Заместитель министра здравоохранения о «конструкторе» для медицины, платных операциях и работе реформаторов
«Главная причина плачевного состояния нашей медицины — отсутствие изменений на протяжении 25 лет. В 1996 году, когда принимали Конституцию, законсервировали в ней советскую систему здравоохранения. А после не было политической воли для структурных изменений. Хотя все заявляли о необходимости ее реформировать, даже были разработаны 21 законопроект, но на деле никто за это так и не брался», — начинает нашу беседу заместитель министра здравоохранения Павел КОВТОНЮК.
ОТЛОЖЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ
– В чем сложность медицинской реформы, что ее более двух десятков лет не решались проводить?
- До нас были серьезные попытки в 2004-м и в 2010 году, когда запускались пилотные проекты в Киевской, Винницкой, Донецкой и Днепропетровской областях. Но тогда только готовили систему к реформированию. Это была самая масштабная, но не глубокая попытка за всю историю Украины. Передали больницы в распоряжение областей, но не учли, что в страховой модели плательщик за услуги ничем не владеет. Ввели принцип свободного выбора врача, но по прописке. Деньги за пациентом тоже «не шли». Учреждениям первичной медицинской помощи платили субвенцию, а базовая оплата шла по старому принципу.
- То есть, это был масштабный эксперимент? Сейчас тоже такой проводится?
- У нас — не эксперимент. Мы уже внедряем изменения, а не пробуем. Не будем менять точку зрения по ходу реформы, мы ее уже реализуем. Если бы структурная реформа была проведена между 1991 г. и 2000 г., когда были «первые окна» возможностей для нее, мы бы уже прошли через переходной период трудностей, и сейчас наша медицина была бы на уровне болгарской, румынской или польской.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
- Вы отвечаете за реформу финансирования здравоохранения. На опыт каких стран опираетесь?
Медреформа 2018: в ООН объяснили, почему в Украине бедные больницы — За основу мы взяли модель Великобритании. Там Национальная служба здоровья деньги на медицину берет из общих налогов, а не у работодателей. Внебюджетного фонда там нет. Но модель, которую мы выстраиваем в Украине, несколько отличается от британской. Мы изучили также опыт Испании, Польши, Венгрии и стран, где недавно проводилась реформа: Тайланда, Филиппин, Турции, Мексики, а также реформы в постсоветских странах Балтии и Молдовы. Кое-какие элементы из системы этих стран мы добавили к британской модели. В Великобритании Нацагенство управляет государственными и коммунальными медучреждениями, а наша Нацслужба только заключает договора с государственными и частными учреждениями на предоставление услуг по установленным тарифам. Но управлять ими не будет. Деньги «пойдут» за пациентом.
- Какую часть финансирования на медицину теперь будет выделять государство?
- Сейчас на здравоохранение идет около 3,5% ВВП, но это – примерно половина денег, которые оборачиваются в медицине. Остальное люди платят из своего кармана: 70% на лекарства, 25% — на благотворительные взносы, взятки, постель, еду в больнице. Наша задача сделать так, чтобы деньги шли через налоги в Нацслужбу здоровья, а оттуда – в больницы. Чтобы пациенту не приходилось нести катастрофические расходы на лечение, когда он уже остро нуждается в помощи. Нужно вкладывать в медицину пока здоров. Это и есть страховой взнос. В близкой нам по количеству населения и территории Польше на медицину тратится 4,8–5% ВВП. Мы собираемся выйти на средний показатель между 3,5% и 7,6% ВВП.
БЕСПЛАТНЫЙ СЫР
- Оппоненты реформы считают, что она нарушает конституционное право на бесплатную медицину…
- Наоборот, это право впервые будет реализовано. Право на бесплатную медицину закреплено в Конституции Украины с 1996 г., но механизм его реализации не работает. Ведь, кроме 49 статьи Конституции о праве на бесплатную медпомощь, есть 95 статья о принципе «бюджетной нейтральности». То есть, насколько госбюджет позволяет, столько и тратится на медицину. А мы создаем механизм реализации конституционного права на медицину, в частности в законе о государственных финансовых гарантиях.
- Планировалось, что будет три формы оплаты медуслуг: государственная, смешанная и частная. Почему в итоге отказались от смешанной?
- Деление оплаты между государством и пациентом – европейский тренд. Если пациент согласен платить, то получает больше гарантированных медицинских услуг. Но парламент от этого отказался. Наша страна небогата, так что гарантированный пакет услуг теперь будет меньше.
- Когда появится список бесплатных медицинских услуг?
В Украине стартовала медреформа: какими будут первые шаги Минздрава — В 2018 г. мы проведем реформу первичной и экстренной медицинской помощи, которая и будет предоставляться бесплатно. В следующем году займемся работой специалистов, диагностикой, анализами, а в 2020-м реформируем стационары. Вот в 2019 г. и опубликуем перечень бесплатных услуг. Чтобы не было спекуляций с пугающими списками платных операций, обсудим его с обществом. Одно и то же исследование может быть и платным, и бесплатным. Например, если врач заподозрил у пациента онкологию, то срочное обследование для него проводится бесплатно.
- Не подстегнет ли это коррупцию в медицине?
- Уменьшить коррупцию в медицинской сфере поможет справедливый тариф за услугу. Тогда и взятки исчезнут, как это произошло в Польше. Плюс – жесткий контроль. Если Нацслужба узнает о коррупции в каком-то медучреждении, разрывает с ним договор. А местной власти придется отвечать, почему главврачи берут взятки. Мы изучили опыт поляков, румын, болгар. Они смогли так почти избавиться от коррупции в медицине.
ЧТО, КОМУ И СКОЛЬКО
- У многих есть медицинские льготы. Они сохранятся?
- Реимбурсация (возмещение государством средств, истраченных пациентом на лекарства – Ред.) в 2020 г. будет введена с услугами и будет оплачиваться через Нацслужбу. Кто бы ни покупал лекарства из списка реимбурсации – ветеран или студент – их стоимость возместит государство. Сейчас в списке 21 жизненно необходимое лекарство. Этот список будет дополняться, пока туда не войдут все медпрепараты из этой группы.
- Что меняется в госзакупках этих жизненно необходимых лекарств?
- Препараты от орфанных заболеваний, онкологии, ВИЧ/СПИДа закупаются через международные организации. Они и дальше будут распределяться бесплатно. Но там своя реформа. Часть их пойдет в реимбурсацию, остальные – по старой модели. Льготы сохраняются. Сейчас один и тот же льготник часто выходит на одну и ту же услугу и через гарантированный пакет, и через льготы. Нужно упорядочить систему распределения, но все льготники сохранят свои права.
- Как решается проблема медицинских услуг в сельской местности?
- В селах живет 31% населения. И далеко не все сельские жители могут получать гарантированные услуги. В село нужно дать инфраструктуру: базовые амбулатории, оборудование. Этот проект реализует Минздрав и Минрегион, будут определены «критичные точки», где нужно построить новые, типовые сельские амбулатории, на что в госбюджете-2018 предусмотрено 5 млрд грн.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
- Почему Нацслужба здоровья заработает только во втором полугодии 2018 года?
- Президент подписал закон о медреформе только 28 декабря 2017-го. До июля мы проведем конкурс на должности главы Нацслужбы здоровья и его заместителей. Когда их выберут, тогда зарегистрируем службу, и она начнет работать.
- Насколько население готово к реформе?
- По данным социологов, большинство готовы. 72% ждут реформу медицины, 60% согласны вместе с государством оплачивать некритические услуги. Я хочу, чтобы люди почувствовали положительные изменения уже со старта реформы, и не пришлось бы их уговаривать: «потерпите: через два года будет лучше». Для этого нужно успешно запустить реформу первичного звена. Она стартует с 1 июля, но не везде, а в тех регионах, которые переведут государственные медучреждения в коммунальные некоммерческие предприятия, чтобы они могли заключить договор с Нацслужбой. Для этого им необходимо выполнить все требования по качеству услуг и специалистов, подключиться к электронной системе здравоохранения. Те, кто это сделает, начнут работать по новой модели уже в июле.
- Осенью 2017 г. перед зданием Минздрава медики протестовали против реформы…
- Активно против медреформы выступает мизерная часть медработников. Многие ее приветствуют. Но у большинства нет позиции, и они просто ждут, что будет дальше.
- С 1 апреля можно заключать договор с участковым врачом. Как его выбрать?
- Главное, вы должны ему доверять. Не обязательно выбирать врача по месту прописки. Сроки заключения договора с участковым врачом не ограничены. Так, в Польше в первый год реформы только 10% населения выбрали себе врача. К тому же, его можно легко сменить: заполнить новый договор, и электронная система перерегистрирует вас к новому врачу. Если не знаете, кого выбрать, пойдите к врачу в ближайшую амбулаторию. Сам собираюсь так сделать. Для ребенка можно выбирать педиатра или семейного врача. У меня маленький ребенок, и пока я выбрал для него педиатра.
- Каково это — работать реформатором?
- Если прихожу с работы домой в девять вечера, считается, что рано. Но в таком режиме вся команда, и никто не жалуется. С рабочим стрессом борюсь шахматами: в перерывах устраиваем баталии с коллегами. Реформы нужно делать с позитивным настроем, тогда и трудности преодолеваются.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |