ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Новый театр в одесском подземелье
18.10.2017 / Газета: Одесская жизнь / № 42(577) / Тираж: 15200

Военный спуск… В позапрошлом веке здесь, в здании под номером 18, располагался дом гласного Одесской городской Думы, предводителя дворянства Одесского уезда, мемуариста и литератора Осипа Чижевича. Дума стала Одесским городским советом, память о Чижевиче живет в благодарных сердцах потомков, а дом сейчас преображается, да еще как преображается!.. И, главное, — во что…

Дом, который построил Брунс

Впрочем, обо всем по порядку. Жилой дом под номером 18 по Военному спуску построен по проекту архитектора В.Г. Брунса (по другим источникам — Бруна). Так и хочется вопросить: а не он ли послужил прообразом инженера Брунса в «12 стульях», или это просто совпадение? Здание с, в общем-то, неказистым фасадом является памятником архитектуры и градостроительства местного значения. В этом доме есть двор, и в нем живут люди. А в подземной его части происходит нечто, что не просто достойно пристального внимания, но и восхищения. Здесь обустраивается ТЕО — творческая площадка, или, как рассказывает «Одесской жизни» автор этого многопланового проекта Юлия Юн, безбарьерное созидательное пространство.

Новый театр на Военном спуске— Мы создаем условия, чтобы современное искусство стало доступнее для всех и каждого, — поясняет Юлия.

— То есть, это пока прекрасное завтра? — задаю я вопрос под звуки дрели, перфоратора и других инструментов и изумленно оглядываюсь по сторонам.

А изумляться есть чему: вот представьте себе катакомбы, которые у вас на глазах превращаются в нечто невообразимо прекрасное, где уже существующие старые своды «обыгрываются» неким волшебным образом, словно создавая атмосферу, где «старина» не поглощается современностью, а мирно и гармонично сосуществует с ней.

Точка опоры для творческих людей

— Мне кажется, не случайно театральное пространство с будущим театром и даже Домом актера при нем будет располагаться именно здесь, на Военном спуске, в бывшем доходном доме Осипа Чижевича, одном из первых бытописателей Одессы, автора идей судьбоносных проектов для нашего города. И совсем скоро в его старые стены вольется новая жизнь, связанная со всем, что величается высокими понятиями «культура», «искусство», «созидание», «творчество», — вводит нас в «курс дела» Юлия Юн.

Сейчас это «театральное подземелье» активно готовится к принятию первых зрителей на просмотр нового спектакля. Впрочем, Юлия Юн снова делает акцент: речь идет не только о театре, а именно о театральном пространстве. Более того, даже потерянный Одессой Дом актера, в сегодняшнем его видении, тоже собираются обустроить ( по сути — возродить) именно здесь.

— Мы хотим создать здесь точку опоры для творческих людей, с образовательными программами, связанными с культурой вообще и театральным творчеством в частности. Вот так, пожалуй, можно охарактеризовать наш проект, — рассказывает Юлия Юн.

Новый театр на Военном спускеОдной из сохранившихся колоритных достопримечательностей является внутренний дворик театра. Вероятно, живущие здесь люди скоро станут завсегдатаями ТЕО. А пока мы любуемся октябрьскими листьями, увивающими старые стены и тянущиеся высоко вверх. Вот уж, в самом деле, наиболее подходящий антураж для нового творческого пространства!

Бальзаку — из Одессы

Пока мы прогуливаемся по этому историческом дворику, Юлия рассказывает мне поразительную историю. К постановке в ТЕО готовился спектакль по «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака. Удивляюсь: почему именно Бальзак? Оказывается, как рассказывает Юлия, существует самая прямая связь между Одессой и судьбой французского классика.

Графиня Эвелина Ганская… Муза Бальзака… Прежде чем состоялся их официальный брак (кстати, венчались они в Бердичеве), между возлюбленными была долгая-долгая переписка. А началось это эпистолярное общение именно в Одессе, где Эвелина Ганская часто гостила со своим первым супругом у своей сестры Каролины Сабаньской. Первое письмо Эвелины к писателю было отправлено из нашего города у моря в феврале 1832 года и подписано загадочным именем «Чужестранка». В этом письме она, кстати, излагала свои мысли по поводу недавно прочтенного ею романа «Шагреневая кожа».

Вот вам и еще один штрих к теме «все начиналось в Одессе»…

Эврипид и показ лучших мировых спектаклей

Звуки строительных инструментов снова напоминают о прошлом этого подземелья. Как рассказывает Юлия, сейчас даже вспомнить страшно, каким оно было еще сравнительно недавно: ужасная сырость, вода капала на голову, проблемы с канализацией. Сейчас все это позади, осталось лишь в памяти и на фотографиях, сохраненных на компьютере у Юлии Юн.

— Каковы ближайшие планы?

Новый театр на Военном спуске— На базе театра начнет свою работу театральная лаборатория «Вход свободен», где молодые актеры и режиссеры смогут воплощать свои задумки и презентовать их зрителю. Первым проектом лаборатории станет постановка спектакля «Ифигения. Апофеоз» по мотивам трагедии Эврипида. Премьера состоится уже скоро — осенью этого года. Спектакль создан киевским режиссером Дмитрием Костюминским и композитором Алексеем Ретинским — украинцем, который сейчас живет в Вене.

— Почему Эврипид?

— Тема очень близка, как нам кажется, сегодняшнему зрителю — внутренняя борьба противоречий в человеке на фоне не самых простых событий, которые происходят в стране. Кроме того, Эврипид — это ведь истоки. Все остальное уже становится рядом с ним вторичным.

Зал театра — это 120 мест. Впрочем, зрители и артисты, согласно задумке, в этом спектакле поменяются местами, зрители сами окажутся на сцене: именно так, вероятно, и состоится их более «четкий» эффект присутствия, прикосновения, соучастия.

Кстати, Алексей Ретинский, кроме участия в постановке, выступит в будущем и лектором: он собирается рассказать о современной музыке. А еще театральное пространство подарит одесситам другие великолепные образовательные проекты, планируется даже показ лучших современных мировых спектаклей в видеозаписи — с обязательным обсуждением их после просмотра.

…Мы выходим на Военный спуск — исторический, протянувшийся в самом сердце Одессы, давно ставший живой декорацией и «снявшийся» в никем не подсчитанном количестве фильмов. Кажется, начинается новая страничка его большой истории, как и старого дома Осипа Чижевского — гласного городской Думы, предводителя дворянства Одесского уезда…

Автор: Оксана Чигиринская


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту