…Получила задание редакции написать о крюинге – и растерялась: крюинг – тема непростая, и, как правило, о нем моряки, лучше всего знающие, что это такое, говорить не хотят… Причина: те, кому повезло, боятся «сглазить». Потому что найти хорошего судовладельца с нормальными судами, хорошей зарплатой и социальными гарантиями непросто.
– Ты должна понимать, что крюинг – связующее звено между моряком и судовладельцем, – объясняет мне знакомый моряк, который уже не представляет себя вне своей профессии. – И, например, за выплату зарплаты он ответственности не несет…
Никто на диктофон не расскажет, что есть компании, где судовладелец рассчитывается с моряками, скажем так, неохотно. Например, действует правило выплаты зарплаты через пару-тройку месяцев после возвращения моряка домой. Доводы вроде «у меня свадьба» или «жена рожать будет» во внимание не принимаются. Жаловаться и называть эту компанию никто не будет: моряки знают о существовании «черного списка» – никто из судовладельцев не возьмет на работу человека, который «вынес сор из избы».
– Да, я могу позвонить в ITF, но мне придется искать работу на берегу, – говорит моряк, отработавший в компании, которая не спешит рассчитываться – и это знают все, кто с ней сталкивался!
Вопрос о том, почему же тогда моряки продолжают работать с такими судовладельцами, следует задавать не морякам. Ведь пока что в Украине специалистов морской отрасли готовят в значительной степени для работы «под флагом»: свой флот если и растет, то никак не пропорционально темпам и объемам работы высших учебных заведений морского профиля. Поэтому моряки ищут работу там, где она есть…
Вернемся к крюингу. В Измаиле есть такие компании, куда моряки стремятся, несмотря на жесткие условия отбора (в том числе, и медицинского), языковое и профессиональное тестирование, очередь… Прежде всего потому, что моряку нужна работа, которая позволит прокормить семью. Во-вторых, сменить работу на береговую тем, кто был в море, непросто. Даже если в море – несладко. Среди моих собеседников были и те, кто побывал в пиратском плену в самый разгар захватов судов, – но и эти моряки чаще всего не изменяли своей профессии.
Не будем говорить о степени защищенности наших моряков, о состоянии судов, на которых они работают, обо всем, что составляет неотъемлемую часть их работы. В конце концов, к крюингу это отношения не имеет.
Его задача – отправить моряка в рейс. Так, чтобы он обязательно вернулся. Живым и здоровым.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |