ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МЕДИЦИНСКОЙ РЕФОРМЕ
09.02.2018 / Газета: Порто-франко / № 4(1397) / Тираж: 22000

(Продолжение. Начало см. «Порто-франко» от 2 февраля с. г.)

Реформа системы здравоохранения вызывает множество споров, не в последнюю очередь от незнания предмета. Министерство здравоохранения Украины подготовило ответы на вопросы, которые наиболее часто задаются журналистами и гражданами. Предлагаем их нашим читателям в переводе с украинского.

13. Что существенно изменилось для пациентов с 1 января этого года?

Каждый пациент может получать первичную помощь совершенно бесплатно у избранного им семейного врача.

Пациент может выбрать своего семейного врача и заключить с ним декларацию и таким образом зарегистрироваться в электронной системе здравоохранения еHealth. С этого времени вся медицинская информация будет храниться в вашей электронной медицинской карте. Это позволит врачу видеть полную картину, историю болезней и не терять информацию.

Вы можете заключить декларацию с семейным врачом в любое время, даже во время первого визита, когда вам понадобится медицинская помощь.

Базовые анализы будут также бесплатными в амбулатории семейного врача.

Если семейный врач будет требовать дополнительные средства для лечения, вы можете обратиться с жалобой в Национальную службу здоровья, а также заменить врача.

Расширен перечень лекарств, стоимость которых по рецепту от семейного врача возмещается государством полностью или частично по программе «Доступные лекарства».

14. Что изменилось для семейного врача с 1 января?

Начался переходной период на новую систему финансирования — до 2020 года. В это время сохраняется и постепенно уменьшается финансирование на пациентов, которые были приписаны к семейному врачу раньше, и вырастает доля пациентов, которые заключили декларацию.

Средняя ставка для семейного врача за одного пациента, подписавшего декларацию, в 2018 году составит 370 гривен.

Врач первичного звена будет иметь отдельный бюджет на анализы для пациентов.

Годовой тариф на пожилого человека (65+) и малыша — вдвое больше, чем тариф на мужчину 25 лет.

Врач первичного звена может действовать в статусе ФЛП, лицензионные условия упрощены. В таком случае бюджет на поддержку пациентов пойдет напрямую на его счет.

Если врач работает как наемный работник, он договаривается о зарплате с руководством.

Собственный доход врача эффективной семейной практики с 2000 пациентами в статусе ФЛП — до 18000 гривен, медсестры — до 12000 гривен. При этом в групповых практиках меньше затраты и выше доходы.

15. Какой доход на практику получит врач первичной медицинской помощи?

Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.

В бюджетной резолюции, которая была принята парламентом в июле 2017 года, заложена сумма среднего тарифа в 370 гривен в год. Столько будет получать врач первичного звена за каждого пациента. При этом средний тариф колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до пяти лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше. Это означает, что врач первичного звена будет получать в год около 700000 гривен на свою практику, если наберет максимально рекомендованное количество пациентов в 2000 человек.

В бюджетной резолюции заложена сумма на 2019 г. за каждого пациента в среднем по 450 гривен в год. Планируется, что из года в год эта сумма будет постепенно увеличиваться.

Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Эти врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединяться с другими врачами в амбулатории или центры первичной медицинской помощи, чтобы оптимизировать расходы.

Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медицинской помощи. В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией заведения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует. При этом тарифные сетки, действующие сейчас, не будут применяться.

16. Как будут финансироваться инфекционные отделения, а также работа таких специалистов как, например, патологоанатомы?

Меры борьбы с эпидемиями, проведение медико-социальной экспертизы, деятельность, связанная с проведением судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и другие программы в области здравоохранения, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций, будут финансироваться отдельно за счет Государственного бюджета Украины.

Инфекционные отделения будут финансироваться так же, как и другие стационары — за предоставленные услуги. Расходы на паталогоанатомическое бюро должны входить в общие расходы учреждения, если эти отделения являются их подразделениями.

17. Когда начнется реформа вторичного звена?

Новая модель финансирования вторичного и третичного звена системы здравоохранения — оплата за оказанную медицинскую услугу пациенту по единому тарифу — будет внедряться с 2019 года.

Планируется, что к 2020 году вся система здравоохранения перейдет на прямые оплаты от Национальной службы здоровья Украины напрямую врачам и медицинским учреждениям всех направлений специализации.

Дополнительные средства в здравоохранение также могут инвестировать органы местного самоуправления, в частности, на обновление материально-технической базы, капитальный ремонт, реконструкцию, повышение оплаты труда медицинских работников (программы «местных стимулов»), а также на местные программы предоставления населению медицинских услуг, общественного здоровья и другие программы в здравоохранении.

18. Кто инициатор заключения договора с семейным врачом (врач, пациент, третье лицо)? Как будет организовано подписание договоров населением? Это будет происходить централизованно или врач сам будет обходить дома?

Гражданин может выбрать любого семейного врача, независимо от месяца проживания или регистрации.

Инициатором заключения декларации может быть как врач, так и гражданин. У каждого своя заинтересованность: у врача — количество контрактов (от этого будет зависеть его заработная плата), у гражданина — желание иметь доступ к медицинской помощи, в чем поможет личный врач.

Если вы уже имеете врача, оказывающего медицинскую помощь вам или членам вашей семьи, вы к нему привыкли и доверяете ему, просто подпишите с ним декларацию. А Национальная служба здоровья Украины заплатит вашему врачу. Если врач, который вел вас к началу приписной кампании, не устраивает, вы можете найти того, кому готовы доверить свое здоровье.

19. Где искать подходящего семейного врача?

1. Узнайте о семейных врачах, которые работают в ближайших к вам амбулаториях семейной медицины или поликлиниках.

2. Расспросите соседей и знакомых, нравится ли им их семейный врач, устраивают ли его методы профилактики, обследования и лечения.

3. Обратитесь в местный отдел здравоохранения, где вам смогут предоставить информацию о семейных врачах в вашем населенном пункте или районе.

4. До начала приписной кампании также будет создана единая открытая электронная база, привязанная к карте, где вы сможете выбрать врача, к которому удобно и быстро добраться.

Определились с врачом. Что дальше?

1. Как только будет объявлено о начале приписной кампании, вы сможете подписать декларацию с семейным врачом.

2. Вы можете подписать декларацию в любое время, даже во время первого обращения.

3. Декларация подписывается бессрочно и действует до момента, пока вы не решите изменить врача.

4. С 1 января 2018 семейный врач начнет получать прямую годовую оплату за обслуживание каждого пациента, который заключил с ним договор.

20. Не противоречит ли реформа статье 49 Конституции Украины?

В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Бесплатность, согласно решению Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 No 10-рп / 2002, означает, что лицо не должно возмещать стоимость медицинской помощи ни в виде каких-либо платежей, ни в любой другой форме, независимо от времени предоставления медицинской помощи. Не возбраняется за отдельную плату предоставлять гражданам медицинские услуги, которые выходят за пределы медицинской помощи.

На первичном уровне и при наступлении экстренной ситуации государство будет оплачивать 100 %-ную всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов. Первичная медицинская помощь будет покрывать около 80 % всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100 % оплату медицинской помощи и других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в лечение и определенных программой медицинских гарантий.

21. Не приведет ли медреформа к закрытию больниц и сокращению медицинских работников?

На первом этапе реформы Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи. Но со временем конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений — маломощные, плохо оснащенные и мало загруженные больницы, где просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения — на реабилитационные, диагностические центры, хосписы.

Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто к ним обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь. Без работы могут остаться только те, к кому не захотят идти люди. Реформа будет способствовать тому, что врачи будут конкурировать за пациента.

Благоустройством сети лечебных учреждений должны заниматься местные власти. Местные общины должны решить, какие из них нужно усилить, а какие перепрофилировать.

В рамках образования госпитальных округов Минздрав определяет нормы нагрузки и виды медицинской помощи, которые будут предоставляться в основных больницах госпитальных округов. Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги в больницы. Государство со своей стороны выделит дополнительные деньги на усиление мощных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.

22. Останутся ли узкие специалисты при поликлиниках?

Медицинские учреждения сами будут решать, какие специалисты им нужны для предоставления заказанных государством услуг. По опыту других стран, можно ожидать постепенное уменьшение запросов к узким специалистам параллельно с повышением квалификации семейных врачей.

Также стоит отметить, что перспективным является переквалификация узких специалистов во врачей общей практики. В таком случае врач сможет предоставлять как услуги первичной медицинской помощи (и иметь достойный стабильный доход), так и, при наличии необходимого оборудования, предоставлять профильные услуги.

Семейные врачи с дополнительной специализацией будут пользоваться дополнительным спросом со стороны пациентов с соответствующими хроническими заболеваниями. Особенно это касается кардиологов, пульмонологов, гастроэнтерологов.

23. Будет ли семейный врач выезжать на вызовы пациентов?

Врач первичной медпомощи (семейный врач, педиатр, терапевт) по своему усмотрению принимает решение о предоставлении отдельных услуг по месту жительства или пребывания пациента по телефону или по Интернету.

Возраст пациента, удаленность его места пребывания от места приема семейного врача или отсутствие у пациента средств на проезд не могут быть единственными основаниями для вызова и выезда врача. Решение остается за врачом.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту