ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Субсидии по-новому: кто сможет рассчитывать на помощь государства
18.05.2018 / Газета: Аргументы и факты / № 18-19(1128-1129) / Тираж: 25000

Что изменится для получателей разных видов госпомощи и кому ее больше не дадут?

1 мая, когда начался очередной перерасчет субсидий по жилищно-коммунальным услугам на новый период, вступили в силу и новые правила начисления этого вида помощи. Согласно им, украинцам, которые претендуют на субсидии, теперь будут предъявлены более жесткие требования. Одни их называют антигуманными, другие – справедливыми и необходимыми. А в Кабмине не скрывают, что цель ужесточения правил – уменьшение количества получателей. В то же время чиновники уверены, что новые ограничения не коснутся тех, кто реально нуждается в поддержке — пенсионеров и малообеспеченных людей, зато уменьшат количество злоупотреблений, и вытеснит из числа получателей субсидий тех, кто живет небедно, но скрывает свои доходы. «АиФ» решил разобраться в сути нововведений.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

- 993,4 грн составил средний размер субсидии для одной семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в декабре 2017

- на 43,4% за 2017 год уменьшилась в целом сумма субсидий по сравнению с 2016-м.

ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ

Шесть острых углов для получателей субсидий

Лишние «квадраты»

Первые кандидаты на отказ в получении субсидий — владельцы больших домов и квартир. Тем, у кого площадь квартиры превышает 120 кв. м, а площадь особняка – 200 кв. м, платить за коммуналку придется в полном объеме, независимо от того, сколько человек там зарегистрированы и кто они по статусу. Исключение из этого правила – только детские дома семейного типа и приемные семьи. В Кабмине объясняют, что эта норма принята для того, чтобы не допустить случаев, когда в огромных виллах зарегистрирован один пенсионер с минимальной пенсией, которому невозможно было отказать в получении субсидий.

субсидии

субсидии Фото: АиФ в Украине

«В прошлом отопительном сезоне субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили почти 53 тыс. владельцев домов, площадь которых превышает 200 кв. м, и квартир, больше 120 кв. м, — говорит министр соцполитики Андрей РЕВА. – Если точнее, то субсидии получили 24,4 тыс. владельцев элитных домов и 28,5 тыс. семей, владеющих элитными квартирами».

По регионам ситуация с получением этими людьми субсидий весьма разнообразна. Так, по информации министра, в Луганской обл. субсидии получили 55 семей, владеющие домами площадью более 200 кв. м, а во Львовской обл. – 5 тыс. семей, имеющие такие же дома. А среди получателей субсидий тех, у кого квартиры больше 120 кв. м — в Донецкой обл. 113 семей, во Львовской – 5 тыс. семей.

Новые машины

Откажут в субсидиях и тем, у кого есть автомобиль или другое транспортное средство, например, мотоцикл, в «возрасте» не старше пяти лет. Исключение – мопеды, а также автомобили, полученные безвозмездно или приобретенный на льготных условиях через органы соцзащиты населения.

Впрочем, субсидия владельцу нового авто может быть все же назначена по решению комиссии, если он докажет, что оказался в сложных жизненных обстоятельствах (длительное лечение и т.д.). Но информацию о наличии машины обязательно нужно указывать в декларации. Скрыть это вряд ли удастся, поскольку органы соцзащиты будут получать данные из реестра владельцев транспортных средств, который ведут в МВД.

Доходы в тени

С целью борьбы с теневой занятостью доход официально не работающих украинцев трудоспособного возраста, которые не стоят на учете в центре занятости, будет учитываться на уровне трех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц — сейчас это 5,286 тыс. грн. Также в новой редакции Порядка назначения субсидий предусмотрено, что семьи, в которых есть совершеннолетние дети (внуки, племянники и т.д.), но они не работают, не является студентами дневной формы обучения, не служат в армии, не стоят на учете в центре занятости, — не могут претендовать на субсидии. Также не смогут претендовать на субсидии и те, кто сдает в аренду свое жилье, но официально это не оформляет. Из списка получателей госпомощи на оплату коммуналки, как и раньше, вычеркнут и тех, кто совершил покупку на сумму больше 50 тыс. грн.

Заграница не поможет

Не получат субсидии и те, кто более 60 дней находился за границей в течение периода, за который учитываются доходы, поскольку велика вероятность того, что человек в это время зарабатывал за рубежом. Однако эти ограничения не касаются тех, кто был за границей на лечении, учебе или в служебной командировке. Но все это надо подтвердить соответствующими документами. Информацию о пересечении претендентами на получение субсидий границы органы соцзащиты населения будут получать от Госпогранслужбы, так что скрыть свои заграничные поездки не удастся.

Соцнормы «худеют»

Параллельно с новыми правилами предоставления субсидий уменьшаются и соцнормы потребления газа (с 5 до 4,5 куб./кв. м) и электричества для отопления (с 51 до 30 кВт / ч на кв. м). Поскольку субсидия рассчитывается именно на социальную норму, то жители частного сектора и те, кто пользуется индивидуальным отоплением, автоматически получат меньшие суммы субсидий в следующем отопительном сезоне 2018-2019 г. г.

Всевидящее око

За четким выполнением новых правил назначения субсидий будут тщательно следить комиссии, созданные при местных органах соцзащиты населения. Они будут проверять и перепроверять полученную от претендентов информацию, посещать их дома, чтобы определить реальный уровень жизни семьи. Но, в принципе, в каких-то случаях, учитывая конкретные тяжелые жизненные обстоятельства, эти комиссии могут сделать какие-то уступки. Но никаких послаблений не получат те, кто живет в больших, превышающих нормы, квартирах и домах.

КОМУ УПРОСТИЛИ ЖИЗНЬ?

А вот переселенцам стало проще получить субсидии. Начиная с 1 мая, им даже не нужно будет предоставлять договор аренды жилья для оформления субсидии. Чтобы получить ее, им нужно написать заявление, подать декларацию о доходах всех членов семьи. Комиссия из органов соцзащиты посетит их жилье и составит акт обследования материально-бытовых условий. На этом основании и будет предоставлена субсидия.

НОВЫЙ ГРАФИК

Раньше субсидию переназначали на новый период один раз в год — в мае, и отдельно рассчитывали размер ее на летнее и зимнее время. Теперь же, в соответствии с новыми правилами, это будет происходить дважды в год — в мае и в октябре. В мае 2018 года при переназначении субсидий на неотапливаемый период будут учитываться доходы за 3-й и 4-й квартал 2017 года. А в октябре, на отопительный период, — за 1-й и 2-й кварталы 2018 года.

ВСЕХ ПРОВЕРЯТ, НАРУШИТЕЛЕЙ НАКАЖУТ

В Кабмине предполагают, что с введением новых правил примерно 15-20 % из тех, кто сегодня получает субсидии, — лишатся этой помощи от государства. Но некоторые эксперты считают, что без субсидий останется намного больше украинцев.

«У нас 44% семей получают госпомощь на оплату коммуналки в то время, как в других странах подобная помощь предоставляется только 10% граждан, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. – Причем, у нас есть те, кто обворовывает бюджет, будучи вполне состоятельным. Думаю, что после принятых Кабмином мер с нового отопительного сезона получателей субсидий станет на треть меньше, из количество их уменьшится от примерно 6 млн до 2 млн семей».

Тех, кто попытается обмануть государство ради получения субсидии, будут жестко наказывать – потребуют вернуть полученные в качестве субсидий средства в трехкратном размере. Ну а чтобы не было никакого обмана, тех, кому предоставят субсидии, постоянно будут проверять. Этим будут заниматься уже упомянутые комиссии.

Кстати, не исключено, что уже в ближайшее время контроль за получателями госпомощи станет еще более жестким. Это произойдет после того, как в парламенте проголосуют и примут соответствующий законопроект, подготовленный и предложенный Минфином. Этот документ предлагает проверки получателей субсидий проводить в три этапа.

Первый этап – превентивная верификация

Человеку, претендующему на субсидии (а также – на пенсии, различные виды помощи, льготы, субсидии, стипендии, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования), необходимо предоставить данные о доходах и имуществе. Эти данные проверяются с помощью специальной информационно-аналитической платформы — автоматизированной системы накопления, обработки и анализа информации. Впоследствии на этой платформе будет собрано полное досье на каждого украинца, так что в перспективе исчерпывающую информацию о многих из нас контролирующий орган сможет получать практически в один клик.

Второй этап — текущая верификация

Этот вид проверок предусматривает мониторинг уже во время предоставления (и получения) социальной помощи. Текущая проверка включает:

- проведение систематических проверок информации обо всех, кто получает государственные выплаты,

- выявление несоответствий в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации,

- анализ данных, полученных с помощью информационно-аналитической платформы.

Выходит, что если человеку начали платить субсидию, а он через 2-3 месяца купил машину, субсидию у него отберут.

Третий этап — ретроспективная верификация (после завершения выплат)

На этом этапе чиновники уже после окончания выплат (но не позже, чем через три года) проверят, насколько законно человек их получал. При выявлении недостоверной информации, на основании которой были назначены выплаты, получателю придется вернуть полученные средства.

«ЖИВЫЕ» ДЕНЬГИ

Не позже чем с 1 января 2019 года, согласно закону «О жилищно-коммунальных услугах», субсидии будут выплачивать наличными деньгами. То есть, будет введена монетизация субсидий. Чиновники обещают, что реализация этого давно обещанного новшества начнется к концу 2018-го.

«Вводить монетизацию субсидий на жилищно-коммунальные услуги предусмотрено в один этап, — говорит директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий МУЗЫЧЕНКО. – Для выдачи этих денег потребителям сейчас разрабатываются механизмы. Эти деньги могут перечисляться на определенные банковские счета и могут выдаваться на руки, но, очевидно, необходимо будет каким-то образом обеспечивать целевое использование этих средств».

Под целевым использованием, по словам чиновника, подразумевается оплата коммунальных услуг, а, в случае экономии на услугах, использование «лишних» денег на энергомодернизацию домов. В. Музыченко также уточнил, что монетизация никаким образом не повлияет на показатели субсидий – ни на их размер, ни на количество получателей.

«Монетизацию субсидий обязательно надо вводить, — считает директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий РЯБЦЕВ. – Но для этого надо четко понимать кому именно начислять эти «живые» деньги. Ведь сейчас у нас 8,8 млн домохозяйств получают какие-то возмещения. Для этого необходимо выдать такое же количество платежных карт. А это — дополнительные затраты. Кроме того, чтобы реально провести монетизацию, количество субсидиантов необходимо уменьшить с нынешних, как предполагают, 59% до максимум 25%. Ведь субсидии не берутся из воздуха. Их платят те, кто может платить за услуги. Таким образом они рассчитываются не только за себя, но и за тех, кто такой возможности не имеет».

МНЕНИЕ КУШНИРУКА

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «МЕРТВЫХ» ДУШ?

«Кабмин принял решение о создании в Украине единого государственного реестра получателей субсидий. Считаю, что это очень правильное решение, которое назрело очень давно и которое поможет наконец-то навести порядок в вопросе получения соцпомощи от государства. А заодно – избавиться от «мертвых душ» и тех, кто в этой помощи вовсе и не нуждается, но не считает зазорным получать ее.

Ведь у нас сейчас такая сложилась ситуация, что точно никто и не знает, сколько конкретно субсидий и другой помощи из госбюджета (и местных бюджетов) получают украинцы. По неофициальным данным, у нас примерно от 13-15 млн человек до 20 млн граждан – льготники и получатели соцпомощи. И, самое главное, что нет никакого реального представления о том, кто на самом деле нуждается в этой помощи, а кто ее получает совершенно незаслуженно. К тому же не ясно, нет ли в этом огромном списке якобы неимущих, которым помогает государство, «мертвых» душ?

Беда в том, что все эти списки раскиданы по разным реестрам, они находятся в разных местах и населенных пунктах. И эта ситуация создает отличные условия для «введения» в списки «нуждающихся» в помощи от государства несуществующих людей — «мертвых душ». В такой нечеткой и непонятной ситуации это вполне возможно.

Поэтому ужесточение правил для получателей субсидий и других видов государственной помощи для нас крайне необходимы. Они нужны были еще вчера. И крайне необходимо введение единого реестра получателей субсидий и другой помощи от государства. Причем, этот реестр должен быть таким, чтобы с ним все время можно было работать: проверять-перепроверять, жив ли человек, которому начисляют субсидию, не изменились ли у него условия и обстоятельства жизни, не стали ли другими его доходы, делает ли он сам что-то для того, чтобы больше не нуждаться в госпомощи, а также — чем занимаются и как зарабатывают деньги все члены его семьи. Ответы на все эти вопросы помогут сделать правильный вывод на счет того, нужна ли человеку и его семье государственная помощь.

В принципе, я считаю, помогать тем, кому трудно, государство должно. Но раздавать деньги из бюджета тем, кто в них не особо нуждается – неправильно.

Борис КУШНИРУК, экономист, председатель экспертного совета Украинского аналитического центра.

Автор: Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА, Дмитрий ПИСАРЕНКО, Изабелла КИНГСМАН


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту