ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ХОТИТЕ В ОДЕССУ? ЗА ЧЕМ ОСТАНОВКА?!
13.10.2017 / Газета: Время Ч / № 36(792) / Тираж: 15200

Одесса издавна привлекала гостей. И туризм всегда был одной из тех сфер, на которых основывалось благосостояние города, равно как многих его жителей. А в последние годы значение туристической отрасли для нашего города стало критически важным. Начальник департамента культуры и туризма Одесского горсовета Татьяна Маркова утверждает, что 90% местного бизнеса в той или иной степени связано с туризмом: торговля, сфера обслуживания, гостиничное хозяйство, транспорт, музеи, театры и т. п. Вступление в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом открыло для туризма в Одессе новые возможности, которыми город не преминул воспользоваться.

Туристическая отрасль в соглашении характеризуется как «генератор экономического роста и стимулирования экономики, занятости и валютных поступлений» (Раздел V. Экономическое и отраслевое сотрудничество. Глава 16. ТУРИЗМ. Статья 399). Одесситам это особенно понятно. По оценкам экспертов, даже самый бедный из посещающих наш город тратит тут за сутки минимум 300-400 грн., а иност-ранцы — не менее 100 долларов. За минувший курортный сезон город принял более двух миллионов гостей. Нетрудно подсчитать, каким подспорьем это стало для местного бизнеса и городского бюджета.

Однако после получения Украиной безвизового режима возникла опасность, что это скажется на внутреннем туризме. Относительная легкость доступа в страны Евросоюза оттягивает от местных туристических центров определенную часть путешественников, особенно молодых. В силу чего городские власти совместно с представителями туристиче-ского бизнеса ищут новые пути привлечения гостей, и особенно из Европы.

Фазиль Аскеров, председатель Ассоциации развития туризма в Одесской области, считает привлечение туристов из европейских стран стратегической задачей, над решением которой должны объединить свои усилия органы государственной власти, местного самоуправления, бизнес-структуры туристического профиля, а также общественные организации.

Три года назад такое сотрудничество позволило спасти курортный сезон. После трагедии 2 мая 2014 года потенциальные гости города стали в массовом порядке отказываться от ранее приобретенных туристических путевок, отменялись запланированные заходы в порт круизных судов, словом, возникла угроза, что летом город окажется «пустым». Но совместными усилиями властей, бизнеса и общественников, создавших и реализовавших проект «Хочу в Одессу!», в город приехало достаточное количество туристов.

Необходимость «развить успех» потребовала более детального знакомства с опытом стран Евросоюза, благо в Соглашении об ассоциации в главе, посвященной туризму, указано, что Стороны-подписанты соглашения сотрудничают в данной области «с целью укрепления развития конкурентоспособной туристической отрасли» (Статья 399). А такое сотрудничество прямо предусматривает обмен информацией и лучшими практиками.

Ближе всех в этом плане оказалась Польша, тем более что многие из проблем, которые актуальны для туристического рынка Украины, полякам пришлось решать еще 20 лет назад.

Влодзимеж Щурек, директор украинского офиса Польской туристической организации, вспоминает, что в послевоенные годы интерес для иностранных туристов в Польше представляли разве что лыжный отдых в Закопане и экскурсии по старинным уголкам Кракова. А в общем даже среди местных путешественников, не говоря уже об иностранных, бытовало убеждение, что Польша — с точки зрения туризма «неинтересная страна».

Ситуация начала изменяться коренным образом после того, как 1996 году был создан Комитет по Евроинтеграции, который занялся адаптацией всех сфер жизни поляков к европейским стандартам. Среди прочих мер, в 1999 г. была создана Польская туристиче-ская организация (ПТО), перед которой правительство поставило задачу создать привлекательный образ страны для иностранных и отечественных туристов.

- Нам удалось создать и реализовать удачную маркетинговую стратегию, — рассказал украинским журналистам Влодзимеж Щурек. — Сейчас местные и зарубежные структуры нашей организации собирают информацию о положении на основных туристиче-ских объектах, следят за европейскими и мировыми новинками отрасли, анализируют собранную информацию, отбирают самые удачные идеи. Затем на этой основе формируется общая стратегия, создаются и реализуются большие проекты. Таким образом, нам удалось создать привлекательный туристический образ Балтийского побережья, Мазурских озер, таких городов, как Гданьск, Гдыня, Вроцлав, многих малых городов и деревень. Мы предлагаем нашим согражданам и иностранцам широкий ассортимент продуктов: это семейный отдых, активный туризм, «зеленый», или сельский, туризм, путешествия по местам культурного наследия, многое другое.

Как утверждает польский эксперт, в результате такой работы Польшу стали воспринимать как современную европейскую страну, туристически разнообразную, в которой масса исторических достопримечательностей и возможностей для отдыха. Впрочем, чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на украинскую версию сайта ПТО, которая позволяет туристу сориентироваться в разнообразии предложений и даже самому проложить марш-рут путешествия.

Воспользовавшись опытом польских и других коллег из стран ЕС, в Одессе создают свои туристические продукты.

Среди них особой популярностью пользуется портал Туристического информационного центра (ТИЦ), где размещена вся информация о городе. Зайдя на портал, турист может сам выбрать маршрут среди многих городских достопримечательностей. Создана и реализуется Концепция круглогодичного туризма; в ее основе лежит идея сделать Одесу привлекательной для гостей все 365 дней в году.

Как рассказывает директор департамента культуры и туризма горсовета Татьяна Маркова, особый упор при этом сделан на так называемый «событийный туризм». Далеко за пределами Одессы и даже Украины известны такие события, как Одесский международный кинофестиваль; фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки»; фестиваль «Одесса-классик», где благодаря инициативе известного пианиста Алексея Ботвинова и поддерж-ке городской власти собираются ведущие музыканты, художники, искусствоведы Украи-ны и Европы. Фестиваль-конкурс «Комедиада» собирает лучших клоунов и мимов со всего мира. Всего три года существует уникальный проект «Золотые скрипки Одессы», но уже успел приобрести славу одного из самых оригинальных форумов скрипичного искусства. Но не только духовной пищей привлекает туристов Одесса. Большое количество гостей привлекают гастрономические праздники: фестивали клубники, помидоров, тыквы, яблок, мороженого…

Для привлечения в Одессу иностранных туристов департамент культуры и туризма провел ряд ознакомительных туров для туроператоров и журналистов Германии, Турции, Грузии и других стран. Имиджевый проект «Одесса едет в гости» знакомит жителей Украины и зарубежья с одесским колоритом, историческим и культурным наследием города; за короткий срок он был представлен в крупнейших центрах Украины, а также в ряде городов Европы, в первую очередь из числа тех, которые являются побратимами Одессы.

Соглашение об ассоциации позволило Одессе получить ряд грантов от Европейского Сою-за. Наш город входит ассоциативным членом в образовательный проект, связанный с развитием круизного бизнеса и т. п. Одесский городской голова

Г. Труханов подписал меморандум между Одессой и Советом Европы относительно участия нашего города в Национальной сети интеркультурных городов Украины (ICC-UA), которая действует в составе международной Программы интеркультурных городов (ICC) Совета Европы.

Программа ICC помогает ее участникам в разработке стратегии, механизмов управления и политики, поддерживает воплощение новой модели управления культурным многообразием, интеркультурной интеграции. Среди ее участников — Париж, Токио, Монреаль, города более 30 стран. Преимуществами интеркультурного города являются: возможность бесплатного пользования экспертной поддержкой, советами и ноу-хау; использование имеющихся ресурсов в рамках европейской и национальных сетей; обучение и обмен опытом с другими городами через общую платформу, учебные визиты, тренинги, встречи и тематические мероприятия; расширение круга международных связей города; привлечение лучших международных моделей и стратегий управления городом; построение партнерских отношений и тому подобное. Также участие в программе даст возможность популяризации всех достижений Одессы среди стран-членов Совета Европы. Это в том числе будет способствовать формированию положительного имиджа нашего города на международном туристическом рынке.

Руководство города и бизнес-структуры рассчитывают на активизацию сотрудничества и поддержку европейских партнеров, тем более что эти моменты прописаны в Соглашении об ассоциации. В частности, в Статье 401 определено, что сотрудничество в сфере туризма «сосредотачивается на следующих направлениях:

a) обмене информацией, лучшими практиками, опытом и передачи «ноу-хау», в частности инновационных технологий;

б) установлении стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма;

в) продвижении и развитии туристических продуктов и рынков, инфраструктуры, человеческих ресурсов и институциональных структур;

г) разработке и реализации эффективных политик и стратегий, в том числе соответствующих правовых, административных и финансовых аспектов;

д) обучении специалистов по туризму, а также наращивании потенциала в области туризма с целью повышения стандартов качества предоставления туристических услуг;

е) развитие и содействие туризму на основе местных общин».

Однако, как справедливо замечает Фазиль Аскеров, «Евросоюз готов двигать нас в глобальных вопросах. Но если мы не готовы двигаться в направлении развития регионального и сельского туризма, то никакой Евросоюз без нас и вместо нас ничего не сделает».

А возможностей для развития туристического бизнеса, по мнению многоопытного эксперта, у Одессы и региона — великое множество.

Так, например, поскольку у стран Балтии и Скандинавии нет своего теплого моря, Одесса может стать для них ближайшим таким морем. Следует привлекать в наш город и регион молодежь из Чехии, Словакии, Польши и Германии, где тоже нет своего теплого моря. И так далее.

Но для этого, указывает

Ф. Аскеров (и с ним солидарны многие коллеги), необходим стратегический план туристического развития региона, рассчитанный как минимум на 10 лет вперед. Над созданием такого плана и ведется работа.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту