Почти каждый день из информационных источников поступают сообщения о тонущих судах, людях, пострадавших во время наводнений, о жертвах снежных заносов и техногенных катастроф. И всегда первыми на помощь спешат работники различных спасательных служб. Именно от них зависит, успеют ли они сохранить чьи-то жизни или вообще дать хоть какую-то надежду на спасение.
Каждый из нас прекрасно понимает: спасатели должны иметь необходимое материальное обеспечение, чтобы их работа была наиболее эффективной. Сегодня, когда экономический кризис стал глобальным, надеяться на это трудно. Не хватает средств, техники, все сложнее становится готовить специалистов. Но службы, где сохранили традиции и очень хорошо понимают свою ответственность за жизнь людей, которые оказываются в сложных условиях выживания, несмотря на все, находят возможности для существенного расширения своих возможностей.
Именно специализированных вертолетов и самолетов недостает украинскому Казенному предприятию «Морская поисково-спасательная служба», чтобы быть оснащенным вровень с аналогичными профильными службами стран Евросоюза. Но даже и без этого незаменимого компонента предприятие, созданное в составе Мининфраструктуры сравнительно недавно, в 2011 году, уже успешно утверждает европейские стандарты, обустраивается и развивается. И все это в условиях сложных экономических реалий нашей страны. Особенно показательным в этом плане стал прошедший год.
ДАЖЕ МЕНЬШЕ ТРИДЦАТИ
Главным «плюсом» 2017-го специалисты считают «достижение тридцатиминутной готовности»: за это время все быстроходные суда-спасатели должны быть подготовлены к выполнению задачи, предусмотренной требованиями Конвенции SAR-79 и IAMSAR (Международное руководство по авиационному и морскому поиску и спасению). В течение всего прошлого года эта готовность соблюдалась без исключений, чего раньше добиться не удавалось. Более того, тренировки и учения показали, что судам быстрого реагирования требуется даже меньше времени, чтобы приступить к выполнению задания.
НЕ КАЖДЫЙ МОРЯК ЗНАЕТ КАК
Почему же только в прошлом году удалось выйти на параметр тридцатиминутной готовности?
– Были проблемы и с базированием судов, и особенно с комплектацией экипажей быстроходных катеров, – рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора по поиску и спасению Сергей Дубин, – не каждый даже весьма опытный моряк может в полной мере выполнять обязанности спасателя. У нас очень жесткий отбор кандидатов. Прежде всего, спасатель должен быть человеком психологически устойчивым, ведь ему предстоит работать в форс-мажорных обстоятельствах. Он должен быть вынослив, обладать хорошей реакцией, поскольку счет может идти на минуты – требуется принимать правильные решения быстро, и столь же быстро действовать. Знание морского дела – само собой.
Потому много времени ушло в КП «МПСС» на подготовку специалистов и формирование полноценных экипажей. К слову, учеба и переподготовка судового персонала (матросов, механиков) постоянно проходит на базе лицензионных тренировочных центров. Совсем недавно отрабатывались задачи по повышению квалификации матросов-спасателей, механики прошли обучение по оказанию медицинской помощи, получили дополнительные знания по работе со средствами радиосвязи. То есть упор делается на универсализацию возможностей и умений всех членов экипажа. Пусть механик будет асом в своем деле, но он должен уметь оказать и медицинскую помощь, ибо в условиях спасательной операции это может понадобиться.
– Мы стремимся быть в курсе всех мировых новаций в области поиска и спасения, – подчеркивает Сергей Анатольевич Дубин, – строить свою работу с учетом опыта развитых стран.
Совсем недавно украинская делегация приняла участие в работе V сессии Подкомитета по навигации, радиосвязи, поиску и спасанию Международной морской организации (NCSR-5) в Лондоне. Особенно важным был вопрос о гармонизации усилий авиационной и морской служб при организации поисково-спасательных мероприятий в акваториях морей и океанов: они должны осуществляться по единой процедуре, по одному плану. Это отражено в документах и вскоре обретет силу рекомендаций, а также будет внесено в новую редакцию (переиздание) IAMSAR.
БЛЕСТЯЩЕ ВЫГЛЯДЕЛ «САПФИР»
Еще один «плюс» прошлого года – вступление в строй большого морского буксира «Сапфир». Это специализированное всепогодное судно. Он способен выполнять задачи по поиску и спасению людей в любой точке зоны ответственности Украины. А зона нашей ответственности, в соответствии с международными требованиями, составляет около 137 квадратных километров Черного и Азовского морей. По площади этот «кусок» – примерно четверть сухопутной территории Украины. В ходе большого учебно-тренировочного похода «Сапфир» прошел по «кромке» зоны ответственности и успешно выполнил все пять поставленных задач во взаимодействии с Государственным морским спасательно-координационным центром КП «МПСС».
Кроме того, «Сапфир» в этом походе взаимодействовал также со спасательно-координационными центрами других причерноморских стран. Спасательное судно было одновременно на связи с Одессой, Констанцей, Варной, Стамбулом, Самсуном. Сейчас планируются совместные учения с румынскими коллегами.
Взаимодействие – это ключевое понятие для многофункционального предприятия КП «МПСС». Речь может идти не только о поиске и спасении, но и о выполнении более широкого круга задач в интересах безопасности страны. Для этого очень нужна винтокрылая техника.
ВЕРТОЛЕТ – НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО...
Так когда же у украинских спасателей появится собственная авиация?
С учетом выводов лондонской конференции она крайне необходима. И с точки зрения того, что в зону морской ответственности Украины входит обширная площадь – тоже. В КП «МПСС» говорят о морской авиации как об одном из главных приоритетов. По мнению специалистов, нужны два специализированных вертолета, способных выполнять норматив ИМО по достижению места бедствия и спасанию людей. Эти вертолеты могут решать задачи и в море, и в зоне пяти приморских областей. Идеально – плюс один самолет – для осуществления разведки, мониторинга и руководства операцией. Срок эксплуатации такой техники – до сорока лет. Сегодня быстроходные катера способны дойти до самых отдаленных точек нашего поисково-спасательного района за десять часов. Но согласно морским правилам, на преодоление расстояния отводится до двух часов. Это может сделать только авиация. Сейчас этот вопрос прорабатывается в Мининфраструктуры.
Создание такого авиаподразделения не только повысит эффективность выполнения операций по поиску и спасению на море, но в определенном смысле «подтянет» экономическую привлекательность региона и страны. Каким образом? Наличие винтокрылой техники, способной обеспечить высокий уровень безопасности на море, усилит позиции Украины на рынке грузопассажирских перевозок. Ведь при формировании судозаходов судов в те, или иные порты, страховые компании оценивают риски, связанные с безопасностью людей, и, соответственно, рекомендуют или не рекомендуют судозаходы. Также станет возможным уменьшение фрахтовой ставки для грузовых судов. Кстати, в прошлом году подписан первый план взаимодействия с пассажирским судном, которое проходит транзитом в нашей зоне ответственности, на оказание услуг по поиску и спасению согласно требованиям ИМО и СОЛАС. Начало положено, и это усиливает позиции предприятия. Также получена заявка от одного из навигационных провайдеров на обеспечение услуг по поиску и спасению в нынешнем году…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |