ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесская «фабрика грез»: испытания накануне юбилея
29.05.2018 / Газета: Окна / № 10(531) / Тираж: 5002

В проекте «Точка на карте» сегодня знакомимся с более чем 100-летней историей киноискусства в Одессе

Родина кинематографа — не Франция, а Украина. Вероятно, у кого-то этот тезис вызовет удивление. Как и тот неоспоримый факт, что зрителями первого в мире кинофильма были вовсе не парижане, а одесситы, которым в 1893 году показал движущиеся на экране фотографии «Скачущего всадника» университетский механик-изобретатель Иосиф Тимченко.

Четверть века спустя, в мае 1919 года, на Французском бульваре, 33 было создано первое государственное кинопроизводство, ставшее базой для Одесской кинофабрики и преобразованное накануне Второй мировой войны в Одесскую киностудию художественных фильмов. Здесь же, в кинотехникуме Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), готовили кадры первых операторов и режиссеров кино, актеров и механиков. И наконец эта точка на карте Украины стала адресом первого озвучания киноленты — первой картиной со звуком была «Колиивщина», снятая и смонтированная на Одесской кинофабрике под руководством выдающегося режиссера Ивана Кавалеридзе.

О выдающихся мастерах киноискусства, творивших славу Одесской киностудии, нынче напоминают мраморные доски у входа в здание — Александру Довженко, Амвросию Бучме, Василию Шукшину — и памятник актеру и певцу Владимиру Высоцкому.

Среди историко-архитектурных памяток на территории студии — особняк Сан-Донато, соседствующий с цехами и съемочными павильонами. Это — единственный в Украине Музей кино Национального союза кинематографистов. Здесь хранятся свыше 10 тысяч экспонатов, в тому числе такие раритеты, как кинокамера, которой снимал режиссер Довженко, первая подводная кинокамера, перчатка одной из первых киноактрисс Веры Холодной, подаренная музею ее приемной дочерью, шляпа и плащ, в которых играл Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя», костюмы и фотографии актеров, снявшихся в картинах «Дети капитана Гранта», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Узник замка Иф» и других лентах.

Съемочные павильоны и цеха студии помнят многих мастеров кино, ведь отсюда вышли на экраны свыше полутысячи картин под романтичной эмблемой парусника.

За каждым фильмом – своя история, взлеты и неудачи создателей. И кто, как не бывший многолетний руководитель актерского отдела студии Евгений Женин, может воссоздать атмосферу творческих будней киношников, их судеб и историю самой «фабрики грез», которая ровно через год отметит свой 100-летний юбилей? Своими воспоминаниями и размышлениями об истории, проблемах и перспективе развития киностудии член правления Национального союза кинематографистов Украины и Национального союза театральных деятелей Украины киновед Женин поделился с корреспондентом Укринформа.

ПРЕДТЕЧА БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР И «КИНОСЕКЦИЯ ПОЛИТОТДЕЛА»

- Ровно через год одесситы отметят 100-летие киностудии. С чем это связано, Евгений?

- 23 мая 1919 года — «официальная дата» основания студии. А кино в Одессе существует с 7 ноября 1893 года. Именно тогда — за два года до первых показов братьев Люмьер на бульваре Капуцинов в Париже — в Одессе, в помещении гостиницы «Большая Московская» на Дерибасовской, механик университета Иосиф Тимченко продемонстрировал созданные при участии инженера Михаила Фрейденберга движущиеся картинки «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». Они-то, собственно, и были тогдашним вариантом киноленты. То есть фактически именно Тимченко показал публике первые в мире кинокадры. И память о нем увековечена мемориальной доской на фасаде дома № 22 по улице Преображенской, где он проживал, а в Киевском районе есть улица Иосифа Тимченко.

- Но почему этот факт не является общепризнанным?

- Вероятно, из-за того, что Тимченко просто не подумал о самом элементарном: не запатентовал свое изобретение. Однако факт демонстрации в Одессе первых двух фильмов из-за этого не перестал существовать. Он общеизвестен, зафиксирован в документах и справочниках. А реальное кино, в современном понимании (с технической точки зрения), в Одессе начали снимать на самом старте 20 века — задолго до 1919 года. Предприниматели создавали сеть частных киноателье, в которых демонстрировали фильмы, сюжеты их представляли нечто похожее на современные клипы или кинохронику. В первые два десятилетия ХХ века уже возникли и активно действовали мелкие кинопредприятия, одно из которых — «Мирограф» — выпустило в 1918 году десять картин.

- А что же произошло в 1919 году?

- 23 мая 1919 года был издан приказ Одесского губнаробраза о национализации кинофотоаппаратуры, находившейся на руках у населения. Эту аппаратуру изъяли, как оказалось, с единственной целью: организовать производство при одном из штабов тогдашней Красной армии пропагандистских, образовательных и профилактических фильмов на злобу дня. Первую игровую картину назвали «Пауки и мухи», вышел учебно-просветительский фильм — «Гонорея», вскоре также была создана игровая кинолента под аналогичным названием. В общем-то сюжеты фильмов входили в арсенал борьбы «с классовым врагом», служили делу профилактики венерических заболеваний, распространения вшей в красноармейских частях, преодолению прочих трудностей военно-революционного времени. Не случайно такого названия, как «Одесская киностудия», еще не было.

- А что было?

- Структуру, которая стала прообразом киностудии, назвали так: «Киносекция политотдела 41 дивизии Красной армии». Все кинопроизводство, со штатным персоналом, сосредоточили на Французском бульваре, где раньше были съемочные павильоны местных кинопредпринимателей Харитонова, Гросмана и Борисова. С каждым годом Одесса выпускала все больше игровых фильмов.

- Одесскую киностудию многие называют кузницей дебютов.

- Да, и этот славный бренд возник не случайно. Еще в 20 годы здесь дебютировали в качестве режиссеров и сценаристов Александр Довженко, Исаак Бабель, Владимир Маяковский, Юрий Яновский, Лесь Курбас, Иван Кавалеридзе. Список можно продолжить, как и перечисление имен выдающихся актеров, которые снимались в первых картинах: Амвросий Бучма, Наталия Ужвий, Иван Замычковский, Юрий Шумский и другие легендарные деятели отечественного кино- и театрального искусства.

- Актеры и режиссеры часто упоминают также об «особом одесском воздухе», который создавал настроение творческого куража, что особенно свойственно молодым.

- Творческую атмосферу всячески поддерживали и руководители студии разных времен и поколений: здесь всегда продолжался поиск молодых талантов, и нередко поиски приносили прекрасные результаты. В те же 20-е годы студия делала замечательные по художественному уровню картины. Это и «Ночной извозчик», и «Два дня», и «Тарас Шевченко»... В 1922 году «Киносекцию...» реорганизовали во Всеукраинское фотокиноуправление — ВУФКУ. Затем в Киеве начали развивать свою киностудию, которой позже будет присвоено имя Александра Довженко, но в Одессе, которая была первой, как и прежде, продолжали снимать свое кино.

«БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН» ВМЕСТО ПОХОЖДЕНИЙ БЕНИ КРИКА

В 1925 году в Одессу из Москвы прибывает киносъемочная группа во главе с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Но… вовсе не для создания картины «Броненосец «Потемкин», как принято считать. Де-факто Эйзенштейн планировал здесь осуществить съемки фильма «Беня Крик» по оригинальному и специально для него написанному сценарию Исаака Бабеля. Попутно он решает снять небольшой эпизод киноэпопеи о событиях 1905 года по сценарию Агаджановой-Шутко, которую создавали, согласно постановлению ЦК ВКП (б), к 20-летию первой русской революции. А в итоге киноэпопея об иваново-вознесенских ткачах не состоялась, но зато «эпизод» о восстании моряков в Одессе оказался едва ли не «незаконнорожденным детищем» – общепризнанным киношедевром «Броненосец «Потемкин».

- А что же с «Беней Криком»?

- Картину «Беня Крик» Эйзенштейн так и не снял, однако два года спустя фильм создал театральный режиссер Одесской госдрамы Владимир Вильнер. Причем в главной роли — Бени — снялся легендарный Юрий Шумский, о котором справедливо говорили: артист милостью Божьей. Фильм получился изумительный, в нем ярко представлен ряд поистине одесских фигур, но из-за тогдашних «идеологических установок» на экраны картина так и не вышла. Да и как могло быть иначе, если по фильму получалось, что революцию, да еще через Беню Крика, финансировали одесские евреи с Молдаванки! Более того, забегая вперед, скажу: картина по сей день не вышла на экран.

- Почему?

- Якобы в годы Второй мировой войны «картина была бесследно утрачена». Такие сведения можно было почерпнуть в киносправочниках послевоенного времени. Но что примечательно: когда в Одессу приезжало высокое московское либо киевское начальство, партийных бонз приглашали в директорский кинозал на втором этаже, дверь запирали на ключ и показывали гостям… «утраченный» фильм «Беня Крик». Копию картины сумел спасти звукоинженер студии Михаил Сегал, когда эвакуировался из Одессы в Среднюю Азию. Михаил Эммануилович, к слову – создатель звукового кино, который в эвакуации работал с режиссером Леонидом Луковым над фильмами «Два бойца», «Александр Пархоменко», — упаковал коробки с лентой в свой багаж, а после войны вернулся в Одессу и возвратил «утраченную» киноленту. Собственно, и сейчас эта, еще немая, картина доступна для просмотра, однако на экран не выходит, поскольку ее должным образом так и не реставрировали.

В свое время я объехал с этой картиной не только многие республики бывшего СССР, но также города Италии, Испании, США. И где бы эту киноленту ни показывали, люди были в восторге от увиденного. Потому что это безусловное явление настоящего искусства.

- Так, может, руководству Минкультуры хотя бы в канун 100-летия киностудии стоило бы обратить внимание на необходимость реставрации этой и, возможно, еще нескольких раритетных кинолент минувших лет, чтобы их можно было показать массовому зрителю, а не только узкому кругу почитателей киноискусства?

- Безусловно, фильм «Беня Крик» — один из раритетов украинского киноискусства. С другой стороны – само зарождение фильма связано с именем величайшего кинорежиссера. Лично для меня важно не то, соответствуют или не соответствуют сегодняшним идеологическим требованиям эйзенштейновский «Броненосец «Потемкин» или вильнеровский «Беня Крик», а то, что каждое из этих художественных произведений стало шедевром на века именно в этом статусе.

КУЗНИЦА ДЕБЮТОВ

- Но вернемся к послевоенному этапу развития киностудии...

- Еще накануне войны, в 1938 году, Одесская кинофабрика «Украинфильм» (такое название значилось с 1930 года) была переименована в Одесскую киностудию художественных фильмов. А когда в 1944 году одесские кинематографисты вернулись из Средней Азии в Одессу, в Министерстве кинематографии СССР решили, что студия теперь нужна лишь как техническая база «Мосфильма» и студии им. Горького. В частности, учли и одесскую погоду, и то, что здесь имеется, среди прочего, уникальный, единственный в стране бассейн на побережье, кромка которого незаметно сливается с морской гладью — и в итоге режиссерам-постановщикам обеспечивается нужный киноэффект при комбинированных съемках. В этом бассейне можно было снимать и мощные морские сражения, и взрывы городов. Здесь, к примеру, мы снимали даже пустыню Каракумы для телефильма «Двое в песках».

Технические возможности Одесской киностудии действительно уникальны. Но многие кинематографисты, особенно молодые амбициозные режиссеры, операторы, преисполненные дерзких творческих замыслов, не желали согласиться с тем, что Одесская киностудия — не более чем техбаза двух российских киностудий. Ее по-прежнему воспринимали как замечательную кузницу кинодебютов. Никто ведь тогда не знал ни Марлена Хуциева, ни Феликса Миронера, ни Петра Тодоровского… Это сегодня они — что не имя, то легенда, а тогда постановки их первых картин пробивались с трудом. Так было, кстати, и со сценарием фильма Хуциева и Миронера «Градостроители» — такое название носил первичный вариант ленты «Весна на Заречной улице», который безжалостно зарубили в Киеве.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Не будь Одесской студии, возможно, вообще не было бы этой замечательной и просто-таки великой картины. Кстати, на одной из аллей Одесской киностудии до сих пор висит потертая табличка «Улица Заречная». Ну а после блистательного дебюта режиссеров Хуциева и Миронера, операторов Тодоровского и Василевского был запущен в производство новый фильм «Два Федора» — с участием никому не известного тогда артиста Василия Шукшина.

Так в середине 50-х годов Черноморская кинофабрика, которой была предписана миссия обслуживать съемочные группы из Москвы. Ленинграда, Киева и других городов, возобновляла прежнюю полноценную деятельность. Вслед за «Двумя Федорами» на экран вышли «Жажда», «Зеленый фургон», «Верность», «Вертикаль»… Работать на студию пришли режиссеры Евгений Ташков, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, здесь ослепительно блеснули первыми значительными ролями в кино Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Владимир Высоцкий, Лариса Удовиченко...

- Известно, что работы некоторых кинематографистов, начавших творческий путь в Одессе, получили международное признание...

- А вот тут невозможно переоценить вклад одного из талантливейших отечественных кинодраматургов Григория Колтунова, руководившего сценарно-редакторским отделом Одесской киностудии и создавшего сценарии фильмов «Гадюка», «Голубые дороги», «ЧП», «Сорок первый», многих других. Уже как режиссер он экранизировал произведения Леси Украинки. Так вот, за сценарий фильма «Сорок первый» он удостоен приза Каннского международного фестиваля. Причем это единственный случай за всю историю Канн, когда высочайшую награду вручили сценаристу. И от себя добавлю, что горжусь тем, что именно легендарный Григорий Колтунов написал мне в свое время характеристику для вступления в Союз кинематографистов.

А последняя созданная по его сценарию картина «Иисусов грех» (одесский дебют ныне знаменитого колумбийского режиссера Эктора Сьерры Рамиреса) также имела огромный успех, но… за океаном, в Латинской Америке. Поскольку возникла тяжба между киноведомствами Москвы и Киева за право владения снятым в Одессе фильмом, Рамирес просто-напросто взял картину «под мышку» и улетел к себе домой, в Колумбию. А на нынешнем постсоветском пространстве ни одной копии фильма не осталось...

«ЗДЕСЬ ЛЕГЧЕ ДЫШИТСЯ...»

- И впрямь: удивительная история. Но… грустная!

- Многие страницы студийной истории куда оптимистичнее. И я бы сказал, это связано с тем, что студии все-таки везло на директоров: первым был матрос Павел Нечес — из петроградского пролетариата, который, с одной стороны, представлял свирепую революционную власть, а с другой – в общем-то, не сильно мешал художникам. Более того, содействовал привлечению в студию талантливых художников. К примеру, по совету тогдашнего главреда кинофабрики Юрия Яновского пригласил из Харькова в Одессу будущего гениального режиссера Довженко, который здесь сделал свои первые картины «Сумка дипкурьера» и «Звенигора». То же самое можно сказать о директорах Александре Горском или Геннадии Збандуте, которые возглавляли студию в послевоенные годы. Они жили киноискусством, благодаря им на студии, насколько это было возможно, легко дышалось тем, кто мог предъявить талант. И вообще, атмосфера в период директорства Геннадия Збандута, в 70-е годы, в золотой век студии — была особой, творческой, а главное, я бы сказал – человеческой. При Збандуте, к примеру, сыграл здесь свои лучшие роли Владимир Высоцкий, который никогда не скрывал: «Здесь легче дышится...» Мне не раз приходилось это слышать от Высоцкого, с которым мы были хорошо знакомы по работе на студии.

- Вы с Высоцким много общались?

- Знаете, это не была та настоящая и крепкая дружба, какая установилась у нас, например, с потрясающей актрисой и человеком Наташенькой Гундаревой, или с неповторимым гением Богданом Ступкой, или с поистине родным «дядей Севочкой» — выдающимся корифеем кино Всеволодом Дмитриевичем Сафоновым, – мы просто периодически общались с Высоцким на скамеечке во дворе студии, в перерывах между съемками, были на «ты»: когда, например, у него заканчивались американские сигареты, он «стрелял» у меня болгарские, а когда у меня сигарет не было – он доставал из «жегловских» галифе игровые папиросы и угощал ими.

- К Высоцкому проявляли особый интерес и в КГБ…

- Конечно, зримо или незримо, неустанно отрабатывали свой «служебный и гражданский долг» пресловутые «искусствоведы в штатском». Но общая атмосфера все же была несопоставима с той, что царила на «Мосфильме» или на студии имени Довженко. Причем в Киеве, бывало, чиновная челядь старалась всячески выслужиться по принципу «быть святее Папы Римского».

Впрочем, случались в Одессе и «сбои», доходило до анекдотических ситуаций. Вот выпускник Киевского института имени Карпенко-Карого Игорь Минаев представил худсовету свою картину «Холодный март». И ее подвергли зубодробительно-безжалостной критике: работа, мол, не только бездарная, но и с нотками антисоветчины, налицо пустая трата денег. Расстроенный режиссер «с горя» отправил картину своей жене, которая жила в Париже. Что делает жена? — Приносит фильм, что называется, с улицы – прямиком в оргкомитет Каннского международного фестиваля. И в итоге Минаев получает сразу два приза Каннского МКФ: за лучший режиссерский дебют и не менее престижный приз кинокритики и кинопрессы. Где такое видано? Но именно так среди одесских кинематографистов появился лауреат Каннского фестиваля. Ну а раз международное признание — ему дают следующую постановку, «Первый этаж». Молодой режиссер остается верен себе — и на худсовете снова разнос, похлеще прежнего. Минаев опять отправляет ленту по тому же маршруту — в Париж. В этот раз картину удостаивают не двух, а «всего» одного приза — но это же приз жюри Каннского МКФ!

Что делает после этого режиссер Минаев? Вот именно, уезжает работать в Париж! А спустя много лет его приглашают в Одессу в качестве гостя одного из фестивалей, уже как мэтра европейского кинематографа, к которому чуть ли не в очереди на съемки стоят Изабель Юпер, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо...

- Знаете, впечатление такое, что Одесская киностудия – это не только кузница дебютов, но и кузница сенсаций…

- Еще 12 лет назад я летал в Нью-Йорк, в театр «Миллениум», со своей гастрольной программой «Сенсации и будни одесского кино». И год спустя повторял ее там же, на Гудзоне, в «Дэвидзон-Холле»…

ИСПЫТАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИЕЙ

- У студии была мощная техническая база?

- Скажу так: она была рассчитана на создание пяти фильмов в год, а фактически делали к концу 80-х годов (с учетом телесериалов) до двадцати пяти. Одесса стала основным поставщиком замечательных телевизионных лент. Здесь выходят «Д'Артаньян и три мушкетера», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Электроника», «Цыган». Для проката Петр Тодоровский создал «Военно-полевой роман», который завоевал второе место в рейтинге на «Оскар» в номинации «лучший зарубежный фильм года».

Словом, студия жила. Зарплаты невысокие, однако многое компенсировала парящая буквально в воздухе творческая атмосфера. И так получалось, что ежегодно одна-две здешних ленты непременно получали призы на фестивалях. 1990 год мне запомнился тем, что студия сделала свыше пятидесяти фильмов — в десять раз больше, чем позволяла техбаза. А по уровню популярности своих фильмов у зрителей мы вышли на третье-четвертое места в СССР – после супергигантов «Мосфильма» и «Ленфильма» и вровень с супергигантом — студией им.Горького!

- А дальше?

- Увы, последующие годы оказались для творческого состава не менее трудными, чем военные. После распада Союза — жесткое испытание приватизацией. Бизнесмены-нувориши в результате откровенных махинаций завладели почти половиной акций впопыхах созданного закрытого акционерного общества. Вскоре кинематографисты убедились: крупного инвестора интересовал не запуск новых фильмов, не обновление технической базы студии и не превращение ее в сверкающий «Голливуд на Черном море», о чем мечтали несколько поколений одесских кинематографистов. Позицию Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины по этому поводу обнародовал наш лидер — народный артист Украины Ярослав Лупий: «Инвесторы с самого начала представили Министерству культуры и Фонду госимущества Украины фиктивные планы возрождения киностудии ради одной цели: приватизировать за бесценок государственную долю — имущество, а землю пустить под коммерческое строительство».

Возникла реальная угроза ликвидации киностудии путем приватизации более 50 процентов акций активов ЗАО «Одесская киностудия». Но в это время в Одессу прибыл тогдашний спикер парламента Владимир Литвин, который в рамках своей предвыборной кампании встретился на киностудии с ветеранами НСКУ и дал слово: больше не будет продажи активов имущественного комплекса. И действительно: вскоре Верховная Рада приняла, а Президент подписал Закон «О запрете приватизации, отчуждения, передачи в залог и внесения к уставным капиталам хозяйственных обществ всех форм собственности пакета акций, принадлежащих государству в уставном капитале ЗАО «Одесская киностудия».

- Значит, вновь возникла надежда на лучшее?

- Это, конечно, не означало, что студия возобновляет кинопроизводство, но были приостановлены откровенные попытки застроить сверхдорогую приморскую землю. Бизнесмены, не изъявившие желания инвестировать в продюсерские проекты, пытались через своего представителя в кресле председателя наблюдательного совета ЧАО «Одесская киностудия» уменьшить любым способом процент уставного фонда государства. На многие годы «завис» и ремонт одного из старинных зданий имущественного комплекса — особняка Сан-Донато, внесенного в свое время в уставной капитал акционерного общества как часть государственной доли и предоставленного «в пользование» НСКУ. В этом обветшалом здании функционирует единственный в Украине Музей кино Одесского отделения НСКУ, в котором около десяти тысяч уникальных раритетов и артефактов, связанных с развитием кинематографа, и который не может быть выселен руководством ЧАО «Одесская киностудия». Но необходимый ремонт особняка в Одессе не начинают. А без согласования ФГИУ правление НСКУ ничего сделать не вправе...

- Это лишь один из проблемных моментов. Не праздный вопрос: мы подходим к 100-летию студии, а фильмов нет — студия их не ставит, нет собственного кинопроизводства...

- У меня это вызывает ассоциацию с фабулой фильма-притчи Алексея Сахарова «Время летать», в котором шла речь об одном аэропорте. На экране — изумительная диспетчерская служба, прекрасный сервис, великолепные интерьеры пассажирского терминала, в котором разворачивается действие, четкий подвоз пассажиров автобусами из города и в город — и при этом ни одного литра перерасхода горючего летчиками, ни одной задержки или отмены авиарейса! Как этого удается достичь? Очень просто: самолеты из этого аэропорта вообще не летают.

Почему студия не производит фильмов? Дело в том, что еще совсем недавно во главе студии стоял директор, который не только не разбирался в кинопроизводстве, но и откровенно демонстрировал неприятие кинематографистов. После очередной смены фактического владельца киностудии наконец-то этого директора, Андрея Зверева, убрали и представители основного инвестора презентовали нового руководителя — Андрея Осипова. В общении с творческими работниками тот не стал скрывать: «В кино я не особо силен, зато неплохо знаю юриспруденцию, способен решать финансовые вопросы. Так давайте же находить точки взаимодействия: я буду заниматься тем, что умею, а вы – творческими вопросами». Он протянул руку дружбы Союзу кинематографистов, и профессионалы искренне откликнулись на приглашение к плодотворному сотрудничеству. До создания новых кинолент пока дело не дошло, но уже приступили к реализации некоторых совместных замыслов. В том числе в рамках подготовки к столетию киностудии.

ПРИГОТОВИТЬСЯ К НОВЫМ ВЗЛЕТАМ?

- Не могли бы Вы раскрыть суть главных мероприятий, которые готовит оргкомитет студии, членом которого вы являетесь, к 100-летнему юбилею?

- Готовим программу показа лучших фильмов, созданных на киностудии, издание антологии книг по истории студии. В том числе публикацию аннотированного каталога, выход в свет работ разных жанров именитых одесских кинематографистов. Планируется издание книги известного харьковского исследователя и киноведа Владимира Миславского об изобретателе первого киноаппарата Иосифе Тимченко, переиздание видеоцикла «История одесского кино» в 40 телевизионных сериях, ранее выпущенного при поддержке мецената Сергея Гриневецкого.

Программа празднования сейчас в работе, сверстанного по дням плана пока еще нет. Но, конечно же, будет. Как наверняка подготовит оргкомитет, возглавляемый председателем Одесской организации НСКУ народным артистом Украины Ярославом Лупием и директором студии Андреем Осиповым, и приглашения на участие в торжествах выдающимся кинематографистам, творившим историю студии и внесшим в разные годы заметный вклад в развитие киноискусства. Кто именно из знаменитых мастеров примет участие в праздновании 100-летнего юбилея студии, сказать сейчас трудно. При подготовке сценария праздника хотелось бы также обратить внимание на малоизвестные, но чрезвычайно любопытные факты, имевшие место при создании фильмов.

- Не могли бы привести несколько из них?

- Ну, к примеру, в 1970 году Вадим Лысенко ставил в Одессе картину «Поезд в далекий август». И так случилось, что на роль первого секретаря горкома партии Гуревича утвердили исполнителя, не имеющего опыта работы в кино. Вдруг… картина на грани закрытия — согласно постановлению ЦК КПСС! Из-за этого самого непрофессионального исполнителя. Его пришлось заменить, и фильм в следующем году вышел на экраны. Но кто же этот «злополучный» исполнитель? А это – ни больше ни меньше! – тогда якобы «тунеядец и антиобщественный элемент», а впоследствии Нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

Среди актеров, сыгравших в Одессе немало ролей и приумноживших славу киностудии, знаменитый Богдан Ступка, который снимался и у Ярослава Лупия, и у Киры Муратовой, и у Самвела Гаспарова. А режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич здесь создал картину «Опасные гастроли», где в эпизоде запечатлен один из сотрудников киностудии Михаил Бараболько — участник минувшей войны, прошедший тысячи фронтовых километров в штрафном батальоне, ставший комбатом и удостоенный звания Героя Советского Союза. О другом сотруднике студии — кинорежиссере Александре Милюкове — после войны создали песню «Похоронен был дважды заживо», поскольку на фронте он дважды выживал в немыслимых ситуациях, а все считали его погибшим. При жизни ему поставили два памятника «посмертно», а он выжил всем смертям назло!

Занимательная история случилась у нас с уроженкой Харькова — народной артисткой Людмилой Гурченко, которая в перерыве между съемками стала участницей громкого спора в коридоре студии. Уладить его попытался сотрудник планового отдела Сергей Сенин: «Женщина, что вы кипишите, что вам надо?» Гурченко, взбешенная таким к себе обращением, вылила свой гнев на плановика: «Что мне надо, что мне надо? Может, мне надо, чтобы вы на мне женились?!» А Сенин — спокойно в ответ: «Почему бы и нет, стоит ли из-за этого кипиш поднимать?» Закончился спор женитьбой, реальная студийная история 1993 года стала жизнью: Гурченко и Сенин прожили в счастливом браке около двадцати лет. И таких ситуаций множество.

Особый акцент в истории одесского кино – это прошедший три года назад Первый фестиваль украинского кино в Голливуде, инициированный и организованный моим еще школьным однокашником (и еще с тех пор, уже более полувека, другом!) Анатолием Фрадисом. Его дед Аким Фрадис был среди фундаторов Одесской киностудии в 1919 году, отец Адольф Фрадис восстанавливал и развивал кинопроизводство в Одессе в 1954 году и позже. Сам же Анатолий Фрадис успел сняться в 6-летнем возрасте в одной из главных ролей в одесском фильме «Белый пудель». Вот уже много лет он является известным голливудским продюсером. Так вот, мы с Ларисой Кадочниковой, Сергеем Трымбачем и Михаилом Ильенко летали к нему на фестиваль в Лос-Анджелес и, судя по реакции как украинской диаспоры, так и стопроцентно американской публики, не ударили в грязь лицом.

Неслучайно и МИД Украины в лице его Генерального консула в Калифорнии счел необходимым выразить официальную глубокую признательность нам, членам делегации. А мне в программе фестиваля, что особенно радостно, посчастливилось представлять именно одесское кино и пакет лучших наших фильмов разных лет! Завершая поездку, мы с Ларисой Кадочниковой запечатлели миг прощания с американской «фабрикой грез».

- А какие, на ваш взгляд, перспективы студии – после празднования юбилея?

- Я вспоминаю слова нашего режиссера Валентина Козачкова, произнесенные во время торжественного вручения ему государственной награды: «Я бы сейчас все отдал, только бы возродилась Одесская киностудия». Так и мне: очень хочется, чтобы возобновился выпуск картин на студии, ведь вне студии киноленты в Одессе появляются. Да и в Киеве, на студии Довженко, ее генеральный директор и председатель НСКУ народный артист Украины Олесь Янчук, тоже некогда дебютировавший в Одессе, осенью текущего года выпускает блокбастер «Тайный дневник Симона Петлюры». Кстати, с одесским актером Сергеем Фроловым в главной роли…

Многие картины в Украине, в том числе в Одессе, создаются не благодаря государственной поддержке, а на частные деньги, в частных корпорациях, по принципу: где-то кто-то кого-то находит, стыкуются интересы, чаще всего это происходит случайно. Так или иначе, но в Киеве созданы прекрасные фильмы Дмитрия Томашпольского, Мирослава Слабошпицкого. На собственные деньги снял и выпустил на экраны свои сенсационные документальные картины «Ху из мистер Путин», «Последняя поэма» Валерий Балаян… Нельзя не вспомнить тут и одесские фильмы «Справка» Людмилы Соколовой, «Тарантелла поздней осени» Игоря Козлова-Петровского, детские картины Лилии Солдатенковой, удивительный цикл авторского кино Леонида Сидорского.

Не исключаю, что на этой почве кольцо случайностей однажды сомкнется, и вместо нынешней системы Госкино образуется новая структура, которая станет эффективным продюсером кинопроизводства в Украине. Мне кажется, есть неожиданные, на первый взгляд, пусть и парадоксальные, но все же интересные идеи развития кино на стыке с театром. Но это уже, как говорится в телесериале «Следствие вели… с Леонидом Каневским» — совсем другая история.

И все же, мы ведь помним: надежда умирает последней! Поэтому поживем — увидим! Надеясь при этом, конечно, исключительно на лучшее.

Автор: Михаил Аксанюк, Одесса.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту