В районе пограничной полосы 64-й мили Дуная, у самого его берега, находится так называемое «Лебединое озеро». Но речь идет вовсе не о водоеме, а напротив — об объекте, способном нанести природе серьезный вред. В трех неприспособленных котлованах уже около 60 лет хранятся остатки нефтепродуктов, общий объем их, по некоторым оценкам, может достигать 8 тыс. кубометров.
Котлованы-нефтеотстойники, по имеющейся информации, были созданы в начале 1960-х годов. Известно, что с 1961 по 1966 год из Ренийского морского порта происходила транспортировка нефти в Югославию. В емкостях, в которых перевозили полезное ископаемое, оставались тяжелые остатки, их и сливали в вырытые котлованы.
Как рассказал нам начальник Ренийского отделения комплексного использования водных ресурсов ДБУВР Андрей Песку, работающий на данном участке с 1975 года, котлованы с нефтепродуктами долгое время стояли открытыми, в них попадали и гибли животные. А однажды сюда спустилась стая лебедей, принявших темную гладь за землю. Прекрасные птицы погибли, а котлован с тех пор прозвали Лебединым озером.
В начале 1980-х годов на «озере» случился пожар – нефтепродукты горели больше недели, стояла копоть, рядом с этим местом невозможно было дышать. Затушить огонь удалось только с помощью песка – его подвозили на баржах по Дунаю. Так один – самый крупный – котлован оказался засыпанным песком. Два других до сих пор наполнены остатками нефтепродуктов, которые, высыхая по краю, превращаются в битум.
Это обстоятельство не ускользнуло от внимания некоторых предприимчивых особ – несколько лет назад здесь были установлены приспособления, с помощью которых с поверхности «озер» вытапливали и выкачивали нефтепродукты. Говорят, это были дорожники, которые использовали добытое для обустройства грунтовки на трассах. Однако этот незаконный процесс кто-то прекратил, и теперь посреди котлована «красуются» печки, выполненные кустарным способом.
Но главная проблема состоит в том, что нефтеотстойники находятся в непосредственной близости от Дуная – буквально в метрах 20. Они одамбованы, но если уровень реки поднимется выше критического, нефть может смыть водой, тем самым будет загрязнен бассейн реки, а позже – и моря. Это если говорить об опасности открытых котлованов. Что же касается самого большого, ныне засыпанного песком, то он находится к воде ближе всего. А с учетом того, что в данном месте участок Дуная очень узкий, берег постоянно подмывает. Через несколько лет вода подберется и к нефтепродуктам. Тогда беды, в том числе международного скандала, не избежать.
О том, что берег действительно ощутимо подмывает, можно судить по расположению бетонных плит: когда-то они находились на земле, а сейчас почти наполовину ушли в воду.
Данной экологической проблемой последние два года занимался нынешний начальник Дунайского бассейнового управления водных ресурсов Юрий Махненко – в то время он занимал должность директора КП «Бюро регионального развития Одесской области». Велась активная переписка, в ходе которой и выяснились озвученные обстоятельства ситуации.
Решение вопроса, конечно, непростое и затратное. В первую очередь, необходимо произвести изыскательские работы с тем, чтобы установить границы засыпанного котлована, состав его содержимого. После надо будет подготовить проект по извлечению отходов и рекультивации территории.
Сколько еще просуществуют нефтеотстойники на берегу европейской реки – точно никто не скажет. Но в любом случает проблему необходимо решать в срочном порядке – ведь мы стремимся к европейским стандартам. А значит, надо им соответствовать во всем.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |