ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Докеры предлагают Кабмину семь раз «примерить»
27.03.2018 / Газета: Окна / № 6(527) / Тираж: 5002

У жителей украинского Придунавья вызвало тревогу принятое 14 февраля Кабмином решение утвердить финансовый план «Укрзалiзницi», в котором предусмотрено технико-экономическое обоснование строительства участка железной дороги Березино – Басарабяска.

Может пострадать экономика региона

НЕДАВНО в адрес исполкома Измаильского горсовета поступило обращение профсоюзного комитета государственного предприятия «Измаильский морской торговый порт», в котором подчеркивается, что восстановление участка железнодорожной колеи на участке Березино (Одесская железная дорога) – Басарабяска (республика Молдова) приведет к падению грузооборота Измаильского и Ренийского портов, снизит объемы перевозок транспортных предприятий региона. В обращении также отмечается, что изменение существующих логистических схем повлечет за собой существенные потери украинских портов Придунавья по зерновым грузам, объемам экспорта и транзита железной руды, импортных грузов – и все в пользу молдавского Джурджулештского порта и румынского порта Галац.

В Измаиле и Рени порты являются градообразующими предприятиями. Поэтому на защиту портов здесь поднимаются не только докеры, но и другие горожане. Если упадет перевалка грузов в портах, нечем станет платить зарплату учителям и врачам.

И неудивительно, что это обращение сразу же нашло поддержку у мэра Измаила Андрея Абрамченко. «Если в действующей логистической схеме Измаильский порт является центром, то после восстановления участка колеи Березино – Басарабяска большая часть грузов будет переориентирована на румынский порт Галац, – говорит он. – Негативные последствия не замедлят сказаться не только на Украинском Дунайском пароходстве (УДП), региональном филиале Одесской железной дороги «Укразлізниці». Учитывая, что предприятия морехозяйственного комплекса для Измаила являются бюджетоформирующими, и наполнение казны города во многом зависит от эффективности их работы, ухудшение экономического состояния порта и УДП повлечет за собой ощутимое падение социально-экономического развития нашего города».

Потери нечем восполнить

СВОЮ обеспокоенность в связи с этими намерениями Андрей Абрамченко выразил на состоявшемся в Измаиле совещании, в котором участвовал заместитель главы госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Дмитрий Роменский. Мэр попросил руководящий аппарат АМПУ посодействовать в отстаивании интересов Измаильского морского порта и других предприятий морехозяйственного комплекса Дунайского региона. А исполком Измаильского горсовета направил обращение к президенту Украины, спикеру Верховной Рады, главе правительства с просьбой провести всесторонний анализ целесообразности реализации проекта восстановления железнодорожной ветки Басарабяска – Березино, его влияния на экономическое состояние украинских Дунайских портов, транспортных предприятий и экономики региона в целом.

– Наш порт сейчас имеет крупные, устойчивые, постоянные грузопотоки железорудного сырья, также каменного угля на комбинаты ArcelorMittal Galati в Румынии, Voestalpine в Австрии и HBIS GROUP Serbia (бывший Železara Smederevo) в Сербии, – отмечает заместитель директора Измаильского порта Юрий Власенко. – Если ветка будет построена, этот грузопоток в полном объеме уйдет на железную дорогу. Ведь всего в километре от главного офиса порта Джурджулешты находится железнодорожный мост, соединяющий Молдову с Румынией. Пока что мы не видим таких грузов, которые смогли бы быстро и в таком объеме заменить возникающие потери. Причем на Галац может уйти по железной дороге и украинский экспорт, где он будет переваливаться на баржи и уходить вверх по Дунаю.

Во время подготовки этой статьи мне довелось побеседовать со многими жителями Придунавья. И большинство из них считают, что этот регион уже длительное время пребывает в депрессивном состоянии из-за того, что в верхних эшелонах власти мало профессионалов, а балом правят там коррупционеры. Чтобы создать видимость бурной деятельности, министерские чиновники проводят здесь уйму заседаний за круглым столом, рабочих групп и различных комиссий, но так и ничего не сделали для решения острых вопросов региона. Особенно возмущает людей передача Молдове части украинского берега Дуная, на котором соседи построили и развивают мощный порт, ставший конкурентом для украинских предприятий.

«Доллары хотели закопать в болото»

ОЧЕНЬ странно, что столичные чиновники не захотели реализовать идею бывшего начальника Ренийского порта Валерия Вертинского, предлагавшего в 90-х годах прошлого века значительно увеличить грузооборот этого предприятия за счет экспортно-импортных грузов Молдовы. Кстати, и представители Молдовы выражали тогда желание арендовать часть причалов порта Рени или использовать их на других правовых условиях. Киевские же столоначальники почему-то увидели свой интерес в появлении у соседей конкурента, а не партнера.

Дав добро на создание зарубежного порта, украинская власть должна была бы всерьез заняться обеспечением должной инфраструктуры в Придунавье, чтобы минимизировать потери от конкуренции с соседом. Однако за 27 лет независимости чиновники так и не удосужились в полной мере реализовать в регионе комплексную программу утверждения Украины как транзитной державы на 2002-2010 годы; Программу комплексного развития Придунавья на 2004-2011 годы; Концепцию создания на юго-западе Одесчины территории приоритетного развития; национальный проект «Дунайский коридор»… Так и не появилась железнодорожная ветка Измаил – Рени, которую еще правительство Юрия Еханурова называло стратегическим проектом и намеревалось ввести ее в эксплуатацию до 24 августа 2006 года.

Интересно, что специалисты-железнодорожники оценивали стоимость строительства данной ветки в 60-90 милли­онов долларов. В официальных документах этот показатель вырос до 500 миллионов. А в 2010 году министр транспорта и связи Константин Ефименко в официальном письме на имя губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука оценил затраты на ветку в 727 миллионов долларов. Неудивительно, что один из чиновников назвал идею строительства этой ветки схемой по отмыванию денег и закапыванием государственных средств в придунайские болота и плавни.

…Совсем по-другому развиваются события в Молдове. К новому порту были быстро подведены железнодорожная ветка Кагул – Джурджулешты, построен автобан. Перехватив транспортную инициативу у украинцев, наши соседи стали главным конкурентом задыхающегося Придунавья. И не случайно мои собеседники подчеркивают, что чем быстрее у нас утвердится демократическое государство с прозрачной политикой и экономикой, тем увереннее начнут преодолеваться кризисные явления в экономике и социальной сфере.

Одесская область.

Автор: Владимир КРЕЩУК, «Рабочая газета»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту