О проблемах жилищно-коммунального хозяйства Одессы шла речь на заседании круглого стола «Формирование прозрачных отношений потребителя и организаций, предоставляющих услуги на рынке ЖКХ». В нем приняли участие городские чиновники, а также представители компаний, предоставляющих услуги в сфере обслуживания многоквартирных домов.
ЖКСовские страдания
В начале заседания начальник отдела тарифной политики департамента экономического развития городской рады Екатерина Сербинова подняла вопрос об «убыточности работы коммунальных предприятий Одессы, оказывающих услуги по содержанию домов и придомовой территории».
– Двадцать восьмого декабря 2016 года Кабинет Министров Украины принял постановление №1022 «Об утверждении Порядка определения предельного размера расходов на оплату услуги по управлению многоквартирным домом, расходов на управление многоквартирным домом, на основании которого предоставляются субсидии населению», – напомнила она.
Документ этот предоставлял гражданам возможность получить помощь государства на оплату услуги по управлению многоквартирными домами. Предложение оказалось хорошим, но не до конца продуманным.
– 12 мая 2017 года районные администрации города провели конкурс по назначению управляющих многоквартирными домами без ОСМД, где в большинстве случаев победителями стали те же ЖКС. В соответствии с действующим законодательством, с 1 июня 2017 года эти коммунальные предприятия обязаны предоставлять людям субсидии. В силу несовершенной системы субсидирования убытки ложатся на предприятия, которым до конца года необходимо найти 27 миллионов гривень. Вопрос этот нужно передать профильному министерству. Значит, город действовал в рамках закона, а государство при этом не позаботилось о том, чтобы управляющие компании смогли получить субсидии. Это колоссальные убытки для коммунальных предприятий, – считает Екатерина Сербинова.
Она также отметила, что «современная сфера ЖКХ характеризуется высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов коммунально-жилищной инфраструктуры», признала и низкое качество услуг, предоставляемых работниками ЖКС. И в то же время посетовала:
– Существующие тарифы по содержанию домов делают убыточными работу жилищно-коммунальных сервисов. У предприятий большая дебиторская и кредиторская задолженность, ощущается недостаток инвестиционных ресурсов и оборотных средств. На 1 июля 2017 года дебиторская задолженность по восьми ЖКС составила 136,6 миллиона гривень. Это означает, что население не платит за услуги, соответственно, у предприятий нет своих средств. Пожалуй, остановимся «на самом интересном месте».
Население не платит за услуги?
Недавно в редакцию газеты обратились жители дома 37 по улице Прохоровской. Они поведали нам о том, какой «сервис» предоставляет им КП «Жилищно-коммунальный сервис «Хмельницкий», о чем «ОВ» рассказали в одном из номеров газеты в публикации «Когда рухнет стена». Ознакомившись с этой ситуацией, редакция решила поинтересоваться, как обстоят дела у одесситов, пользующихся услугами других коммунальных предприятий.
«Исходя из чего КП ЖКС требует от жильцов оплаты уборки территории, предоставленной этому же КП в постоянное пользование? Пока мы не акцентируем внимание на отвратительном отношении к этой псевдоуслуге ответственных лиц КП, так как, по сути, уборка этой территории не проводится уже много лет. Хотелось бы все-таки получить ответ на наш вопрос от независимого квалифицированного специалиста.
С уважением – жильцы дома по ул. Варненской, 12-а».
А вот обращение жильцов многоквартирного дома 25/2 по ул. Посмитного к директору КП «ЖК «Фонтанский»:
«Жильцы дома 25/2 по ул. Посмитного просят Вас дать ответы на нижеперечисленные вопросы в связи с новым тарифом в ГЕРЦе по СДПТ.
1. Как была определена придомовая территория многоквартирного дома 25/2 по ул. Посмитного?
2. Какой документацией определена и закреплена придомовая территория многоквартирного дома 25/2 по
ул. Посмитного?
3. На основании каких данных управляющая компания провела расчет расходов на уборку придомовой территории многоквартирного дома 25/2 по ул. Посмитного?
4. Перечислите, что входит в перечень услуг по благоустройству и санитарному содержанию участка?
5. Проведите перерасчет содержания и благоустройства участка.
6. Техническое обслуживание лифтов оказывается подрядной организацией «Одессалифт», жильцы им платят. Почему этот пункт включен в услугу по управлению многоквартирным домом 25/2 по ул. Посмитного?».
А вот что пишет житель дома 36/3 по улице Балковской: «ООО «Жилищно-эксплуатационное предприятие «Суворовский» определено победителем конкурса по назначению управляющих многоквартирными домами в Суворовском районе г. Одессы.
Начиная с 1 июня 2017 года, мне начали приходить новые счета на оплату услуги по содержанию придомовой территории дома по ул. Балковской, 36/3, которые увеличились по сравнению с маем текущего года в три раза. К сожалению, увеличение цены не сказалось на качестве предоставляемых услуг. Для уборки парадной мы сами все так же нанимаем человека, самостоятельно проводим ремонт и благоустройство парадной, лампочки в подъезде меняются только жильцами, придомовая территория убирается некачественно, дворник появляется раз в два месяца. Ремонтом кровли занимались самостоятельно жильцы последнего этажа. Прошу Вас обосновать повышение тарифа, его состав, так как за многие годы в доме по адресу: ул. Балковская, 36/3 ничего не делалось. Прошу Вас предоставить информацию о перечне услуг, за которые насчитывается плата за СДПТ. Как часто они должны предоставляться? Каким образом жителям дома официально отказаться от непредоставляемых услуг?»
Эти три обращения – лишь тысячная часть свидетельств того, какого качества услуги оказывают сегодня одесситам так называемые управляющие сервисные предприятия различных форм собственности. Наверняка с подобными жалобами и вопросами к работникам компаний, оказывающим свои услуги в сфере обслуживания многоквартирных домов, может обратиться большинство жителей нашего города. Особенно это касается проживающих в старом жилищном фонде. Там – десятилетиями не ремонтируемые фасады, крыши, парадные, подвалы домов, межквартирные стояки – а это ведь все то, что включается в тариф. Возникает вопрос: «А за что не платит население?». За те услуги, которые ему фактически не оказывают? При этом чиновники продолжают жаловаться на низкие тарифы…
Вот типовой перечень услуг, которые обычно входят в оплату так называемого СДПТ:
– уборка придомовой территории;
– уборка лестничных клеток;
– уборка подвала, технических этажей и кровли;
– обслуживание систем диспетчеризации;
– техническое обслуживание и энергоснабжение лифтов;
– техническое обслуживание внутридомовых систем (горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, ливневой канализации);
– дератизация;
– дезинсекция;
– обслуживание дымовентиляционных каналов;
– техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии);
– поливка дворов, клумб и газонов;
– эксплуатация номерных знаков на домах;
– уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями;
– периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки;
– текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения и ливневой канализации, технических устройств домов и элементов внешнего обустраивания, которые размещены на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе на спортивных, детских площадках).
Многое ли из этого списка реально выполняют ЖКС?
Кроме того, оплата за «уборку придомовой территории», по мнению юристов, не является законным требованием. Принадлежит придомовая территория не жильцам, а управляющей организации. И именно она распоряжается ею по своему усмотрению.
Большинство работ, связанных с содержанием многоквартирных домов, жители, так и не дождавшись работников «сервиса», выполняют сами, за свой счет. Кстати, одна из наиболее прибыльных схем, приносящих значительное обогащение руководству ЖКС, – приписывание себе работ, которые жильцы выполняют за свои средства. По сути они платят дважды – первый раз в тарифе на СДПТ, второй – скидываясь на оплату «шабашникам», в роли которых чаще всего выступают рабочие ЖСК, но уже как бы в частном порядке.
Вернусь к докладу начальника отдела тарифной политики, в частности, к утверждению о том, что одесситы не платят за услуги. Возможно, люди более добросовестно относились бы к оплате коммунальных платежей, если бы получали все то, за что обязаны платить. Для того, чтобы с полным правом требовать от жителей города своевременную оплату за свои услуги, может, стоит коммунальщикам проводить не круглые столы по формированию «прозрачных отношений» между потребителем и поставщиком услуг, а просто делать то, что обязаны делать? Иначе все больше одесситов начнут обращаться к ним только с одним вопросом: «Каким образом отказаться от ваших услуг?».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |