Уже второй год подряд правительство демонстрирует новое качество бюджетного процесса. Проект госбюджета на 2018 год и пакет законодательных изменений к нему были поданы в парламент своевременно. С 15 сентября 2017 года началась широкая и открытая дискуссия по поводу его основных параметров. Блок вопросов местного самоуправления – не исключение, ведь децентрализация задекларирована как один из приоритетов деятельности правительства. Системный анализ предложенных изменений позволяет выделить ряд значительных рисков для органов местного самоуправления, с которыми они уже столкнулись. Надо искать пути и возможности, как избежать подобного в следующем, 2019 году.
Исходные данные
Общий финансовый ресурс областного бюджета с трансфертами составил 10,2 млрд грн. Налоги, которые поступят в областной бюджет, –
2 млрд грн, межбюджетные трансферты – 8,2 млрд грн, реверсная дотация – 24,4 млн грн.
Как и прежде, налог с доходов физических лиц является основным бюджетообразующим налогом, на него приходится 80% поступлений общего фонда областного бюджета, что составляет 1,6 млрд грн. (увеличение по сравнению с 2017 годом составит 119,2%).
По информации директора департамента финансов ОГА Марины Зинченко, на 2018 год в полном объёме предусмотрены расходы на обеспечение первостепенных мер противопожарной безопасности во всех бюджетных и коммунальных учреждениях области на общую сумму 111,2 млн грн. Она также отметила, что объем финансирования комплексных отраслевых программ составит 282,9 млн грн.
Основным акцентом областного бюджета 2018 года является социальная сфера: повышение качества социальных гарантий для населения путём поддержки воинов АТО, молодёжи, детей-сирот и других незащищённых категорий граждан. Запланировано увеличение финансирования образовательных программ, около 30% от общего объёма финансирования целевых программ пойдут на развитие и реформирование медицины.
Также в областном бюджете заложены средства на продолжение восстановительных и реставрационных работ в Аккерманской крепости. Из дополнительных источников предстоит изыскать средства на реконструкцию Музея морского флота и Украинского театра.
Трудности перехода
В части межбюджетных отношений из состава субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг исключена оплата льгот и оставлено финансирование из государственного бюджета только субсидий. То есть на уровень местных бюджетов передается оплата льгот населению за жилищно-коммунальные услуги, что нарушает принцип субсидиарности, может значительно разбалансировать местные бюджеты и в результате привести к невыполнению государством своих социальных обязательств по предоставлению гражданам Украины социальных льгот, компенсаций и гарантий, установленных законами Украины.
Органы местного самоуправления вынуждены за свой счет финансировать льготные категории граждан, перечень которых определен государством, и отвлекать собственные средства, которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры.
По данному вопросу уже высказываются предложения ходатайствовать перед правительством о том, чтобы в 2019 году государство вернулось хотя бы к частичному финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги. Возможно, какое-то решение по этому поводу примет Ассоциация городов Украины.
Минфин предусмотрел дополнительную дотацию в объеме на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учебных и учреждений здравоохранения, но без равного и справедливого подхода к ее распределению. Так, в расчеты включены только областные бюджеты с дальнейшим перераспределением средств областными государственными администрациями. Это нарушает децентрализационные принципы: громады для того и объединялись, чтобы иметь прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, и закладывает коррупционные риски, поскольку ОГА будут определять направления распределения средств самостоятельно, без согласования с депутатами областного совета.
Действительно, депутаты областного совета на сессиях уже не раз высказывали недовольство распределением средств на нужды медучреждений, которые департамент здравоохранения ОГА делал без согласования с ними. Судя по всему, предложенный в этом году механизм доведения дотаций до местного уровня на следующий должен быть обязательно откорректирован.
Уход от ответственности
Проблемы возникли и с объемами медицинской и образовательной субвенций.
Объем первой сократили по сравнению с 2017 годом, так как Минздрав запланировал финансирование первичной медпомощи национальным оператором – Национальной службой здоровья – исключительно медицинским учреждениям за предоставленные услуги. Но год начался, а Национальная служба здоровья до сих пор не создана. Как следствие, учреждения первичной медико-санитарной помощи могут оказаться по итогам нынешнего года существенно недофинансированными.
Еще хуже ситуация с медучреждениями вторичного и третичного уровня – там средств для реализации намеченного в рамках реформы, в частности, на техническое перевооружение, практически нет.
Не лучше положение дел и в образовательной сфере – недофинансирование субвенции не позволит местным органам власти обеспечить нормальную работу переданных им на баланс с 1 января 2018 года учебных заведений I-II уровней аккредитации.
К сожалению, Минфин сообщил об этом летом прошлого года, а депутаты забили тревогу лишь в начале нынешнего, когда поезд, как говорится, ушел.
Таким образом, органы местного самоуправления могут снова оказаться в ситуации, когда вынуждены будут за счет собственных средств обеспечивать выплату зарплаты учителям, медикам и содержать указанные отрасли в более-менее нормальном состоянии. Хотя по сути все это – прямые функции государства.
Много споров ведется и по поводу отсутствия субвенции на льготную перевозку отдельных категорий граждан, хотя право на него закреплено государством, а не органами местного самоуправления. То есть государство попросту переложило этот груз на областной бюджет и предоставило ему самостоятельно искать пути решения всех конфликтов с недовольными фирмами-перевозчиками.
Таким образом, Гарантированные государством льготы фактически будут предоставляться, исходя из финансовой состоятельности того или иного местного бюджета, что нарушает основные принципы Бюджетного кодекса по справедливому и непредвзятому распределению средств.
Вместо заключения
Предстоит внимательно проанализировать бюджетную историю этого года, чтобы заранее начать требовать от государства не формального перекладывания полномочий на местный уровень, за которым не следует достаточного финансового обеспечения, а реальной ответственности за выполнение норм и положений действующего законодательства. В противном случае избежать недовольства людей и акций протеста, а также сокращения сети учебных и лечебных учреждений не удастся. Да и предложенные реформы могут оказаться всего лишь теоретическими выкладками, не учитывающими реалий сегодняшнего дня и потому не имеющими шансов на реальную реализацию.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |