В 2017 году пираты поднимались на борт 136 судов. 22 попытки пиратских нападений окончились для разбойников неудачей.
Функционирующее в рамках Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC) Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB) в своем недавно появившемся в открытом доступе отчете, озаглавленном «Piracy and Armed Robbery Against Ships», сообщает о самом низком за последние 22 года уровне пиратской активности в минувшем 2017 году.
Всего в мире было зарегистрировано 180 инцидентов. В 1995 году их было на 8 больше.
В 2017 году пираты поднимались на борт 136 судов. 22 попытки пиратских нападений окончились для разбойников неудачей. В 16 случаях пираты открывали огонь по атакуемому судну. 6 судов было похищено. В 15 случаях пираты взяли в заложники членов экипажей (всего — 91 человек), еще в 13 случаях моряки были просто похищены со свих судов (всего – 75 человек). Наконец, трое моряков в прошлом году было убито и 6 получило ранения различное степени тяжести.
Напомним, что в 2016 году в мире был зарегистрирован 191 инцидент. 150 судов было атаковано пиратами, заложниками стал 151 моряк.
Исследователи отмечают ряд регионов, представляющих постоянную опасность для мирового судоходства. Среди них – по-прежнему – Гвинейский залив, где в прошлом году зарегистрировано 36 инцидентов похищения судов и 10 случаев похищения членов экипажей (всего в территориальных водах Нигерии было похищено 65 моряков); из 16 инцидентов в мире, когда по судам открывали огонь, на этот регион пришлось 7. «Несмотря на то, что количество пиратских нападений в этом году снизилось по сравнению с 2016 годом, Гвинейский залив и территориальные воды Нигерии остаются небезопасными для моряков. Нигерийские власти, стоит отметить, в ряде случаев вмешивались в происходящее, что помогло предотвратить несколько нападений», — сказал Поттенгал Мукундан, директор IMB.
9 инцидентов в минувшем году было зарегистрировано у побережья Сомали, на 2 больше, чем в 2016 году. В частности, в ноябре одно контейнерное судно было атаковано примерно в 280 морских милях от Могадишу. Пираты не сумели подняться на борт судна благодаря удачному маневрированию, предпринятому экипажем. Однако перед тем, как отступить, они обстреляли контейнеровоз из гранатомета. Впрочем, промахнулись. После этого шестеро нападавших были схвачены силами EUNF (European Union Naval Force). Пираты были доставлены на Сейшельские острова, где им грозит 30-летнее заключение за «совершение акта пиратства» — если их вина будет доказана.
«Этот драматический инцидент демонстрирует, что сомалийские пираты сохраняют способность и намерены осуществлять нападения на торговые суда в сотнях миль от своего побережья», — сказал Мукундан.
На счету индонезийских территориальных вод 43 инцидента, на 2 меньше, чем в позапрошлом году. Этот регион остается одним из наиболее опасных для судоходства в мире. В отчете IMB отмечается, что Морская полиция Индонезии продолжает эффективное патрулирование 10 установленных безопасных якорных стоянок страны.
Тем временем на Филиппинах количество инцидентов более чем удвоилось – с 10 в 2016 году до 22 в 2017 году. В отчете сообщается, что большинство нападений не было связано с насилием. Жертвами становились, в основном, пришвартованные суда в портах Манила и Батангас. Однако в первом квартале 2017 года пиратам удалось в ряде случаем подняться на суда, шедшие в море в районе Южных Филиппин, и похитить нескольких членов экипажей. Предупреждения экипажам судов, разосланные Piracy Reporting Centre по поручению филиппинских властей, помогли избежать эскалации нападений в дальнейшем. Во всяком случае, удачных нападений более не регистрировалось. Организован был PRC в рамках деятельности IMB в 1991 году. Задача информирования Центра, работающего круглые сутки, о случаях пиратских атак лежит на капитанах судов или судовладельцах.
Пираты в минувшем году оказали особое предпочтение балкерным судам – суда этого типа были атакованы 38 раз.
В целом, из 180 зарегистрированных инцидентов в прошлом году успехом увенчались лишь 142 атаки. При этом 11 атак были осуществлены на пришвартованные в гаванях суда, в 90 случаях суда находились на якорных стоянках, в 40 случаях пираты атаковали суда, идущие в море (из этого числа 16 инцидентов на счету нигерийских пиратов). Наконец, в отношении одного случая у IMB нет подтвержденной информации. Порты и якорные стоянки, «отметившиеся» в минувшем году тремя и более инцидентами сведены в нижеследующую таблицу.
Наиболее часто в прошлом году пираты нападали на суда под панамским флагом (27 инцидентов), флагом Маршалловых островов (29), Либерии (26), что не удивительно, имея в виду, сколько в мире судов под этими флагами зарегистрированы. Однако «излюбленным» флагом-жертвой стал флаг Сингапура (31 нападение).
Следует отметить, однако, что, если говорить о национальности судовладельцев или фрахтователей, наиболее сильно пострадали сингапурские компании – 56 раз их суда были атакованы пиратами. По 22 раза жертвами нападений становились суда, контролируемые греческими и германскими судовладельцами. Таким образом, из 180 инцидентов 100 пришлось на судовладельцев или фрахтователей из этих трех стран.
Пираты в минувшем году оказали особое предпочтение балкерным судам – суда этого типа были атакованы 38 раз. На втором месте продуктовозы – 29 нападений. На контейнерные суда было совершено 23 нападения, на танкера для перевозки сырой нефти – 19, на химовозы – 13, на суда для перевозки генеральных грузов – 12. На LPG-танкеры – 11.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |