ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТАМОЖНЯ: ИЗМЕНЕНИЯ В РУСЛЕ СОГЛАШЕНИЯ
18.05.2018 / Газета: Порто-франко / № 16(1409) / Тираж: 22000

Наши корреспонденты побывали на Одесской таможне Государственной фискальной службы (ГФС), что в морском торговом порту, чтобы увидеть, как в отдельно взятой структуре используются европейские подходы к реформированию таможенной сферы.

РЕФОРМА НЕ ТЕРПИТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВ

«Подстегнуло» наше внимание к работе таможни выступление главы Представительства Европейского Союза в Украине Хьюга Мингарелли на конференции, посвященной итогам имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС за 2017 год. В своей речи он заявил, что в 2018 году Украине следует уделить первоочередное внимание реформированию сфер интеллектуальной собственности и авторского права, таможенной сферы, вопросам налогообложения и здравоохранения.

«Особенно важно достичь быстрых решений по таможне и налогообложению, чтобы украинский рынок стал частью европейского», — подчеркнул Х. Мингарелли.

Такое подчеркнутое внимание высокопоставленного представителя ЕС к украинской таможенной сфере становится понятным в свете того, что по состоянию на 1 января 2018 года наша страна выполнила всего 29% взятых на себя обязательств по приближению законодательства в сфере таможенных вопросов к праву ЕС. Хотя совершенно очевидно, что развитие экономических отношений между Украиной и Европейским Союзом, эффективное функционирование УВЗСТ (углублённая и всеобъемлющая зона свободной торговли) невозможно без предоставления высококачественных таможенных услуг, которые обеспечивают быстрое и эффективное таможенное оформление, позволяют избегать задержек, коррупции и длинных очередей. Вовсе не случайно таможенным вопросам посвящена развернутая глава 5 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, где, в частности, речь идет об усилении сотрудничества в этой сфере «с целью обеспечения того, чтобы соответствующие законодательство и процедуры, а также административная способность соответствующих административных органов... соответствовали целям эффективного контроля и поддержки содействию законной торговле».

Тем не менее украинские таможенные службы продолжают оставаться одними из самых консервативных и коррупционных органов, утверждает финансовый аналитик Сергей Фурса.

Перевозка товаров через украинскую границу — чрезмерно забюрократизированный и дорогой процесс по сравнению с соседними странами. Согласно отчету Всемирного банка Doing Business 2017 Украина занимает 119-е место из 189 стран по показателю «Международная торговля». Столь низкий уровень во многом связан с длительным и дорогостоящим процессом оформления необходимых документов, причем как для экспортеров, так и для импортеров.

Эксперт по вопросам налоговой политики Юрий Федчишин приводит такие данные. Время на экспорт (пограничный и таможенный контроль) по методологии Всемирного Банка составляет для Украины 26 часов, в то время как средний показатель в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 12 часов. Время на оформление документов в Украине достигает 96 часов (в ОЭСР — 3 часа). Время на импорт (пограничный и таможенный контроль) в Украине — 72 часа (ОЭСР — 9 часов), время на оформление документов для импорта — 168 часов (ОЭСР — 4 часа). Комментарии, как говорится, излишни!

Соглашаясь с наличием большого количества проблем в таможенной сфере, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе указала на наиболее приоритетные задачи в контексте реформирования таможни в соответствии с нормами ЕС. Среди которых: изменение подходов к взаимодействию, запуск уполномоченного экономического оператора, обмен информацией со странами ЕС по таможенным товарам, решение технических проблем и т. п.

ЧЕМ ПРОЩЕ — ТЕМ ДОХОДНЕЕ

Заместитель начальника Одесской таможни ГФС Геннадий Иваненко не отрицает, что оформление грузов сильно тормозится по причине «бюрократических издержек».

- До недавнего времени, — приводит он показательный пример, — каждый контейнер с бананами проверялся фитосанитарной службой. Иногда срок затягивался до 10 дней. Понятно, что это никак не способствовало качеству продукта и приводило к неоправданному росту издержек. Такого нет ни в одном порту стран ЕС.

Между тем в Статье 76 «Законодательство и процедуры» Соглашения об ассоциации Украины с ЕС содержится обязательство «упрощать требования и формальности, если это возможно, по быстрому выпуску и растаможиванию товаров».

Сегодня в Одесском порту внедрен пилотный проект упрощенного фитосанитарного осмотра, согласно которому отбор проб осуществляется один раз в пределах одного контракта и одного отправителя. Правда, при условии, что страна-экспортер входит в число подписантов Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), о чем импортер должен предоставить надлежащие сертификаты. (Справедливости ради, заметим, что Конвенцию с 1952 года подписали уже 182 государства, так что пилотный проект на Одесской таможне распространяется практически на всех импортеров).

Теперь, по вполне европейской практике, после однократного отбора проб можно производить выгрузку товара прямо на автомобили или вагоны и отправить в торговые точки. Это новшество сокращает сроки поставки и способствует росту товарооборота. Так, если за 2017 год через Одесский порт было перевезено 143 тысячи тонн фруктов и овощей, то, судя по количеству оформлений за первый квартал 2018-го, этот показатель вырастет в три раза, превысив 1,5 млрд грн в денежном исчислении. Чему особенно будут рады дорожники, поскольку с 2015 года 50 % от суммы перевыполнения ежемесячных плановых таможенных платежей направляется на текущий ремонт автомобильных дорог. (Отметим, что Одесская таможня была в числе первых, включенных в эксперимент, который нынче распространен на все таможни ГФС).

Ускоренный подход применяется и к досмотру автомобилей. Девять досмотровых рамп работают в круглосуточном режиме. Первый заместитель начальника Одесской таможни ГФС Сергей Мартынов обращает наше внимание на машину с грузом ткани из Пакистана, которая сканируется на площадке для таможенного оформления. В кабине водителя на экране видно, как в контейнере уложена материя.

- Мы сканируем двойные стенки, двойное дно, потолок, где чаще всего провозят контрабанду, — объясняет водитель-оператор Геннадий. — Проводим анализ груза, по плотности свертков сверяем рулоны ткани. Раньше такой досмотр занимал часы, а сейчас для этого достаточно пяти минут сканирования.

На важность технического переоснащения таможни указывает и эксперт Юрий Федчишин: «Благодаря закупке сканеров таможня может более избирательно подходить к длительному таможенному контролю, который служба вынуждена проводить физическими осмотрами».

Для того, чтобы контролировать все проходящие грузы, нужно иметь шесть стационарных сканирующих систем стоимостью три миллиона долларов, утверждает начальник Одесской таможни ГФС Александр Власов. По его убеждению, в таком случае можно будет пресечь 99 % контрабанды, так что затраченные на сканеры суммы окупятся буквально за год.

Для подтверждения своего прогноза Александр Власов приводит цифры. Благодаря внедрению европейских подходов, а именно, максимально упрощенным таможенным процедурам, в 2017-м впервые за 10 лет удалось перевыполнить годовой план сбора таможенных платежей на 5%, что дало возможность пополнить бюджет на сумму более 5,5 млрд грн. А в первом квартале этого года по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом таможенные поступления выросли на 1,7 млрд грн. И тенденция обещает быть положительной.

ПО ПРИНЦИПУ «ЕДИНОГО ОКНА»

Тем более, что с 4 мая 2018 для всех субъектов хозяйствования, контролирующих органов и таможни ДФС начался новый этап реализации принципа «единого окна».

Создание «единого окна» помогает упростить таможенные процедуры, сократить время на их проведение, и — что особенно важно — сводит к минимуму влияние человеческого фактора на принятие решений, существенно снижает возможности для коррупционных деяний.

Перед этим действовал переходный 90-дневный период, когда допускалось добровольное применение данного принципа. Отныне же выполнение всех таможенных формальностей по принципу «единого окна» является обязательным во всех местах таможенного оформления, за несколькими исключениями, где внедрение этого принципа отсрочено на год. И уже за первые дни более 80 % таможенных деклараций оформлено по принципу «единого окна».

В бизнес-среде, утверждает Юрий Федчишин, «единое окно» получило признание. Ибо теперь процедуры взаимодействия с контролирующими органами стали открытыми и доступными для публичного анализа, уменьшились возможности для коррупционных деяний и поборов.

По принципу «единого окна» с самого момента своего создания (октябрь 2017 г.) действует на Одесской таможне ГФС сервис АвтоХАБ, предназначенный для удобного оформления приобретенных за рубежом автомобилей. Его создание связано с тем, что в Одесский порт заходят сотни судов с контейнерами, в которых находятся подержанные автомобиля, ибо с 2016 года такие машины можно ввозить по сниженным ставкам акцизного сбора.

Рабочий процесс в АвтоХАБе налажен следующим образом: сюда поступают контейнеры с автомобилями, тут их сгружают, размещают на спецплощадке и далее проводят все необходимые стадии оформления. За семь месяцев, рассказала заместитель начальника Одесской таможни ГФС Раиса Минченко, таким образом оформлено более 13 тысяч автомобилей, что принесло в казну миллиард гривен.

Посетивший прошлой осенью Одессу Хьюг Мингарелли после знакомства с работой АвтоХАБа признался, что был приятно удивлен европейским подходом в деятельности данного сервиса.

СИСТЕМА ПРОТИВ КОНТРАБАНДЫ

Побывал глава Представительства Европейского Союза в Украине и в кинологическом центре таможни. Здешние собаки обучены поиску наркотиков, сигарет, оружия. Фокстерьер Джейла — знатный «специалист» по поиску наркотиков. Недавно благодаря ей в чемодане одного зарубежного гостя инспектору Владимиру Терпилеву удалось обнаружить четыре килограмма кокаина. За это «рекордное достижение» Джейла получила дополнительную порцию любимого лакомства, а Владимир — повышение по службе.

Собаки кинологического центра пользуются особой любовью таможенников еще и потому, что без них крайне сложно успешно бороться с контрабандой. Трудно сосчитать те формы, какие используют люди, желающие скрыть от государственных органов свои будущие неправедные доходы. Особенно изощренные способы применяются, чтобы провезти наркотики.

Из ананасов вырезают сердцевину, кладут внутрь плодов пакеты с кокаином и таким образом пытаются провезти контейнер «фаршированных» фруктов. Недавно таможенники предотвратили незаконное перемещение 20 тонн некоего химического вещества; груз следовал из Турции в адрес одного из украинских предприятий. Экспертиза показала, что это вещество принадлежит к группе прекурсоров, необходимых элементов для дальнейшего изготовления наркотических или психотропных веществ. Стоимость арестованного груза — миллионы гривен.

Но не только прямыми материальными потерями чревата контрабанда. Огромный урон наносит это явление репутации всей таможенной системы, что крайне отрицательно влияет на экономическое сотрудничество с другими странами, потенциально могущее быть весьма выгодным. Понимая это, на Одесской таможне ГФС стараются использовать опыт западных стран по противодействию контрабанде.

- Со второго марта этого года в регионе действует Подразделение портового контроля, которое занимается проверкой международных контейнерных перевозок, — рассказывает начальник Одесской таможни ГФС Александр Власов.- Проект реализуется при помощи Всемирной таможенной организации и Управления ООН по наркотикам и преступности. Его аналоги успешно функционируют в 48 странах мира. Их основная цель — минимизировать риски использования морских контейнеров для перевозки наркотиков, огнестрельного оружия, оружия массового поражения и другой незаконной деятельности. Также запущен учебный проект «Опыт и знания на пути контрабанды», в ходе которого изучаются современные таможенные технологии, новейшие методы и способы выявления контрабанды в контейнерах и т. п.

ПРИ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКЕ

В статье 80 Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом зафиксировано, что Стороны будут укреплять таможенное сотрудничество, «достигая обоснованного баланса между упрощением и содействием торговле и эффективным контролем и безопасностью; ...сотрудничать в планировании и оказании технической помощи, особенно для содействия проведению реформ в таможенных вопросах».

Побывавший прошлой осенью в Одесском морском торговом порту Хьюг Мингарелли указал на необходимость совершенствования таможенных процедур и реформирование таможенной службы.

- Мы готовы поделиться своим опытом во всех вопросах, касающихся упрощения контрольных процедур, совершенствования работы таможенных органов. Потому что у Украины есть огромный потенциал, — подчеркнул глава Представительства Европейского Союза в Украине.

Очередным свидетельством готовности ЕС помогать нашей стране в продвижении реформы таможенной сферы стала февральская встреча представителей Министерства финансов Республики Литвы и Украины. Решено, что в рамках программы Европейского Союза по поддержке реализации Стратегии управления государственными финансами Литва будет координировать оказание помощи в реформировании ГФС и таможни «со всеми институциональными изменениями, улучшением IT-инфраструктуры, привлечением новых людей и реорганизацией работы Службы». Правда, Александр Лазарев, сопредседатель Таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, полагает, что предпринимателям не столь важно, как устроена ГФС и как будут называться таможенные органы. Для бизнеса, который работает в местах таможенного оформления, первоочередное значение имеет качество и эффективность работы этих органов. А тут ключевыми ориентирами будет соответствие нововведений требованиям Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Автор: Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту