ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Почему IKEA, Starbucks и другие мировые гиганты не торопятся на украинский рынок?
13.02.2018 / Газета: Комсомольская правда / № s / Тираж: 9000

Кофейни «Старбакс» не из дешевых, но очень популярны в мире.

Ответ на этот вопрос «КП» в Украине» выясняла вместе с экспертами.

«Старбакс» в недоумении

Если для всего мира экономический форум в Давосе является площадкой для привлечения инвестиций, то для Украины он стал площадкой для очередного облома. Напомним, что во время выступления на панельной дискуссии «Киев как новый глобальный технохаб» братья Кличко призвали инвесторов вкладывать деньги в украинскую столицу. А в качестве подтверждения инвестиционного потенциала города мэр Киева Виталий Кличко сообщил о том, что компания «Старбакс» изучает вопрос выхода на рынок Украины.

В самой компании о своих планах узнали, по всей видимости, от Кличко. Буквально через пару дней популярная сеть кофеен опровергла слова мэра, сообщив, что не планирует работать в Украине.

Однако если отечественные СМИ и надеялись смутить столичного мэра этим сообщением, то совершенно напрасно: создается впечатление, что мягкое опровержение компании «Старбакс» его только раззадорило. Так что он продолжает упрямо стоять на своем: «Старбакс» однозначно придет в Киев!

«Было очень много спекуляций на эту тему, я был очень удивлен. Могу сказать, что речь шла о заинтересованности, о франчайзинге, который может быть. И сейчас рассматриваются такие возможности», — сказал Виталий Кличко, добавив, что «Старбакс» однозначно придет в Украину — это лишь вопрос времени. А мы должны сделать все, чтобы эта компания зашла как можно скорее.

А что там с «ИКЕА»?

По словам столичного мэра, в Украине вообще и в Киеве в частности работают представительства многих мировых брендов. И он как мэр делает все, чтобы привлекать в украинскую столицу еще больше иностранных компаний.

Не хотелось бы в этой связи вспоминать давнюю историю с компанией «ИКЕА»… Впрочем, мы не виноваты, и Кличко поднял эту тему сам.

«У меня была встреча с представителем компании «ИКЕА», которая уже много лет намерена входить на украинский рынок, и мы надеемся, что в 2018 году эта компания откроет представительство в Киеве. И я очень рад этому», — отметил мэр столицы.

Чему так радуется столичный мэр — непонятно. Напомним, что новость о приходе в Украину знаменитой шведской сети магазинов муссируется уже несколько лет. В частности, о попытках зайти на украинский рынок сообщалось в 2005-м, 2008-м и 2015 годах. Все они не увенчались успехом из-за невозможности прозрачно договориться с местными властями о выделении земельных участков. А последний громкий информационный всплеск по этому поводу случился минувшим летом.

Полгода назад информация вышла на онлайн-просторы с подачи главы правления ЧАО «Мандарин Плаза» Александра Черницкого, который не только рассказал общественности о намерениях шведского гиганта, но и предположил, где именно он может «осесть» — в ТРЦ, который еще даже не начал строиться! Украинцы принялись комментировать радостную новость как свершившийся факт, и лишь очень немногие скептики пытались вразумить соотечественников: пока еще «никто никуда не идет», а вброс про «ИKEA» — не более чем пиар будущего ТРЦ.

Комментарий самой сети ничего не прояснил: в «ИKEA» сообщили, что «франшиза для Украины действительно предоставлена, но точной даты по открытию торговой сети пока нет».

Красиво, и шарики желто-голубые... Но это пока Китай, ждем у нас? Фото: Gettyimages

Три вопроса

В связи со всем вышесказанным возникают по меньшей мере три очевидных вопроса, ответы на которые мы попытались прояснить с помощью экспертов.

Почему все так ждут прихода этих компаний и так радуются? Кофе в «Старбакс», мягко говоря, на любителя, да и сладости — такие же. Зато цены будут явно гораздо выше средних по рынку. Что касается товаров «ИKEA», то они и сейчас вполне доступны в Украине, по крайней мере в столице. Частные поставщики покупают их в Польше или России, везут к нам и продают со своей наценкой. Так в чем же радость?

Эксперты говорят, что «ИKEA» завоевала статус сети, где все не просто «дешево и сердито», но еще и модно. То же самое можно сказать и о «Старбакс». А украинцы модными сетями не избалованы, поэтому есть ощущение, что выход этих компаний на наш рынок немного приближает нас к Европе.

- Для многих новости о приходе «ИКЕА» и «Старбакс» — как бальзам на душу, причем даже для тех, кому, несмотря на «дешевизну», эти магазины и кафе окажутся не по карману, — говорит экономист Андрей Мартынюк. — Ведь уже сами новости — как сигнал: раз такие известные гиганты все же рассматривают Украину в качестве страны для сотрудничества, то реформы идут, страна движется в правильном направлении и жизнь налаживается.

- Масс-маркет, дешевые решения, большой ассортимент, хорошее качество, умеренные наценки, — добавил своих плюсов приходу «ИKEA» на украинский рынок аналитик Андрей Вигиринский. — И, разумеется, дополнительные рабочие места и налоги. Обыватели же просто радуются приходу известных брендов — как в свое время радовались приходу «Ашана». Хотя, конечно, эта радость немного преждевременна: пока еще никто никуда не пришел.

Почему все-таки они к нам не идут? Честно говоря, видя, как их здесь ждут, могли бы уже прийти хотя бы из вежливости!

- Главная причина того, что эти мировые гиганты не торопятся выходить на наш рынок, заключается в том, что он слишком мелкий для крупных международных компаний, — поясняет президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко. — Они оценивают размер рынка, количество потенциальных покупателей и, разумеется, покупательную способность. А вот тут проблема! И пока в Украине зарплата будет, как в Африке, ни одна нормальная международная компания к нам не зайдет, поскольку понимает: у нее здесь не будет достаточного дохода. Как правило, заход компании в страну — это дорого: офисы, склады, логистика, реклама. Неудивительно, что они всегда считают, сколько им нужно времени и денег и сколько они потом получат прибыли.

- Думаю, что есть несколько ключевых причин, — добавляет аналитик Алексей Кущ. — Во-первых, они всегда разрабатывают долгосрочные стратегии, уход с рынка для них неприемлем. Во-вторых, они заходят легально и ведут прозрачный бизнес. В-третьих, отчетность перед кредиторами и акционерами требует наличия определенных стандартов, в том числе по защите титулов собственности. Применительно к Украине — долгосрочные перспективы туманны, риски велики. А зайти на рынок без коррупционной «смазки» невозможно, ведь чужую прибыль, с которой ничего не перепало, наш чиновник воспринимает как личное оскорбление! Титулы собственности не защищены, так что активы в Украине классифицируются как сверхрисковые.

Зачем чиновники продолжают делать неправдивые и ничем не подкрепленные заявления?

- Возможно, наши чиновники, делая свои громкие заявления, просто не ожидают столь быстрых разоблачений, — предполагает Андрей Мартынюк. — Но, к их несчастью, пиар-службы западных компаний открыты к сотрудничеству и быстро отвечают на запросы журналистов.

Алексей Кущ уверен, что все гораздо проще. И ничем не подкрепленные заявления объясняются тем, что на подобных мировых брендах можно неплохо пиариться на международных форумах.

В то же время аналитик ГК «Телетрейд» Сергей Шевчук говорит, что для Украины за неимением лучшего само наличие слухов — уже хоть какая-то «победа».

- Приход таких крупных предприятий добавит стране очков на мировом рынке инвестиционной привлекательности: если они решатся работать с Украиной, то и другие подтянутся! — говорит эксперт. — Конечно, официальных заявлений пока не было, но позитивные ожидания для рынка — это тоже неплохо. Так что для Украины хорошо уже наличие самих слухов.

Автор: Наталья МИЧКОВСКАЯ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту