Петр Порошенко отвечает на все петиции, набравшие более 25 тысяч голосов.
Почему институт петиций к президенту и другим органам власти потерпел крах.
«Предлагаю каждую женщину в день, когда ей исполнится 40 лет, премировать билетом на концерт певца Олега Винника», — это не романтический бред пациента палаты №6. Это одна из последних электронных петиций к президенту. Авторы других просят сократить количество депутатов, запретить курить в своих квартирах, отменить отчества, учредить акциз на конфеты как предметы роскоши… Громко разрекламированный больше двух лет назад демократический институт потерял свою актуальность, превратившись в объект иронии или способ выпустить пар. Даже очень здравые идеи набирают не больше 8 000 — 10 000 голосов при необходимых 25 000. «Там наверху» их не читают.
Невезучие «двадцатипяти-тысячники»
Впрочем, и петиции, набравшие больше 25 000 подписантов, преданы забвению. Первым рекордсменом по количеству голосов стало прошение о праве украинцев на оружие для самозащиты. Для рассмотрения вопроса глава государства даже поручил создать рабочую группу при Конституционной комиссии.
- Группа позаседала, нам пообещали целую концепцию, но на этом все замяли и забыли, — говорит глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. — Институт петиций в Украине фактически разрушен.
По другим петициям, набравшим свыше 25 000 подписей, даже не было рабочих групп. А если и были, то об этом ничего не известно.
Ладно, оружие — тема дискуссионная, продвигается специальным лобби. Но вот поданную в тот же день — 29 августа 2015 года — петицию о введении обязательства гарантий за состояние дорог от тех, кто их ремонтирует, наверняка народ поддержал искренне, а не по сговору. Президенту, судя по ответу, идея также пришлась по душе, петицию он отправил в Кабмин… Было это, напомним, два года назад. А у нас и поныне уложенный осенью асфальт сползает весной вместе со снегом.
Такая же судьба постигла и другие «двадцатипятитысячники». Одни были отправлены в правительство, другие — в Раду. Третьи еще куда-то. Последний раз о количестве принятых петиций и ответах на них у президента отчитывались в ноябре 2015 года. Дальше — молчание.
Пишите, Шурочка, пишите…
Украина обратилась к электронным петициям, поскольку эта форма коммуникаций правительства с обществом была испытана в 70 странах мира, в том числе Америке, Австралии, Швейцарии, Британии.
- Для украинской власти это была хорошая пиар-акция, демонстрирующая близость к Европе и желание услышать свой народ, — говорит политолог Алексей Якубин. — Плюс к этому в 2015-м была популярна идея электронного правительства. Петиции давали власти возможность продвигать свои идеи через интернет как народную инициативу.
Эксперт отмечает, что в плане обязательств петиции ничем не отличаются от письменных обращений граждан, которые приходят в правительство тысячами и также отражают нужды и настроения людей.
- Но это закрытый процесс. Электронная связь — публичная кампания, которая на первых порах сыграла свою роль, — отмечает политолог. — Если бы хоть одна-две из петиций получили развитие, механизм бы работал. Но раз отдачи нет, люди утратили к нему интерес. И власти он тоже поднадоел. Сегодня сайт для петиций существует формально, ни на что не оказывая влияния.
Пользуются авантюристы и трепачи
- Ни одна из петиций, и это мировая практика, ни к чему не обязывает. Единственное обязательство — это регистрация и ответ, если наберется нужное количество голосов, — говорит эксперт-международник Тарас Чорновил. — Более того, 90% петиций в Украине касаются вопросов, которые не входят в компетенцию президента. Если бы он начал их выполнять, то нарушил бы законы.
Получается, обижаться не на что. Не по адресу пишете, господа. Правда, никто не растолковал на президентском сайте, с какими вопросами к главе государства можно обращаться, а с какими бессмысленно… Но ведь и триста лет назад так было: принесли челобитную царю — идите с Богом, там поглядим.
В то же время эксперты отмечают, что гражданское общество не дозрело до культуры петиций. Активнее всего голоса набирают воззвания, которые являются элементом чьей-то проплаченной кампании. Удачливей всего сайтом пользуются авантюристы или трепачи, предлагающие отправить Саакашвили послом в Гондурас или национализировать все публичные дома.
Актуальные петиции тонут в море политических манипуляций и пустой болтовни, остаются незамеченными, нераскрученными и никому не нужными. Как вот этот плач: «Уважаемый Петр Алексеевич! Прошу Вас повернуться лицом к народу, хватит нас пинать из угла в угол. Прошу больше внимания уделять проблемам народа, в том числе и высказанным через данный сайт».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |