ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Реформа местного самоуправления: в Европе все тоже было непросто
25.05.2018 / Газета: Время Ч / № 17(820) / Тираж: 15200

Одна из тех важнейших реформ, которая может значительно улучшить жизнь многих поколений украинцев, — это реформа местного самоуправления. Однако идет она крайне сложно и медленно. И дело здесь вовсе не в неторопливости и нежелании украинцев менять привычный образ жизни. В Латвии, к примеру, которая по территории и структуре сравнима с Одесской областью, имеет 26 районов и семь городов областного значения, реформа осуществлялась в течение примерно 15 лет, постепенно, поэтапно, когда было достаточно времени на то, чтобы людям все разъяснить и во всем разобраться.

Но другой дороги у нас нет. Наша страна получает помощь от Европейского Союза, США, Канады. Один из таких проектов, «Пульс», реализуется как раз Ассоциацией городов Украины при поддержке USAID. Основная его задача — информационно-разъяснительная: донести до населения и руководителей органов местного самоуправления преимущества объединения территориальных громад, в частности, в плане расширения возможностей для наполнения местных бюджетов.

- По Украине уже создано более 700 объединенных территориальных громад (ОТГ), — говорит региональный консультант Ассоциации городов Украины по юридическим вопросам в Одесской области Юрий ЯМКОВОЙ. — Есть районы в областях, которые полностью покрыты новыми ОТГ.

- Кто среди лидеров?

- В процентном соотношении — западные области: Тернопольская, Волынская. Также можно отметить Днепропетровскую, Житомирскую, Запорожскую области. Чтобы ускорить процессы у нас, Одесское региональное отделение Ассоциации городов Украины, которое возглавляет Одесский городской голова Геннадий Труханов, проводит выездные консультации с руководителями и депутатами местных советов, пресс-туры для журналистов в уже созданные ОТГ, «маршруты успеха» для представителей местного самоуправления Одесской области. В рамках региональной платформы народные депутаты Украины получают наказы от городских, сельских, поселковых голов по поводу тех проблем местного самоуправления, которые надо урегулировать законодательно. Также мы регулярно проводим практикумы по применению законодательства в самых актуальных для местного самоуправления сферах — образовании, медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Процесс создания объединенных территориальных громад идет в нашей стране непросто. Причин тому много. Но Ассоциация городов Украины, в частности ее Одесское региональное отделение, проводит серьезную работу, направленную на разъяснение сути реформы.

- А как объяснить доходчиво, почему такая реформа нужна?

- В течение последних 20 с лишним лет, с момента, когда был принят Закон «О местном самоуправлении», законодатель, возможно, в силу каких-то политических или иных причин функции местного самоуправления постепенно урезал. Сначала забрали полномочия в вопросах архитектуры и градостроительства, экологии, земли. Они передавались на уровень выше. Как следствие, местное самоуправление лишилось реальных рычагов воздействия на ситуацию. Управление перешло в ручной режим. Районному совету, райадминистрации, областному совету и обладминистрации выгодно местное самоуправление в качестве исключительно ручной структуры. Ее подкармливали, финансово поддерживали. В таких условиях главной задачей сельского головы было ходить по властным кабинетам и просить деньги.

Простой пример — ситуация в сфере земельных отношений. Всей землей вокруг населенного пункта, хоть она и относится к тому или иному сельскому совету, распоряжается район. То есть сельский голова, депутаты сельского совета, зная, кто и как работает на земле, повлиять на ситуацию и отказаться от тех, кто своими нерадивыми действиями уничтожает землю, не могут.

Однако ситуация в стране меняется в пользу местного самоуправления. В начале этого года Кабмин принял постановление о передаче земель сельскохозяйственного назначения из государственной в коммунальную собственность. Таким образом, для объединенных территориальных громад появляется еще один важный стимул: кроме инфраструктурной субвенции и 60% налога на доходы физических лиц, они получают еще и право распоряжаться землей. То есть меняется идеология. Если раньше чем больше заработал, тем больше придется отдать, то теперь — чем больше заработал, тем больше останется на развитие.

- А есть громады в области, которые уже грамотно воспользовались этими преимуществами?

- Беляевская ОТГ вышла на уровень реверсной дотации. Теперь не ей Госбюджет доплачивает, а она перечисляет в него излишки, которые остаются по окончании финансового года. Добиться этого удалось, в первую очередь, за счет правильного подхода к решению управленческих вопросов. Также можно отметить и работу Балт-ской ОТГ. Они начали с инвентаризации всей собственности, которая даже теоретически может приносить доход. И после заключения соответствующих договоров местный бюджет дополнительно получил средства. Предприниматели отнеслись к этому с пониманием, так как средства за аренду никуда не уходят, а идут в местный бюджет.

- На ваш взгляд, что сегодня мешает процессам объединения громад?

- Начиная с 2015 года мы проводим так называемый децентрализационный марафон. Посетили в области более ста громад. В планах на этот год — около тридцати громад. Есть много мифов и легенд, связанных с реформой местного самоуправления. Люди к нововведениям относятся весьма недоверчиво. И их можно понять: сначала их сгоняли в колхозы, потом разгоняли. Потому если некий уважаемый человек из местных говорит им, что объединяться никак нельзя, к нему прислушиваются. Приходится терпеливо разбираться со всеми заблуждениями, выдвигать контраргументы.

Европейский опыт показывает, что сильное местное самоуправление является базовым уровнем власти. Выстраивание вектора «сильная громада — сильное государство» прошли практически все постсоветские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша.

В нашей области самой проблемной в силу этнических, культурных, национальных особенностей остается Бессарабия. Там молдавские села соседствуют с болгарскими, албанскими, гагаузскими. Украинских сел совсем немного. Процесс объединения тормозится причинами, ничего общего с экономикой не имеющими.

Пока ни одной ОТГ нет в Болградском, Арцизском, Тарутинском, Саратском районах. Некоторые села хотят объединиться вокруг Арциза, но этот процесс может начаться только после принятия соответствующего решения городским советом. Мэр Арциза такое решение трижды выносил на сессию, но депутаты его не поддержали. В Кривобалковском сельском совете Саратского района пытаются что-то начинать. Две ОТГ созданы в Килийском районе. Первопроходцем выступило Вилково — город с хорошей инфраструктурой и огромным туристическим потенциалом отстоял свое право стать центром ОТГ. Существенным подспорьем станет уже практически готовая трасса Одесса — Рени, которая позволит гораздо легче и быстрее добраться до Вилково. В конце апреля состоялись выборы и в Килийской ОТГ.

На территории Бессарабии есть еще Тузловская, Лиманская ОТГ в Татарбунарском районе. Кроме того, в Белгород-Днестровском районе созданы Маразлиевская, Шабовская, Мологовская и Старокозацкая ОТГ. Так что не все так плохо.

Серьезные процессы идут в Беляевском районе. Организована Беляевская ОТГ, Маякская ОТГ, Яськовская ОТГ. Село Мирное присоединяется к Беляевской ОТГ. Скорее всего, Кагарлык и Граденицы тоже пополнят Беляевскую ОТГ. Две ОТГ созданы в Ивановском, три — в Березовском районах. В Ширяево, Любашевке и Окнах прошли выборы.

Интересная ситуация сложилась в городе Подольске и районе. Разногласия между главой района и город-ским головой Подольска дошли до того, что районные власти инициировали создание ОТГ, в которую вошли все сельские советы, но не город Подольск. Теперь город областного значения окружен ОТГ, которая исходя из методики расчета ее потенциала, жизнеспособной быть не может. Парадокс в том, что чуть ли не из окна городского головы Подольска видно здание Куяльницкого сельского совета, который теперь стал центром ОТГ.

К сожалению, не все сложные моменты урегулированы законодательно. Долго ожидала выборов Маякская громада. Она сформировалась на территории не одного, а трех райо-нов — Беляевского, Овидиопольского, Белгород-Днестровского. Центральная избирательная комиссия отказывала в проведении выборов, так как объединение громад предполагало участие в нем населенных пунк-тов только из одного района. Лишь спустя три года законодатель урегулировал эту проблему. И в области теперь есть две ОТГ, которые находятся на территории нескольких райо-нов. Кроме уже упомянутой Маяк-ской, есть Знаменская ОТГ (Ширяевский, Ивановский, Великомихайловский районы). Сейчас село Павлинка Березовского района планирует присоединиться к Красносельской ОТГ Лиманского района. Не урегулирована законодательно и норма о том, что объединяться могут только населенные пункты, имеющие общую границу. Городу Южному объединиться с кем-то мешает Сычавка, так как она к нему присоединяться не хочет, а Южный со всех сторон окружен территорией Сычавки. Аналогично и с Черноморском, окруженным территорией села Молодежное.

- Реформа местного самоуправления по европейскому образцу — это начало ликвидации райсоветов. Руководители районов это наверняка понимают. Не начнут ли они мешать процессам объединения?

- К счастью, есть люди, для которых главное — не их личные интересы, а перспективы развития территории. Это, например, руководители Ивановского районного совета Александр Беспалый и Беляевского районного совета Олег Мишагли, активно включившие-ся в процессы создания ОТГ.

К слову, ОТГ станут могильщиками райгосадминистраций. В нашей области в 80% случаев РГА возглавляют пришлые люди. Решения принимают чиновники, которые зачастую понятия не имеют о специфике и особенностях территории. У них душа не болит за будущее этой земли и людей, на ней живущих. Они временщики, к сожалению. С руководителей местного самоуправления, для которых эти места родные, совсем другой спрос — они здесь выросли, их все знают.

- В чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема Украины во внедрении этой реформы на сегодняшний день?

- Очень много времени упущено. Если бы реформу начали лет десять назад, было бы проще. А так у нас процессы децентрализации проходят в условиях серьезных последствий финансово-экономического кризиса и сложной ситуации в самой стране. Но есть такое хорошее выражение — «Дорогу осилит идущий». Сегодня понимание того, что альтернативы объединению нет, постепенно приходит ко все большему количеству людей. Согласитесь, мы еще несколько лет назад даже не могли представить, что реформирование местного самоуправления с такими выгодными для него возможностями может происходить в Украине. А сегодня это — объективная реальность. В Латвии за 10 дет добровольно создано 20 громад, потом было приняты соответствующие решения на государственном уровне. Есть европейский опыт — Испании, Франции. Там тоже все проходило очень непросто. Просто нужно вовремя понять, что преимуществ в данной ситуации больше, чем рисков. И это — реальный шанс на лучшую жизнь.

Автор: Мария МИХАЙЛОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту