В конце августа прошлого года со стапелей киевского предприятия «Альбатрос» на воду было спущено новое гидрографическое судно «Капитан Черемных». На этом торжественном событии присутствовал и капитан дальнего плавания Почетный работник морского и речного флота Украины Иван Черемных, в честь которого и назвали судно. В «ОВ» от 29 октября 2016 г. вышла публикация «Капитан Черемных»: человек и пароход», посвященная Ивану Черемных и его железному тезке.
– Я был на спуске корабля. Трогательное событие, – рассказывал тогда Иван Георгиевич. – Надеюсь, у тезки все сложится хорошо. Пока что судно остается в Киеве, его доукомплектовывают новейшим оборудованием, а весной оно должно прибыть в Одессу.
Но, как это случается, приход «Капитана Черемных» в порт приписки – Одессу – несколько затянулся. В отныне родную гавань он зашел 23 сентября 2017 года, празднично сияя свежеокрашенными бортами, надстройкой, палубой. И в этом событии было что-то щемяще торжественное. Судите сами: в стране, где четвертый год идет война, появилось новое судно, главная задача которого – обеспечение безопасности мореплавания на огромном пространстве прибрежной зоны северо-западного Причерноморья.
– Район работы «Капитана Черемных» значительный, – вводит в курс дела капитан судна Юрий Марфин, – от мыса Аджияск и банки Трутаева до острова Змеиный. В нашем ведении все маяки и буи подходных каналов, работу которых мы регулярно проверяем и обеспечиваем. Маяки должны светить всегда.
По сравнению с океанскими лайнерами, гидрограф «Капитан Черемных» выглядит крошечным корабликом. Но в стремительных линиях очертания корпуса, в строгой насупленности надстройки, даже в плавной изогнутости мощного судового крана в кормовой части – во всем угадывается сильный, напористый характер морского трудяги.
…Машинное отделение, как и положено, пахнет машинным маслом и свежей краской. Два главных и два вспомогательных двигателя, современный пульт управления – то хозяйство стармеха Валентина Цыбина.
– Тут у нас полный порядок, – старпом Григорий Жолобецкий, похоже, доволен впечатлением, которое судно произвело на гостей, и в первую очередь на Ивана Черемных. А знаменитый капитан, попав в родную стихию, кажется, сбросил несколько десятков лет и по-юношески бодро одолевает крутые ступеньки трапов. Поднимаемся на мостик – вотчину штурманов. Сплошная автоматика и компьютеры. Вместо штурвала – элегантные рычаги управления.
– Да, – улыбается капитан Марфин, – штурвала нет, зато на баке имеется самая настоящая рында. Склянки отбивать. Правда, мы еще не успели на ней выгравировать название судна, но за этим дело не станет.
– А сколько в экипаже человек? – интересуюсь у капитана.
– Шесть. Но с нами обычно идут еще маячники. Мы доставляем их к буям, маякам, где они своими приборами замеряют параметры, ведут наладку оборудования, настраивают, выверяют солнечные батареи – одним словом, делают все, чтобы обеспечить их надежную работу, а значит, и безопасное судоходство.
– Какова максимальная скорость судна?
– Восемь узлов, чего вполне достаточно. Зона нашей ответственности – порты Одесса, Черноморск, Южный, Затока. У нас есть график плановых осмотров маяков, сигнальных огней, оградительных знаков и так далее, но случаются иногда и нестандартные ситуации, требующие внепланового вмешательства.
– Это ваше первое судно-гидрограф?
– Нет. До «Капитана Черемных» работал на «Капитане Башеве», который стоит в ремонте. Вообще в «Госгидрографии» четыре судна такого типа. «Капитан Башев» после ремонта будет работать на Николаевском участке, «Капитан Зигер» – в Мариуполе, «Шляховик» – на Дунае, а мы – в Одессе.
Гидрографическое судно не рассчитано на длительный рейс, а потому здесь нет даже камбуза. Зато в кают-компании установлена электроплита, есть микроволновка, чтобы разогреть, а то и приготовить нехитрую пищу. Имеется и холодильник для продуктов. То есть все необходимое для комфортного пребывания экипажа на борту.
– Юрий Иннокентиевич, а раньше вы были знакомы с капитаном Черемных?
– Конечно. Хотя вместе в море ходить и не довелось. Но в «Госгидрографии» он был капитаном-наставником. Живая легенда отечественного морского флота. Не сочтите за пафос, но для меня честь – работать на судне, которое носит имя такого славного моряка, прекрасного человека. Кстати, Иван Георгиевич вписан в судовую роль, и экипаж всегда рад его визитам.
Иван Георгиевич с присущим ему юмором вступает в разговор:
– А уж как я рад бывать здесь! Конечно, я не просил, чтобы судно назвали моим именем, но для меня это тоже большая честь и мне приятно, что моряки будут меня еще долго помнить. И что бы ни происходило, море всегда остается морем. И по нему всегда будут ходить суда. Не важно, большие они или маленькие. Потому как воспитание морского характера не зависит от их размеров.
Пятого октября «Капитан Черемных» вышел на свою первую трудовую вахту – проводил проверку подходных каналов портов Одессы и Черноморска. Юрий Марфин сообщил по телефону:
– Судно отработало в штатном режиме, без замечаний. Десятого октября выходим в порт Южный.
Свою публикацию в прошлом октябре я закончила словами: «Семь футов тебе под килем, «Капитан Черемных»! Пусть твоя морская судьба будет такой же светлой и успешной, как и судьба капитана, чье имя красуется на твоем борту». Думаю, и сейчас это пожелание не будет лишним.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |