ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Буксирное дело
03.05.2018 / Газета: Окна / № 8(529) / Тираж: 5002

Против руководителей Одесского порта открыли уголовное производство

Нашумевшая история о буксирах Одесского порта таки вылилась в уголовное производство. Прокуратура Одесской области начало досудебное расследование, в котором фигурируют должностные лица ГП «Одесский морской торговый порт» (ГП «ОМТП»). С целью получения неправомерной выгоды они по предварительному сговору с сотрудниками ООО «Экофлот» и ООО «Укрфлот-Сервис», используя свое служебное положение, причинили предприятию и государству огромные убытки. Сведения в Единый реестр досудебных расследований о правонарушениях в порту были внесены 15 марта 2018 года.

Прокуратура уже направила запрос в адрес директора ГП «ОМТП» Виктора Войтко с просьбой предоставить копии документов, касающиеся хозяйственной деятельности госпредприятия, и договоры, заключенные портом с ООО «Экофлот» и ООО «Укрфлот-сервис».

Речь идет о договорах, благодаря которым вышеназванные компании стали использовать буксиры Одесского порта для оказания услуг торговым судам в акватории порта. Частники которые зашли в порт, забрали большую часть заявок на буксирные работы, а для их выполнения стали привлекать флот ГП «ОМТП», состоящий из 12 буксиров. И это при том, что портофлот (после того, как ГП «ОМТП» перестало оказывать стивидорные услуги) остался его единственным высоко рентабельным подразделением, приносящем основную часть прибыли – до 85%.

Напомним, именно нежеланием терять эту прибыль тогдашний директор ГП «ОМТП» Игорь Ткачук, а ныне руководитель одесского филиала АМПУ объяснял свое сопротивление частному иностранному инвестору – компании DP World, которая в прошлом году намеревалась купить буксирный флот Одесского порта за $ 50 млн. В итоге вместо богатого инвестора с мировым именем, в порт зашли никому неизвестные частные структуры, которые работают по очень непрозрачным схемам.

Вначале договор был заключен с ООО «Экофлот», в январе 2017 года. Это был договор о сотрудничестве. Согласно его условиям, ГП «ОМТП» брало на себя обязательства предоставлять «Экофлоту» свои буксиры на основе поданных заявок. Тогда коллектив портофлота открыто выступил на митинге против нечестной конкуренции и передачи частной компании прибыльных услуг по буксировке, да еще по заниженным ценам, разразился скандал. Пошла волна критики в СМИ. Министерство инфраструктуры потребовало объяснить экономическую целесообразность такого сотрудничества, которое вместо прибыли приносит госпредприятию убытки. В итоге в июле 2017 года ГП «ОМТП» было вынуждено в одностороннем порядке расторгнуть договор с «Экофлотом», хотя он был заключен до конца 2017 года.

Но на этом происходящее не закончилось. Как выяснилось, ГП «ОМТП» заключило еще один договор – с ООО «Укрфлот-сервис» на предоставление по заявке компании маневровых и буксирных услуг. Но уже в порту «Черноморск». В договоре фигурируют самые молодые буксиры одесского портофлота (2009 г. постройки) «Патриот» и «Булат». За их работу ГП «ОМТП» мог бы получать гораздо больше денег, если бы оказывал услуги напрямую, без посредника.

Судите сами. Согласно договору, тариф за час работы каждого из буксиров в акватории порта Черноморск составляет 16 316 грн. Хотя первоначально эта цифра рассматривалась на уровне 27 339 грн. Много это или мало? По информации судовладельцев, рыночная цена буксирной проводки судна составляет $ 20-30 тыс. Обычно ввод судна в порт и вывод занимает около двух часов. Как правило, проводку осуществляют двумя буксирами. Так вот, портовики взяли за основу эти цифры, и посчитали потери.

Если поделить $ 20-30 тыс. на 4 часа и на 2 буксира, то стоимость работы одного буксира в час будет равняться $ 2500-3750. То есть, за каждый час работы своих буксиров госпредприятие недополучало приблизительно 49-81 тыс. грн. А если учесть тот факт, что «Укрфлот-Сервис», согласно договору, гарантировал использование каждого буксира не менее 60 часов в месяц, то ежемесячные убытки госпредприятия составляли минимум 3-4 млн. грн.

Правда, осенью прошлого года схема расчетов несколько изменилась в сторону увеличения. Согласно дополнительному соглашению, заключенному 27.09.2017 г., стоимость услуг уже зависела от ряда факторов, в частности, от заправки буксиров топливом, учитывался переход из Одессы в Черноморск, и некого (довольно непрозрачного) коэффициента, привязанного к курсу доллара.

Но, несмотря на корректировки в расчетах, эти цифры сути дела не меняли. Буксиры «Булат» и «Патриот» по-прежнему продолжали работать на «Укрфлот-Сервис». Более того, в конце декабря прошлого года было подписано еще одно допсоглашение, по которому срок договора был продлен до конца 2018 года. И это, несмотря на ухудшение финансового состояния ГП «ОМТП». Ведь если в 2016 году госпредприятие получило свыше 303 млн. грн. чистой прибыли, то плановый показатель на 2017 год составил чуть более 260,6 млн. грн. А согласно финансовому плану ГП «ОМТП» на 2018 год, чистая прибыль и вовсе ожидается на уровне 119,2 млн. грн.

Автор: Павел Васильев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту