Итак, заявленная правительством медицинская реформа стартует с первичного звена. До 1 августа нынешнего года (ранее предполагалось провести эту работу до 1 января 2018 года) граждане должны подписать декларации с семейными врачами. Для подписания пациент обращается к семейному врачу, у которого хочет обслуживаться. При себе нужно иметь паспорт и идентификационный код. Каждый семейный врач может подписать до двух тысяч деклараций с пациентами. Если он еще не набрал нужного количества, отказать пациенту в подписании с ним декларации не имеет права.
Реформа декларирует также право детей с 14 лет на самостоятельный выбор врача первичного звена, поэтому семейные врачи постепенно могут начать обслуживание и подросткового контингента.
В основе всего – экономика
Большинство людей с воодушевлением восприняли возможность перейти от специалиста, который не отвечал их требованиям, к кому-то другому, возможно, работающему в ином центре первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). При этом, правда, надо иметь в виду два весьма существенных обстоятельства: если лечебное учреждение, где работает выбранный вами врач находится в ином районе, вам придется оговаривать с ним дополнительную оплату его приездов на дом по вызову или консультаций по мобильному телефону. Эти расходы средствами, которые государство выделяет на обслуживание одного пациента (370 гривен в год), не предусматрены. Кроме того, надо оценить расходы, которые вам придется нести в случаях, когда добираться в центр ПМСП придется не общественным транспортом, а на такси.
Как показывает практика, оценив все за и против, примерно 2/3 пациентов, изначально намеревавшихся перейти на обслуживание в другое лечебное учреждение, все-таки подписали декларацию с семейным врачом из того центра ПМСП, в котором обслуживались ранее.
Авторы реформы обещали, что врач первичного звена будет иметь отдельный бюджет на анализы для пациентов. Это вполне понятно, так как многие люди по жизненным показаниям принимают препараты, требующие постоянного контроля состояния, в частности крови. Это требование особо оговаривается в инструкциях по приему таких препаратов.
Также декларировалось, что тариф семейного врача будет зависеть от возраста его пациентов. И за пенсионеров, которые чаще обращаются за консультациями и дольше болеют, предполагалось доплачивать. Пока, правда, остается неизвестным, когда определят размер этих доплат и когда предоставят дополнительные средства в распоряжение семейных врачей.
Авторы реформы много говорят о том, что зарплата семейных врачей возрастет в разы. Но при этом умалчивается, что из средств, подлежащих перечислению за каждого пациента, с которым подписана декларация (370 гривен в 2018 году), семейному врачу придется самому оплатить аренду своего кабинета в центре ПМСП, коммунальные услуги, работу двух медсестер, оргтехнику – чтобы не заполнять карточки вручную.
Кроме того, все юридические претензии со стороны пациентов он теперь должен будет улаживать сам, так как декларация с пациентом подписывается семейным врачом лично, а не им как сотрудником того или иного лечебного учреждения. Так что расходы на услуги юристов тоже добавятся.
Перемена участи
Надо иметь в виду и перемену характера взаимоотношений врача и пациента, заложенного в медреформе.
Так, теперь семейный врач не обязан идти по вызову к пациенту домой. Он вправе по своему усмотрению принимать решение об оказании услуг по месту жительства (пребывания) пациента, сугубо по телефону или через Интернет. При этом, как акцентируют сотрудники Минздрава, возраст, отдаленность нахождения пациента от лечебного учреждения, а также отсутствие у него средств, чтобы добраться на прием к врачу, не могут являться причинами выезда врача к пациенту на дом. Обязательства посещать пациентов на дому теперь будут отменены юридически и потому отказ в таком посещении больного со стороны врача наказываться никак не будет.
Эта норма целиком списана с американской и ряда европейских моделей оказания медицинской помощи. Там записываться на прием к семейному врачу приходится загодя. И даже с высокой температурой пациент обязан идти в лечебное учреждение: на вызовы к больным с повышенной температурой или давлением парамедики не выезжают, а семейный врач по домам не ходит вообще.
Такой подход подавляющее большинство украинского медицинского сообщества воспринимает как переориентацию отечественной медицины системы Семашко с интересов человека на интересы отрасли как сферы бизнеса, где главными становятся денежные потоки, а не забота о здоровье и жизни пациентов.
Новые подходы оставляют без ответов целый ряд очень важных вопросов: при высокой смертности наших граждан кто понесет ответственность за ошибки в диагностике по телефону? На какую реальную помощь смогут рассчитывать одинокие, лежачие, малообеспеченные, неизлечимо больные люди? Новые подходы оставляют все эти весьма многочисленные категории пациентов за бортом получения хоть какой-то реальной помощи вообще.
Абы с плеч долой
Что касается сельской местности, то здесь весь груз проблем реформирования оказания медицинской помощи перекладывается на местные громады. Именно они должны создать условия, которые подойдут семейному врачу, — обеспечить жильем, оборудовать рабочее место и предоставить транспорт.
Но при этом вновь не идет разговор об очень важных вещах. Если, например, семейный врач согласится обслуживать несколько сел, чтобы набрать необходимые 2 тысячи деклараций, кто профинансирует приобретение транспорта и горючего для него? В нынешних условиях с учетом цен на транспорт и топливо, а также расстояний между населенными пунктами области, расходы могут оказаться достаточно большими. И сельский врач может пойти по пути своих коллег со «Скорой», которые, чтобы выехать, должны сначала предлагать родственникам пациента купить горючее для автомобиля.
На сегодняшний день одесские центры ПМСП обеспечены семейными врачами на 90%. В сельскую местность на оговоренных выше условиях затащить кого-то работать еще сложнее. И помогать решать данную проблему, выделив дополнительное финансирование, государство не торопится. Хотя вопрос обеспечения качественной и доступной медицинской помощи, особенно ее первичного звена, – это вопрос государственного значения, и перекладывать его на плечи местных громад недопустимо.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |