ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Танцы – эмоции, преобразованные в движения
26.05.2018 / Газета: Одесские известия / № 40(5064) / Тираж: 18937

Очень символично, что разговор с Сильветтой Атаулиной состоялся во Всемирный день танца.

Сильветта – многогранная, как сама Одесса. Со своим южным темпераментом она не раз была ее ярким представителем на многочисленных танцевальных конкурсах по всему миру. Как актриса, педагог, режиссер танцевально-музыкальных шоу, хореограф-постановщик танцев в стиле фламенко и степ, она известна далеко за пределами своего любимого города.

– Сильветта, Одесса многонациональный город, где каждый народ привносит что-то свое особенное в его мозаичную культуру. Расскажите о своих источниках вдохновения.

– Я родилась в Ташкенте, с пяти лет занималась хореографией, училась в театральной школе. Кстати, моей первой учительницей была известная певица Азиза Нурмухамедова. Кроме актерского мастерства мы изучали музыку, живопись, историю искусств и психологию. Там же закончила режиссерский факультет театрального училища. Затем поступила в Харьковский институт искусств. После обучения начала сольную карьеру с различными танцевальными коллективами.

Старшие члены моей семьи – жертвы депортации 1944 года в Крыму, когда бойцы НКВД по приказу из Москвы согнали почти все крымско-татарское население и отправили в Узбекистан. Дедушка был на фронте, когда бабушку и ее девять детей вместе с другими татарами в грузовых вагонах увезли в неизвестном направлении. Выжить смогли только двое малышей. Спустя четыре года дедушке посчастливилось не только вернуться с войны, но и отыскать жену. Когда семья воссоединилась, в 1950 году появилась на свет моя мама, а впоследствии стало возможно вернуться на родину, и папа построил в Крыму дом.

Я работала в Русском театре и в Крымско-татарском театре в Симферополе. Моим режиссером был Ахтем Сейтаблаев, который сейчас известен по фильмам «Хайтарма» и «Киборги». Крым, хотя это и родина моих предков, так и не стал моей территорией. Верю в то, что со мной происходит все не просто так. Как-то подспудно меня всегда тянуло в Одессу.

Новый этап в моей жизни начался в 1997 году со знакомства с Алексеем Гилко, который приехал к нам на гастроли. Тогда же в Симферополе мы, впервые увидев шоу «Ривьер Денс», сразу почувствовали, что дышим одним воздухом танца, и трудно сказать какая страсть нас объединила больше – друг к другу или к танцу. Может, потому что мы вдвоем на одной волне в плане музыки и хореографии, во всем остальном также совпадают вкусы. С детства я была фанаткой Майкла Джексона, вплоть до того, что просила бабушку пошить мне блестящие носки и перчатки. Блестящее до сих пор люблю (смеется). И когда увидела на сцене Лешу в образе Майкла Джексона, поняла, что это мужчина моей мечты.

– Ваше совместное творчество началось в Одессе?

– Приехав в Одессу, я работала в ТЮЗе, а с 1999 года художественный руководитель собственной танцевальной школы. Когда мы вместе с Алексеем стали преподавать, я начала с актерского мастерства, так как только пришла из театра. Другим стилям, и, в частности степу, обучалась всегда и везде. Помню, босиком училась «тайм-степу», начиная с пяти утра на кухне коммунальной квартиры, где мы тогда жили с Лешей. Было сложно, но интересно. Так появился легендарный номер «Дятел и его белочка» под музыку Дюка Эллингтона, который пользовался бешеным успехом в клубах и ресторанах разных городов. Нас стали приглашать. Конкурсов степа еще не было, мы о них и не думали, нам просто хотелось проявить себя.

Известная тогда уже талантливая танцовщица Айя Перфильева обратила наше внимание на танцевальные шаги Фреда Астера, Грегори Тайса и других легенд степа в известных американских фильмах с их участием. Она же помогала подбирать музыку для наших первых постановок. В 80-90 годах в Америке уже было повторное возрождение степа, а мы еще понятия не имели что это такое на самом деле, так как не было даже интернета. Когда стали выезжать на фестивали, все свои скромные средства тратили не на одежду и сувениры, а на диски, кассеты и книги о степе на английском языке.

– Вы с Алексеем организовали студию танца «Умелые ноги», совместную танцевальную школу и воспитали около 50 ярких индивидуальных сольных танцоров. Стили фламенко и степ подходят всем – и детям, и взрослым?

– Для занятий нет каких-либо ограничений, ни возраст, ни пол не имеют значения. Достаточно прийти на урок, прихватив с собой форму. Специальная подготовка для занятий танцами не требуется, мы обучаем и профессионалов, и начинающих. Я сейчас работаю в Доме клоунов как клоунесса. Неоднократно снималась в сериалах комик-труппы «Маски», но никогда раньше не подумала бы, что Георгий Делиев и Владимир Комаров будут нашими учениками. В 2002 году они уже танцевали на «Степ-карнавале» номер, который мы им поставили. А изначально они учились у легендарного Эмиля Гледа, и уже «били» что-то в своих телевизионных спектаклях. Затем привели к нам тогда еще маленькую девочку Яну Делиеву…

– Не все приходят, чтобы завоевывать медали. Умение красиво исполнять клубные танцы сегодня имеет большое значение для молодежи. Наряду с модной одеждой и украшениями владение телом считается признаком успешности, принадлежности к элите.

– Приходят те, кто хочет научиться чувствовать музыкальные ритмы душой и передавать их с помощью движений. Уроки для начинающих помогают освоить основные движения и элементы танца, учат двигаться в такт музыке и взаимодействовать с партнером. Мы сами так работали и всегда учили своих маленьких танцоров работать не ради наград, а для души. Они никогда, как другие участники выступлений, не стояли за кулисами перед выходом на сцену и панически не репетировали, а шли пить кофе. Всегда учили их, что репетиция происходит в зале. Надо уметь держать эту энергию, а потом уже все выплескивать на сцене.

– У вас особенная методика обучения?

– Моя методика – всегда говорить своим ученикам: «Опишите танец», не просто поднимите руки, а покажите небо. Никогда не обсуждаем, кто и что сделал плохо. Говорим только: «какой ты потрясающий, как ты сегодня здорово работал! А вот это как ты здорово сделал!» И пусть это единственная вещь, которая ему удалась, хоть на один миллиметр, но ты это заметил и сказал. Нужно вдохновлять друг друга, иногда врать, но восхищаться... Важно одно, чтобы появилась атмосфера радости и удовольствия. Только в ней можно создать что-то настоящее.

В программу занятий входят: растяжка, развитие пластики, изучение основ танца, ознакомление с классическими и современными видами танцев, импровизация, актерское мастерство, а также работа с вокалистами. Например, маленькая Настя Павлишина, которая занималась у Татьяны Верди, пришла к нам, чтобы, умея петь, научиться двигаться.

Кроме стандартных приемов обучения у нас были и оригинальные. Например, научили одного мальчика Максима Любачевского одновременно танцевать степ и играть на саксофоне.

Одна из моих учениц была слабослышащая девушка. Я научила ее танцевать степ и поставила номера степа и фламенко. Другая пришла с сильным заиканием и по прошествии времени оно у нее практически прошло. Сутулые у нас становятся стройными и так далее. Мы заметили, что даже у тех, кто долго не имел детей, получилось (смеется).

– Что это – гармонизация? Включаются природные рефлексы? Или талантлив любой человек, главное открыть его таланты?

– Многие люди просто ходить не умеют правильно. У меня подход как у врача – подобрать нужные таблетки, чтобы человека вылечить (смеется).

– То есть – ноги есть у всех, но ваша задача научить пользоваться ими? Недаром название студии «Умелые ноги»?

– Да, мы с Алексеем объясняем ученикам, что ноги – это как барабанные палочки. Что такое палочки в руках несмыслящего – просто дерево, а у того кто думает и научится ими пользоваться – это будет инструмент. Всего пару занятий с опытным хореографом и любой может научиться танцевать так, что сам будет удивляться своим способностям.

Один парень для того, чтобы сделать своей девушке предложение, тайно от нее решил научиться танцевать. За десять занятий я поставила ему танец. Так как это должно было проходить в Барселоне, он там нашел музыкантов, с которыми мне пришлось общаться по скайпу, и согласовывать все нюансы. Вместе с женихом мы ходили по магазинам и подбирали соответствующий костюм.

– Люди по-прежнему романтики, но стали более серьезными и ответственными?

– В большинстве случаев каждая пара молодоженов желает, чтобы их свадьба выделялась среди других, и была особенной и оригинальной. Готовясь к свадьбе, все хотят выглядеть на уровне и войти в семейную историю в очень достойном виде. Я начинаю с того, что изучаю зал, расположение, обстановку, убеждаю, чтобы правильно была подобрана музыка. Занимаясь танцами, невеста платье, конечно, не приносит, но я прошу, чтобы надевала подъюбник и туфли, чтобы в ответственный момент она не зацепилась, научилась чувствовать шаг и свои движения.

– Фламенко – такое жаркое, страстное, женское искусство танца, в основе которого лежит импровизация в самом широком смысле этого слова.

– Да, импровизация в моем творчестве пронизывает все, начиная от организации и заканчивая музыкой и танцами. Никогда бы не могла танцевать или учить какому-то одному стилю. Мне было бы скучно, я бы просто погибла. Мне надо, чтобы были и вокал, и фехтование, и степ, и джаз, и фламенко. Показывая ученикам азы классического фламенко, при постановке номера люблю смешать несколько стилей, где может переплетаться и Испания, и степ, и Майкл Джексон. Это интересно. И в степе я не люблю однообразие. Степ это не битье ногами на скорость, когда руки болтаются как плети. Должны быть свобода и мысль. Все должно быть смотрибельно. Мы «ставим» руки, используем классическую музыку и аксессуары – шляпа, трость и другие. Ведь настоящий степ – это не уличная чечетка, а танец для богатых, для знати, его ставили для первых мюзик-холлов. Набрав технику, мы ставим художественный номер. Этим мы всегда отличались, и нам говорили об этом и москвичи, питерцы, прибалты и американцы на фестивалях и чемпионатах мира. Этот микс внутренней собранности с внешней раскованностью и небрежностью вкупе с импровизацией позволяет создать оригинальный и неповторимый рисунок танца.

– Вам не тесно в Одессе? Хотелось бы куда-то уехать?

– Никогда. Мне настолько хорошо в Одессе, что никогда не задумывалась о другом месте жительства или работы. Даже поездив по свету, всегда с радостью возвращалась и продолжаю что-то творить здесь.

– Вы создали свой мир, в котором вам хорошо и хорошо тем, кто к нему присоединяется. Какие качества необходимы, чтобы построить творческую карьеру, создать новое и оставаться собой?

– Главное – это смотреть на жизнь глазами ребенка, тогда все интересно, все волнует, все хочется попробовать и узнать. Надо жить без комплексов, радоваться каждому дню и ощущать внутреннюю свободу. Но при этом оставаться не вульгарным, не пошлым и не безвкусным.

Танец – это удивительный мир, погружаясь в который, каждый человек раскрывает в себе новые возможности и таланты. Танец – это проводник музыки в тело человека. Очень часто мы наблюдаем как зрители, сидящие в зале, начинают непроизвольно подтанцовывать и подпевать артисту, находящемуся на сцене. Это подтверждает то, что музыка проникает в человека непроизвольно, заставляя его совершать ответные действия. Танец – это эмоции, которые преобразуются в движения.

Человек не танцующий выпадает из ритма жизни, перестает ее чувствовать, теряет связь с природой и чувствует себя некомфортно.

Автор: Александра Степовая


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту