые проходят в рамках EEN. Наиболее перспективные и инновационные компании-экспортеры имеют шанс при помощи ЕРО разместить свое бизнес-предложение в сети. EEN также информирует о возможности развития компании в определенной сфере, помогает в привлечении инвестиций и новых технологий для повышения конкурентоспособности украинских компаний.

Эксперт в статье на сайте «Европейская правда» объясняет механизм функционирования данной сети.

«Если вы ищете партнера за рубежом, сперва следует ознакомиться с уже представленными профилями в сети EEN, — советует Марьяна Каганяк. — Поисковый интерфейс удобен для пользователя, можно настроить фильтры. Если вас заинтересовало предложение, сделайте запрос (кликните на кнопку Request more information и выберите МЭРТ как члена консорциума), далее заполните соответствующие формы. После обработки запроса офис передаст вам полученные контакты заказчика профиля.

Если вас не заинтересовали представленные предложения, можно создать собственный профиль. Наши коллеги помогут вам в заполнении, что существенно облегчит этот этап.

Чтобы отправить заявку на размещение предложения компании, необходимо:

- определить тип предложения (технологический, бизнес-запрос или предложение);

- запросить форму у партнера консорциума EEN-Ukraine для заполнения (все формы доступны на сайте Министерства экономического развития и торговли по ссылке;

- заполнить форму и отправить ее представителю нашего офиса, который после проверки разместит ее в системе EEN.

Профиль компании будет опубликован после оценки европей-ских экспертов».

Мы привели лишь один из примеров той помощи, которую бесплатно может оказать украинским экспортерам Офис по продвижению экспорта (EPO). Этой возможностью уже воспользовались более 100 украинских компаний, которые регулярно получают предложения о партнерстве.

Так, одна компания уже подписала контракт на разработку и производство высокотехнологических устройств с партнером из Великобритании. Идеи и предложения еще шести украинских компаний сейчас находятся в стадии проверки европейскими экспертами, а профили четырех компаний уже утверждены и представлены 600 бизнес-организациям и десяткам тысяч предпринимателей.

Как видим, на уровне центральной власти предпринимаются действия, которые призваны реально помочь отечественным компаниям выйти на рынки стран ЕС и других иностранных государств. Это тем более важно, что с 1 октября на либерализацию импорта в страны ЕС могут рассчитывать украинские производители обуви, удобрений, медных и алюминиевых изделий, электронной аппаратуры и другой продукции.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту