Коренная реформа местного самоуправления, которую обычно обозначают кратким термином «децентрализация», внесла существенные изменения практически во все стороны жизнедеятельности территориальных громад. Те громады, которые первыми включились в этот процесс, уже ощущают положительный эффект. Вместе с тем, в процессе децентрализации возникают новые проблемы, требующие безотлагательного решения.
БЕЗ ЗЕМЛИ
И ФИНАНСОВ УСПЕХА НЕ БУДЕТ
Балтская ОТГ, самая крупная в Одесском регионе (в ее составе — 28 населенных пунктов с численностью населения около 35 тысяч человек), уже прошла этап становления.
«Провести сходки в селах и созвать людей в одну громаду — это только часть работы, — со знанием дела говорит секретарь Балтской ОТГ Татьяна Матлашевская. — Нужно было при несовершенном украин-ском законодательстве выстроить систему развития громады, начать реформы, внедрять новые программы, без которых невозможно движение вперед. Сегодня можно сказать, что реформы продвигаются и позитивные сдвиги видят жители всех населенных пунктов нашей громады».
Но для более успешного продвижения реформ нужна финансовая база. И тут громады сталкиваются с проблемой полноценного наполнения бюджета. Для чего необходима полная инвентаризация имущества громады.
«Однако такую информацию иногда очень трудно получить, — говорит Татьяна Матлашев-ская. — В частности, довольно часто закрыты данные фискальной службы. Это чаще всего сведения о неплательщиках, должниках, владельцах имущества».
Эту тему поднимает и городской голова Беляевки, цент-ра Беляевской ОТГ, Михаил Бухтияров. Его больше всего заботят вопросы, связанные с перечислением в местный бюджет подоходного налога и налога на недвижимость.
Практики убеждены, что органам местного самоуправления нужно иметь широкие полномочия для возможности обмена определенными видами информации с фискальными органами, чтобы работать с неплательщиками налогов.
С этим полностью согласен исполнительный директор Ассоциации городов Украины (АГУ) Александр Слобожан. Вместе с тем он отмечает, что в Украине уже апробируются новейшие программы для переформатирования и электронного обмена информацией, в том числе с реестрами. Также планируется передать объединенным территориальным громадам часть полномочий по ведению фискальных реестров с целью проверки эффективности такого механизма, призванного облегчить доступ к информации. По словам
А. Слобожана, эта идея нашла поддержку в Министерстве финансов Украины.
Еще одна тема, исключительно важная для успешной деятельности ОТГ, — это передача земель сельхозназначения, находящихся за пределами населенных пунктов. Без этого, считает Михаил Бухтияров, невозможно навести порядок на этих землях.
Хотя этот процесс, согласно постановлению Кабинета министров, запущен еще первого февраля, но во многих громадах сохраняется неопределенность с такими землями, что, по мнению Татьяны Матлашев-ской, существенно затрудняет возможности развития громад.
К этой проблеме примыкает еще одна, о которой рассказывает Лариса Корнован-Мойсеенко, три года возглавляющая Тузловскую объединенную территориальную громаду Татарбунарского района. В состав этой громады входят села Тузлы, Веселая Балка, Новомихайловка, Безымянка, Веселое, Садовое и Лебедевка.
Лебедевка — популярное место летнего отдыха. Она находится на мысе, с одной стороны которого — море, а с другой — лиман Бурнас с целебными грязями. Из Лебедевки начинается коса-пересыпь, которую рекламируют как «замечательное место палаточного, автокемпингового отдыха — с прицелом части отдыхающих на рыболовлю». На этой косе расположен один из основных пляжей Лебедевки. Казалось бы, прекрасный источник поступления средств в бюджет громады. Но не тут-то было! Как населенный пункт Лебедевка входит в территорию Тузловской ОТГ, но коса находится за его пределами и договоры аренды с теми, кто ведет на косе свой бизнес, заключает районная администрация.
«Позиция Ассоциации городов Украины заключается в том, что ни в коем случае нельзя допускать урезание полномочий, которые должны были быть переданы государством органам местного самоуправления в соответствии с реформой по европейскому образцу, — говорит Александр Слобожан. — Мы противодействуем любым попыткам изменить направление движения реформы, которая дала громадам свободу и право выбора вектора своего развития».
САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО
Недавно на сайте «Европейская правда» появилась статья с примечательным названием: «Слабое место сверхважной реформы». Ее автор, известный эксперт по вопросам евроинтеграции Сергей Сидоренко, обращает внимание на проблему, которую можно назвать не просто актуальной, а сверхактуальной. Это проблема кадров.
Автор статьи приводит мнение Сергея Яцковского, директора Хмельницкого центра местного самоуправления, который утверждает, что хотя децентрализация передала на места множество полномочий и даже предоставила материальное подкрепление для реализации этих полномочий, но многие руководители местного уровня просто не понимают, как всем этим распорядиться.
«В райцентрах еще есть кадры из райадминистраций, финуправлений, казначейства, которых можно трудоустроить в объединенной общине, — говорит С. Яцковский. — Также повезло тем ОТГ, которые расположены неподалеку от райцентра — они могут «перетянуть» людей из города, предложив хорошую зарплату. А в остальных громадах — огромная нехватка кадров».
Хорошо, когда лидер громады является профессионалом-управленцем, разбирается в финансовых вопросах. Как Лариса Корнован-Мойсеенко, которая имеет экономическое образование, более чем десятилетний опыт работы в районе на бухгалтерских должностях, а также является магистром государственного управления. Но таких, увы, не так много. А большинству новых лидеров ОТГ «секреты» управления налогами, проведения тендеров, реорганизации системы образования и здравоохранения и прочая, прочая, прочая, приходится постигать «методом проб и ошибок». А навыки написания проектных заявок на получение грантов, без чего у громады намного меньше шансов на развитие, вообще отсутствуют.
Одна из причин подобного положения вещей — в том, что безнадежно устарела система подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления; «остается советский подход к «курсам повышения квалификации».
«Неспособность учебных программ удовлетворить меняющиеся потребности системы», «устаревшая система поддержки», «чисто научный, перегруженный теорией подход» — это лишь часть эпитетов, которые звучат в адрес системы обучения служащих, действующей в Украине», — пишет
С. Сидоренко. По мнению специалистов из Совета Европы, серьезной проблемой в этом плане является монополизм государства в вопросе обучения тех, кто работает в системе местного самоуправления, ибо «без конкуренции нет ни качества, ни эффективности».
МЫ — НЕ ОДНИ
Кадровая проблема не является сугубо украинской. Муниципальные органы власти западноевропейских стран столк-нулись с ней еще сорок лет назад. И каждая страна выбрала свой путь ее решения.
Так, в Бельгии проблемы кадровой политики и обучения кадров местные органы власти решают самостоятельно. Преимущество такого подхода заключается в том, что на местах лучше разбираются в своих проблемах и, соответственно, точнее учитывают, какого рода навыки и знания необходимы будущим специалистам. С другой стороны, качество кадров при таком подходе может быть различным в силу неодинакового финансового потенциала отдельных местных органов управления.
В Швейцарии и Великобритании кадровым обеспечением занимаются либо непосредственно национальные союзы местных органов управления, либо они интенсивно подключены к этой системе. Такой вариант позволяет местным органам сохранять определенную самостоятельность, но в случае нехватки средств пользоваться помощью общенационального союза.
В Нидерландах система кадрового обеспечения подчиняется целям организации, становится инструментом их достижения.
Если же говорить в целом о ЕС, то тут эффективным инструментом является Декларация основных принципов кадровой политики региональных и местных органов управления, принятая Комиссией Европейского Союза. Этот документ позволяет решить многие проблемы в системе управления персоналом, кадрового обеспечения структур местного самоуправления.
Важный элемент европей-ской системы — обязательность расходов на тренинги.
Даниэль Попеску, который в 2016-2017 гг. был специальным советником Кабмина по вопросам децентрализации, а ныне является руководителем профильного департамента (по вопросам демократического управления) в Генеральном секретариате Совета Европы, считает, что в Украине следовало бы от двух до пяти процентов фонда заработной платы, в том числе и органов местного самоуправления, расходовать на тренинги для сотрудников. Но при этом строго следить, чтобы возможностью совершенствоваться могли пользоваться все сотрудники, а не только руководители.
Подготовка квалифицированных специалистов для органов местного самоуправления — процесс затратный не только по средствам, но и по времени. Между тем реформы, и децентрализация в том числе, ждать не могут. Понимаю это, Даниэль Попеску предлагает следующий выход: «Ресурсы, в том числе и человеческие, нужно из местных государственных администраций передавать в ОТГ. Большое количество работников, которые сейчас работают на уровне районов или областных администраций, должны перейти в ОТГ. Конечно, это будет трудно по многим причинам, но таким образом можно будет решить нехватку квалифицированных кадров во вновь созданных громадах».
Несмотря на все трудности и проблемы, децентрализация приобретает все большее количество сторонников и участников. Пример Одесской области — показателен. По состоянию на начало этого года, в нашем регионе в 25 ОТГ объединились 108 местных советов, что составляет 22% от общего количества советов базового уровня. Эти ОТГ занимают четверть всей площади области. В них проживает около 20% жителей области (без учета областного центра).
Фактические поступления доходов местных бюджетов за 2017 год выросли на 37,4% по сравнению с 2016 годом, а в некоторых ОТГ — почти наполовину.
«Децентрализация, — подчеркивает Даниэль Попеску, — является общеевропейской тенденцией, поэтому вы не одни. Все страны-члены Совета Европы поддерживают реформу децентрализации в Украине. И я думаю, что украинская реформа должна вдохновить и другие государства».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |