Врач высшей категории Павел Долапчиу каждый день вставал в пять утра: надо было собраться, дойти до гаража, прогреть старый «жигуленок» и выехать в село, чтобы уже к восьми быть в кабинете. Его пациенты – сельские жители – приходят с утра пораньше. В последнее время их поток семейному врачу казался бесконечным: рабочий день уже заканчивался, а больные все шли и шли. Павел Владимирович, которому уже исполнилось 76 лет, порой замечал, что начинает раздражаться. Наверное, от хронической усталости. Ведь ему одному в таком почтенном возрасте приходилось обслуживать два больших села – шесть тысяч человек!
Врач держался на своем посту до последнего, зная, что некому прийти на смену. Но человеческим силам есть предел…
На сегодняшний день в Ренийском районе только в четырех селах работают семейные врачи. Не хватает специалистов этого профиля и в райцентре.
А ведь именно на развитие семейной медицины как первичного звена в системе здравоохранения делается ставка в проводимых реформах.
– Я вам больше скажу: половина работающих врачей нашей медико-санитарной службы – люди уже пенсионного возраста, – говорит руководитель Ренийской районной медико-санитарной службы семейной медицины Сергей Георгиу. – Молодые кадры в район не приезжают. С прошлого года распределения как такового нет: даже студент-бюджетник после окончания мединститута теперь имеет полное право устроиться на работу, куда он хочет. Очень много юношей и девушек из Рени учатся в мединститутах, но домой они не возвращаются.
Проблема обеспечения врачебными кадрами характерна не только для Ренийского района, но и для других. Об этом много говорится, но ничего не делается.
Согласно Закону Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», который дал старт новой медицинской реформе с 4 января текущего года, у каждого жителя должен быть семейный врач. Для этого надо заключить с ним договор-декларацию, в котором врач обязуется осматривать пациента, «вести» его, направлять на обследование, назначать лечение. Заключение договоров с семейными врачами, а также педиатрами и терапевтами предполагается начать уже с 1 апреля текущего года. Медучреждение будет получать за обслуживание одного пациента 370 гривен в течение года. На детей и людей старше 65 лет предусмотрена сумма в два раза больше. В зависимости от количества заключенных договоров, Национальная служба здоровья, которую еще предстоит создать, будет напрямую направлять средства на медико-санитарные службы в районах.
Но это – теория. А как будет на практике? С кем жители сел Нагорное, Долинское, Лиманское Ренийского района, а это в общей сложности восемь тысяч человек, будут заключать договора? Там врачей просто нет.
Если говорить о качестве медобслуживания, то нагрузка на семейного доктора должна составлять порядка двух тысяч человек. Сегодня, при дефиците кадров, она в два-три раза выше, и ситуация усугубляется.
Да, в последнее время в Ренийском районе вкладываются значительные средства в укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения первого и второго уровней: проводятся текущие и капитальные ремонты, приобретается оборудование. Более того, в Рени завершается строительство нового четырехэтажного здания под районную поликлинику. Но жители задают вопрос: а есть ли медперсонал на эти четыре этажа?
…Вместе с Павлом Долапчиу вышла на заслуженный отдых и его супруга – врач-стоматолог районной поликлиники Елена Долапчиу, проработавшая в государственной системе здравоохранения 57 лет! К ней всегда выстраивались очереди пенсионеров и других людей, которые не могут себе позволить лечиться в частных стоматологических кабинетах.
– Когда после училища я начинала работать фельдшером, медицина была так приближена к народу, что в каждом хуторочке был фельдшерско-акушерский пункт, даже открывали колхозные родильные дома! – вспоминала начало пути Елена Ивановна, когда отмечала свой 75-летний юбилей. – В селе, куда меня направили работать, еще не было электричества, не было телефонной связи, но был фельдшер и лошадь с бедаркой при нем. В молодости мы работали с мужем в таежном поселке, обслуживая военных летчиков… Потом супруг ходил судовым врачом, отвечая за здоровье экипажа… Каждый врач знает, что есть такие случаи, когда нужно оказать экстренную помощь. И когда я слышу слово «оптимизация», то есть сокращение, я тревожусь и сомневаюсь в том, что получится хорошо…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |