Экспертное мнение
Одессу с рабочим визитом посетил директор чешского предприятия «Kvazar Plus s.r.o» Милослав Черны.
Компания «Kvazar Plus s.r.o» основана в 1996 году и ориентируется на развитие городского пассажирского транспорта для стран Европы. Милослав Черны отметил готовность развивать дальнейшее сотрудничество с муниципалитетом Одессы, а также вручил официальное приглашение в Чехию для ознакомления делегации одесских специалистов с возможностями предприятия по сборке новых и модернизации трамвайных вагонов.
– Одесса принимает правильное решение, делая ставку на модернизацию трамваев. По этому пути идут везде в Европе: там восстанавливают старый подвижной состав и одновременно приобретают новые вагоны. Наша цель – в следующем году начать в Одессе производство новых трамвайных вагонов по чешской технологии. И если этот опыт окажется успешным, наша продукция появится и в других городах Украины, где развивают трамвайную сеть, – отметил Милослав Черны.
Ряд городов Европы, в том числе постсоциалистического лагеря, сознательно отказались от развития троллейбуса в пользу трамвая. Это Хельсинки, Варшава, Прага, Вена, где троллейбусы проработали до начала 1970-х. Затем, по мере технического устаревания самих троллейбусов, их ликвидировали, что с лихвой компенсировалось появлением новых современных вместительных трамваев, в том числе многосекционных, и строительством новых линий.
В настоящее время по всему миру развитие безрельсового электротранспорта пошло по вектору постепенного внедрения электробусов. В одном только Китае их уже имеется около 220 тысяч, при этом в ряде городов электробусы уже вытесняют обычные автобусы. Электробусы сочетают в себе экологичность троллейбуса при маневренности и независимости от контактной сети автобуса. Но пока что в Европе электробус стоит, как минимум, вдвое дороже аналогичного по вместимости дизельного автобуса и в полтора раза дороже троллейбуса. Однако, при создании системы электротранспорта с нуля, более высокая стоимость электробусов компенсируется экономией на инфраструктуре – вместо строительства контактной сети и многочисленных тяговых подстанций, достаточно обойтись мощными станциями зарядки в депо и на ключевых конечных остановках.
Опробовать электробус в этом году намерены и в КП «Одесгорэлектротранс».
– Если мы говорим о развитии маршрутной сети трамваев и троллейбусов, то имеем в виду дальнейшее содержание дорогостоящей инфраструктуры – контактных сетей, кабелей, подстанций и прочего, – утверждает директор КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий Жеман. – С появлением электробусов все это становится неактуальным, ведь фактически такая машина – это тот же троллейбус, но с большим автономным ходом на аккумуляторах. Зарядки хватает на 120 километров. Подзаряжать такие машины можно на существующих конечных остановках электротранспорта. К примеру, на улице Паустовского есть контактная сеть трамвая, там можно обустроить подзарядную станцию, и электробусы по Днепродороге смогут ехать к центру города. Для движения электробуса мы рассматриваем и улицу Балковскую. Если испытания электробуса пройдут успешно, в следующем году рассмотрим возможность его серийной закупки. Но полный переход на электробусы – это, конечно, перспектива не завтрашнего дня, а гораздо более отдаленная.
Заботы дня сегодняшнего
Учитывая специфику нашего города – узкие центральные улицы и быстрое формирование в пригородных районах новых жилых комплексов, берущих Одессу в плотное кольцо густонаселенной застройки, приходится делать достаточно четкие прогнозы на ближайшие годы о резком увеличении количества автотранспорта на дорогах. При этом эксперты отмечают, что жилищное строительство через год-два заинтересует и объединенные территориальные громады. Они станут новым заказчиком на рынке строительства жилья. И это еще больше увеличит автомобильную нагрузку на дороги Одессы.
Исходя из всего этого, пробок будет становиться все больше, а скорость автомобильного и автобусного транспорта начнет снижаться. Палочка-выручалочка в этом случае – трамвай. Ведь уже сегодня пассажиры маршруток с завистью поглядывают на пассажиров трамваев, которые пролетают мимо и имеют гораздо больше шансов вовремя добраться на учебу, работу, на встречу с друзьями или на рынок. Потому трамваи надо беречь, модернизировать и развивать.
Важным моментом развития трамвайной сети в Одессе станет открытие линии «Север-Юг». Тогда пассажиры смогут без пересадок добраться из одного конца города в другой.
– Проект точно будет запущен уже в этом году, продолжает Дмитрий Жеман. – Необходимо выполнить еще много работ. В первом полугодии мы однозначно закончим работы по путевому хозяйству на одном из сложных участков соединения трамвайных полотен – у Пересыпских мостов.
Отмечу, что такой трамвай называть «скоростным» не совсем уместно. Речь идет о соединении «Север-Юг» – магистральном маршруте через весь город от улицы Паустовского через улицу Преображенскую, Старосенную площадь и далее до 11-й станции Люстдорфской дороги по обособленному пути. Это означает, что движение трамвая будет отдельным, не в общем потоке с автомобильным транспортом. В принципе, такие обособленные участки есть на «котовском» и «люстдорфском» направлениях. А вот улица Преображенская, участок в районе Привоза и зоопарка – проблемный момент, но решаемый. У нас есть несколько вариантов, как там сделать путь обособленным, и сейчас мы прорабатываем их с департаментом транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета. По пути следования трамвая мы также планируем устанавливать турникеты, особенно вдоль таких улиц как Черноморского казачества или Водопроводная, где много переходов и переездов.
Обособленный путь означает, что трамвай нигде не будет задерживаться, не стоять в заторе. В остальном – это обычный трамвай, который будет останавливаться на каждой остановке. На стоимость билета его статус магистрального никак не повлияет. Маршруту будет присвоен один из существующих номеров.
Стоит отметить, что Одесса не использовала возможность получить финансирование на строительство эстакады для прохождения трамвая от Пересыпских мостов до Ярмарочной площади. Точнее, ее такой возможности лишили, когда город выпал из заявки на проведение Евробаскета 2012. Строительство эстакад для горэлектротранспорта является весьма популярным направлением во многих странах мира, чтобы развести потоки личного и общественного транспорта. Но это весьма затратное занятие, которое требует привлечения серьезных спонсоров. Будем надеяться, что такой шанс у Одессы еще появится.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |