Тему «заробитчан» редко привязывают к Придунавью. И при этом мало кто задумывается над тем, что моряки-подфлажники, по сути, – те же «заробитчане»: трудятся за пределами Украины – и не на свое государство, а на чужого дядю.
Самый первый вопрос, который задают подфлажнику, – о налогах с заработанного за границей.
Наша газета уже об этом рассказывала в интервью с председателем Федерации морских профсоюзов Украины (ФМПСУ) Максимом Слюсаревским. Если коротко: подфлажник – мощный инвестор, к которому государство должно относиться бережно.
Но тема подфлажников – многоплановая. И связана она в том числе с тем, что Украина давно стала кузницей кадров моряков для мирового флота. Почему? Да потому, что морские вузы с большой и красивой историей есть. Да и тех, кто мечтает стать моряком, – много. А вот с отечественным флотом – беда…
Старение флота идет быстрее, чем его обновление. Временами всплывают истории о продаже на металлолом судов, которые могли бы работать. Как, например, пассажирский лайнер «Айвазовский», построенный в 1977-м и порезанный на металл в 2013-м…
Ностальгия по стареющему флоту тесно переплетается с горечью от того, что молодые специалисты морских специальностей часто могут найти себе работу только за пределами Украины. Где, в том числе, и зарплата выше (и снова пришли к налогам, а также к вопросам социальной защищенностей этой категории граждан Украины).
Решение проблемы подфлажников намного сложнее, чем в отношении других категорий «заробитчан». Обеспечить им работу государство может, лишь приступив к динамичному обновлению флота, восстановлению морских и речных перевозок. И если грузопотоки вернуть крайне сложно, а создать новые – задача космического масштаба, то есть еще туризм, способный творить чудеса. В том числе и для моряков.
…Сегодня, завтра и даже послезавтра наши подфлажники будут востребованы на мировом рынке труда, поскольку славятся своим высоким уровнем профессионализма, дисциплинированностью, ответственностью и прочими важными для работодателя качествами. В том числе и не заоблачными (в сравнении с европейскими коллегами) зарплатными амбициями. Специалисты говорят, что конкурентов у украинских моряков практически нет, – в Европе стараются зарабатывать, не отрываясь от семьи, да и в условиях повышенной опасности трудиться не стремятся.
Впрочем, некоторые конкуренты уже наметились, но это не тема данного разговора.
...Справедливости ради отметим: измаильчане зарабатывают не только на море. Медицинские сестры едут работать в Италию сиделками, водители – в Прибалтику дальнобойщиками, сельчане – везде, где нужны руки на уборке урожая. Есть села, где женщины поколениями трудятся в Италии домработницами. Рассказывать свои истории никто не хочет: кто знает, кому захочется подсчитать заработки и проверить место их хранения?
…Примером отношения к тем, кто работает «не дома», может стать Измаил, где городской голова Андрей Абрамченко не устает повторять:
– Главный инвестор – горожане. Они могут работать и за пределами Измаила. Но мы должны создать максимально комфортные условия для проживания им и их семьям, потому что благодаря измаильчанам развивается малый и средний бизнес, а это – наполнение бюджета и развитие города.
Думается, что это верно не только для Измаила.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |