ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Финансовая конституция региона
11.04.2018 / Газета: Одесские известия / № 28(5052) / Тираж: 18937

Уже второй год подряд правительство демонстрирует новое качество бюджетного процесса. Проект госбюджета на 2018 год и пакет законодательных изменений к нему были поданы в парламент своевременно. С 15 сентября 2017 года началась широкая и открытая дискуссия по поводу его основных параметров. Блок вопросов местного самоуправления – не исключение, ведь децентрализация задекларирована как один из приоритетов деятельности правительства. Системный анализ предложенных изменений позволяет выделить ряд значительных рисков для органов местного самоуправления, с которыми они уже столкнулись. Надо искать пути и возможности, как избежать подобного в следующем, 2019 году.

Исходные данные

Общий финансовый ресурс областного бюджета с трансфертами составил 10,2 млрд грн. Налоги, которые поступят в областной бюджет, – ­

2 млрд грн, межбюджетные трансферты – 8,2 млрд грн, реверсная дотация – 24,4 млн грн.

Как и прежде, налог с доходов фи­зи­ческих лиц является основным бюджетообразующим налогом, на него приходится 80% поступлений общего фонда областного бюджета, что составляет 1,6 млрд грн. (увеличение по сравнению с 2017 годом составит 119,2%).

По информации директора де­партамента финансов ОГА Марины Зинченко, на 2018 год в полном объёме предусмотрены расходы на обеспечение первостепенных мер противопожарной безопасности во всех бюджетных и коммунальных учреждениях области на общую сумму 111,2 млн грн. Она также отметила, что объем финансирования комплексных отраслевых программ составит 282,9 млн грн.

Основным акцентом областного бюджета 2018 года является соци­альная сфера: повышение качества социальных гарантий для населения путём поддержки воинов АТО, мо­лодёжи, детей-сирот и других не­защищённых категорий граждан. Запланировано увеличение финан­сирования образовательных прог­­рамм, около 30% от общего объ­ёма финансирования целевых программ пойдут на развитие и ре­формирование медицины.

Также в областном бюджете за­ложены средства на продолжение восстановительных и реставрационных работ в Аккерманской крепости. Из дополнительных источников предстоит изыскать средства на реконструкцию Музея морского флота и Украинского театра.

Трудности перехода

В части межбюджетных отношений из состава субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг исключена оплата льгот и оставлено финансирование из государственного бюджета только субсидий. То есть на уровень местных бюджетов передается оплата льгот населению за жилищно-коммунальные ус­луги, что нарушает принцип субси­диарности, может значительно разбалансировать местные бюджеты и в результате привести к невыполнению государством своих социальных обязательств по предоставлению гражданам Украины социальных льгот, компенсаций и гарантий, установленных законами Украины.

Органы местного самоуправления вынуждены за свой счет финан­сировать льготные категории граж­дан, перечень которых определен государством, и отвлекать собст­венные средства, которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры.

По данному вопросу уже выс­казываются предложения хода­тайствовать перед правительством о том, чтобы в 2019 году государство вернулось хотя бы к частичному финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги. Возможно, какое-то решение по этому поводу примет Ассоциация городов Украины.

Минфин предусмотрел допол­нительную дотацию в объеме на осуществление переданных из­­ госу­дар­ственного бюджета расходов по содержанию учебных и учреждений здравоохранения, но без равного и справедливого подхода к ее рас­пределению. Так, в расчеты включены только областные бюджеты с даль­нейшим перераспределением средств областными госу­дарст­венными администрациями. Это нарушает децентрализационные принципы: громады для того и объединялись, чтобы иметь прямые межбюджетные отношения с го­су­дарственным бюджетом, и зак­ладывает коррупционные риски, поскольку ОГА будут определять направления распределения средств самостоятельно, без согласования с депутатами областного совета.

Действительно, депутаты област­ного совета на сессиях уже не раз­ высказывали недовольство рас­пределением средств на нужды медучреждений, которые департамент здравоохранения ОГА делал без согласования с ними. Судя по всему, предложенный в этом году механизм доведения дотаций до местного уровня на следующий должен быть обязательно откорректирован.

Уход от ответственности

Проблемы возникли и с объемами медицинской и образовательной субвенций.

Объем первой сократили по срав­нению с 2017 годом, так как Минздрав запланировал финансирование первичной медпомощи национальным оператором – Национальной служ­бой здоровья – исключительно ме­ди­цинским учреждениям за пре­до­ставленные услуги. Но год на­чался, а Национальная служба здоровья до сих пор не создана. Как следствие, учреждения пер­вичной медико-санитарной помо­щи могут оказаться по итогам ны­­­неш­него года существенно недо­фи­нансированными.

Еще хуже ситуация с медуч­реж­дениями вторичного и третичного уровня – там средств для реализации намеченного в рамках реформы, в частности, на техническое пере­вооружение, практически нет.

Не лучше положение дел и в об­разовательной сфере – недо­фи­нансирование субвенции не позволит местным органам власти обеспечить нормальную работу переданных им на баланс с 1 января 2018 года учебных заведений I-II уровней аккредитации.

К сожалению, Минфин сообщил об этом летом прошлого года, а де­путаты забили тревогу лишь в начале нынешнего, когда поезд, как говорится, ушел.

Таким образом, органы мест­ного самоуправления могут снова оказаться в ситуации, когда вы­нуждены будут за счет собственных средств обеспечивать выплату зарплаты учителям, медикам и содержать указанные отрасли в более-менее нормальном состоянии. Хотя по сути все это – прямые фун­кции государства.

Много споров ведется и по по­воду отсутствия субвенции на льготную перевозку отдельных ка­те­горий граждан, хотя право на него закреплено государством, а не органами местного самоуправления. То есть государство попросту пере­ложило этот груз на областной бюд­жет и предоставило ему самос­то­ятельно искать пути решения всех конфликтов с недовольными фирмами-перевозчиками.

Таким образом, Гарантированные государством льготы фактически будут предоставляться, исходя из финансовой состоятельности того или иного местного бюд­жета, что нарушает основные прин­­ципы Бюджетного кодекса по справедливому и непредвзятому распределению средств.

Вместо заключения

Предстоит внимательно проана­лизировать бюджетную историю этого года, чтобы заранее начать требовать от государства не формального перекладывания полномочий на местный уровень, за которым не следует достаточного финансового обеспечения, а реальной ответственности за выполнение норм и положений действующего законодательства. В противном случае избежать недовольства людей и акций протеста, а также сокращения сети учебных и лечебных учреждений не удастся. Да и предложенные реформы могут оказаться всего лишь теоретическими выкладками, не учитывающими реалий сегодняшнего дня и потому не имеющими шансов на реальную реализацию.

Автор: Лана Воліна


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту