Все обвиняемые по делу 2 мая оправданы. Прокуратура потребует отменить решение Ильичевского городского суда
Восемнадцатого сентября коллегия судей Ильичевского городского суда в составе Олега Семенова, Константина Вергопуло, Филиппа Журавля вынесла оправдательный приговор по самому резонансному в Одессе делу – делу 2 мая. Семнадцать граждан Украины и двоих граждан России обвиняли в том, что они 2 мая 2014 года участвовали в Одессе в массовых беспорядках, «которые повлекли за собой гибель людей, погромы, уничтожение имущества» (как сказано в обвинительном акте). Прокуратура требовала дать им от 8 до 15 лет. Оправдали всех – за недоказанностью вины. Первый заместитель прокурора Одесской области Александр Саулко заявил, что прокуратура не согласна с решением коллегии Ильичевского городского суда и намерена его обжаловать в апелляционной инстанции.
Фигурантов задержали вечером 2 мая 2014 г. в торговом центре «Афина» на Греческой площади после того, как в результате массовых беспорядков в центре города от огнестрельных ранений погибли шесть человек, 200 были ранены.
После передачи обвинительного акта в суд в ноябре 2014 года судебный процесс почти два с половиной года тянулся в Малиновском районном суде г. Одессы. Он упоминался во всех отчетах Верховного комиссара ООН по правам человека из-за разнообразных нарушений – от необоснованного продления сроков содержания под стражей, затягивания рассмотрения дела до грубого давления на суд со стороны политических противников обвиняемых.
После отвода коллегии Малиновского суда г. Одессы в конце мая этого года дело попало в Ильичевский городской суд. Здесь первым делом позаботились о безопасности процесса и добились непрерывности слушаний – четыре дня в неделю, полный рабочий день. В день успевали допросить нескольких свидетелей, просмотреть видео (в Малиновском суде на это уходило несколько месяцев). Благодаря этому сложнейшее дело рассмотрели всего за три месяца. Для украинского судопроизводства это рекорд. При этом суд предоставил все возможности и обвинению, и защите выложить свои «козыри».
Процесс вскрыл несостоятельность доказательной базы, которую в 2014 году готовили более 150 следователей ГСУ МВД Украины и 150 процессуальных прокуроров Генпрокуратуры.
Вердикт, оглашенный 18 сентября, полностью основан на материалах дела. Я могу это утверждать, потому что все три месяца находилась в зале суда. И слышала, как прокурор областной прокуратуры Оксана Моско при просмотре видеокадров беспорядков на Греческой площади, указывая на того или иного человека, запечатленного на видео, говорила: «Лицо, похожее на…». Никаких доказательств совпадения указанных лиц с обвиняемыми суду не предоставили. Ни экспертиз, ни протоколов опознания.
А потом оказалось, что и оригиналов этих видео прокуратура предъявить не может. Кроме того, при их приобщении к материалам дела было нарушено множество процессуальных норм. А значит, для судей эти материалы – из разряда сомнительных. На что они и указали в своем решении.
Второго мая 2014 года несколько одесских телекомпаний, многие одесситы вели репортажи с улиц города. В том числе журналист, член «Группы 2 мая» Сергей Дибров. Но, увы, этих материалов в деле нет, в суд по непонятной причине не был вызван ни сам Сергей, ни раненный во время столкновений главред издания «Думская» Олег Константинов. В фотоаппарате последнего – десятки ценнейших фотодоказательств, которые по вине следствия суд так и не увидел.
Не были допрошены ключевые свидетели и участники событий – должностные лица, руководители милиции и рядовые милиционеры, руководители города и области, местные депутаты, журналисты, стримеры. Следствие опиралось на показания своего главного свидетеля – Александра Посмиченко, который был задержан вместе с остальными, но согласился сотрудничать со следствием. И его использовали для решения различных задач. Например, для процедуры опознания в СИЗО г. Винницы, куда вывезли задержанных. Сергея Долженкова, обвиняемого в организации массовых беспорядков, Посмиченко опознавал по фото, где в качестве «подставных» ему предъявили фотографии американского актера Бена Аффлека и британского футболиста Дэвида Бэкхема, взятые из интернета. С грубыми процессуальными нарушениями были собраны и другие доказательства. Ильичевский суд признал их недопустимыми, а показания Посмиченко – сомнительными.
Оправдав «за недоказанностью вины» обвиняемых, судьи проявили мужество, пойдя против общественного мнения, против прокуратуры и порочной практики расследования уголовных дел. В решении они дали жесткую оценку досудебному следствию как неэффективному и предвзятому.
Дело 2 мая в течение трех с лишним лет является краеугольным камнем информационной войны России против Украины. И если лживая версия тех событий под названием «одесская хатынь» – на совести российских пропагандистов, то за неэффективность уголовного расследования и нарушения закона во время слушаний в Малиновском суде ответственность несет наше государство. Своим решением судьи устранили повод для многочисленных спекуляций на эту тему.
Они продемонстрировали глубокое понимание произошедшей 2 мая 2014 г. в Одессе трагедии. Судьи неоднократно ссылаются на доклад Международной консультативной группы Совета Европы, отчеты Верховного комиссара ООН по правам человека, отчет Временной следственной комиссии Верховной Рады.
Этот вердикт – лучший аргумент в пользу того, что Украина движется к независимой судебной системе и верховенству права, что наши судьи не на словах, а на деле становятся приверженцами Европейской конвенции по защите прав человека и основополагающих свобод.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |