ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Правда о «Мифе»
07.02.2018 / Газета: Одесская жизнь / № 6(593) / Тираж: 15200

8 февраля, в широкий кинопрокат выходит документальный фильм «Миф», посвященный всемирно известному оперному певцу Василию Слипаку. Герою Украины, ушедшему добровольцем и геройски погибшему в зоне АТО.

Документальный фильм «Миф«Премьерный показ этой ленты состоялся в Одессе 1 февраля. Авторы фильма использовали множество архивных видео о жизни главного героя. В сюжете переплетаются две линии. Одна — повесть-сказка Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов»: о мальчике с уникальным голосом, боровшемся с негодяями. Вторая — история о Василии, пожертвовавшем не то что голосом, а жизнью в борьбе за независимость своей родины.

В числе основных действующих персонажей ленты — музыкальное сопровождение. Его создали замечательные композиторы современности, в числе которых — Евгений Гальперин. С ним и беседует автор этих строк о Василии Слипаке. О человеке-махине, неповторимом оперном голосе, яркой индивидуальности…

Одаренность от природы и поиски своей сверхцели

— Евгений, свой концерт в Зеленом театре Одессы в 2016 году вы начали с произведения, посвященного Василию Слипаку…

Евгений Гальперин— Его трагическая смерть на востоке Украины всколыхнула всю страну. Для меня гибель Василия, необычайно талантливого оперного певца, стала, пожалуй, первой весьма серьезной потерей близкого друга. Он был огромного роста (под два метра — автор), сердца, доброты и чистоты человек. Его я знал задолго до войны, до всевозможных политических событий. Мы как-то сразу подружились с Василием. Следует отметить: его любили многие. Им просто невозможно было не восторгаться: представительный, одаренный природой, Богом человек. Он с самого детства обладал потрясающим голосом очень редкого тембра — контратенором. Во взрослой жизни его голос мутировал, став великолепным басом.

— Тем не менее, он решил посвятить себя не только сцене, где всеобщее признание пришло к нему очень рано…

— Верно. Казалось, он постоянно в поисках какой-то сверхцели. Возможно, еще и в силу того, что основное его занятие — оперная сцена — было для него, одаренного, делом не обременительным.

С первых дней Майдана он организовывал манифестации в его поддержку, в том числе, в Париже. Стремился, чтобы народ, французские власти получали больше достоверных сведений о том, что происходит. Ведь были потоки дезинформации. С этим Василий мириться никак не мог. Именно в патриотическом порыве нашел себя Василий. Когда начались события в Крыму, на Донбассе, он собирал средства на покупку обмундирования для солдат. И очень скоро понял, что не может оставаться в стороне от украинских событий. Он знал обо всем, что «там происходит».

Этапы «интеграции» во французскую жизнь

— Выходит, он не был интегрирован во «французскую» жизнь?

— Не совсем так. Ведь во Франции он прошел много этапов. Поначалу пел в оперном хоре. Когда предложили сольные партии, они показались певцу незначительными. В 2002-м ушел из оперного, громко хлопнув дверью. Василий покинул сцену, не исключая, что может более туда не вернуться. Общался с бывшими румынскими легионерами и подрабатывал в разных местах. Вплоть до того, что был вышибалой в ночных клубах на Елисейских полях, продавцом мебели в Natuzzi, менеджером в салоне сотовой связи… Даже работал в группах по «зачистке» домов от тех, кто самовольно в них вселился. Пробовал себя в хард-роке и выступал в готическом образе вместе с парой других украинцев. Минули три года. И он вернулся в оперу. Активно занялся вокалом, чтобы «настроить» голос. Для этого понадобилось минимум времени: в очередной раз сработали природные способности.

Он мог выкуривать в день по две пачки сигарет, утверждая, что не бросит, поскольку тогда у него голос испортится.

— Никотин — вопреки общепринятым правилам для певцов…

— Слипак был весьма своеобразным, а главное — очень крепким. Мог хорошенько «пригубить» накануне спектакля, что никоим образом не сказывалось на выступлении. Правда, такие «возлияния» случались крайне редко. Василий всегда был душой компании. В нем была какая-то пацанская удаль. Бывало, на вечеринках он переодевался, преображался в девушку с косой. Как-то на Новый год повел друзей в лес Фонтенбло, шел в черном плаще в голове процессии, исполняя арию Тореадора из «Кармен»…

— Девушка под два метра ростом, широкоплечая и с усами — это нечто!

— Не подумайте плохого: с ориентацией у него был полный порядок. Представительницами прекрасного пола периодически увлекался, случалось – влюблялся по уши. В начале «нулевых» Вася купил факс — для переписки с одной из них. С другой подружкой он уже не вылезал из Skype. Случалось, даже на ужин приходил с ноутбуком. И мы здоровались с его подругой. Ведь в течение ряда лет Василий квартировал в моем доме.

Предвестники трагических событий

— Евгений, заметили ли вы какие-то изменения в поведении постояльца после начала АТО в Украине?

— Василий буквально рвался на передовую. Единственное, что удерживало его, крайне обязательного, — контракты на гастроли. Запомнился эпизод. Как-то мы ужинали в компании знакомых. В их числе была талантливый экстрасенс. Она тогда сказала Василию, что очень хотела бы с ним встретиться, поговорить. Мне же сообщила, что обеспокоена, предвидит трагические события, связанные с Василием. Попросила передать эту информацию ему, что я и сделал. Позже она и сама говорила с ним об этом. Однако он не горел желанием продолжать диалог.

Василий был буквально одержим. Практически еженедельно собирал и отправлял 100-килограммовые посылки для добровольцев. Он привозил осиротевших из-за войны детей и устраивал для них во Франции летние лагеря. Давал концерты, чтобы собрать средства. После выступления с «Аидой» в Лионе он вышел к публике, завернувшись в украинский флаг.

— В итоге и сам стал бывать на передовой…

— Этот человек был абсолютно поглощен идеей защиты своей страны, борьбы за справедливость. Он стремился доказать свою правоту именно в «драке», рвался наказать противника. Хотя я считаю: то, чем он занимался в Париже — устраивал манифестации, сборы денег, вещей, еды, — было куда важнее.

Как только он выполнил взятые на себя творческие обязательства, сразу же ринулся на фронт. Дважды отправлялся туда — в мае и в сентябре 2015 года. Именно там получил прозвище «Миф» — от «сокращенного» Мефистофеля, одной из его любимых партий.

По возвращении он был скуп на воспоминания и комментарии. На вопрос: «Доводилось ли убивать?», отвечал: «Из-за пулемета мне ничего не видно». Более того, он скрывал полученную при разрыве снаряда рану.

Приближалась его третья и последняя поездка. Друзья его не узнавали: ездил в камуфляже в парижском метро, ел только бутерброды. На дне рождения не стал выпивать. «Выпьем, когда я вернусь… Если я вернусь», — неожиданно заявил он.

Уже ничто не могло его остановить...

— Можно ли говорить о том, что Василий осознанно искал гибель, смерть? Либо он был просто одержим идеей помощи Украине, и уже ничто не могло его остановить?

— Скорее, второе. В последнее время все свои деньги, все, что он зарабатывал, тратил на помощь народу Украины, на сбор средств для воинов АТО, для сирот. У него фактически не на что было жить. Он написал мне в Фейсбук: «Передо мной — выбор: либо я отдаю тебе «квартирные» деньги за месяц, либо покупаю себе бронежилет». Естественно, вы понимаете, что я ему ответил. Василий получил свой жилет и был этим очень горд.

Его не могли уговорить не идти на фронт. Если честно, я совсем его не поддерживал, но у него была цель. Его можно понимать или не понимать, но я — его друг, поэтому просто соглашался. Он знал, на что он шел, осознавал, что может там умереть. Он вовсе не был наивным.

Желания умирать у него не было. Когда он уезжал, мы пересеклись буквально на улице — я как раз возвращался из зарубежной поездки. Обратил внимание на то, что Вася был очень грустным. Мне кажется, у него самого были нехорошие предчувствия. «Это мой выбор», — сказал он за неделю до гибели. Но ехал он не умирать.

Справка «ОЖ»:

В 14 лет он выступал в Карнеги-холле.

В 22 — подписал контракт с «Опера Бастилия».

Владеющий семью языками украинский артист приехал во Францию. Благодаря таланту и работоспособности достиг там очень многого. В частности, стал солистом Парижской национальной оперы.

А 19 лет спустя решил бросить все, чтобы присоединиться к волонтерскому движению, к другим добровольцам на своей родине — в Украине.

Евгений ГальперинО Гальперине

Евгений — автор музыки к фильмам Люка Бессона, Жака Одийяра, Асгара Фархади. Сопродюсер более 30 кинопроектов, в числе которых — с участием Роберта де Ниро, Мишель Пфайффер, Киану Ривза. Он же, парижанин с украинскими корнями — написал музыку и к ленте «Незламна» об украинском снайпере Людмиле Павличенко.

Режиссерский дуэт

Режиссерский дуэт документальной ленты «Миф», Леонид Кантер и Иван Ясний, известен по полнометражной ленте «Добровольцы Божьей Четы», который демонстрировался в 23 странах мира.

Автор: Александр ЛЕВИТ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту