ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сегодняшний день «Вечерки»
06.06.2018 / Газета: Одесские известия / № 43(5067) / Тираж: 18937

В свое время газета «Вечерняя Одесса» первой в нашем регионе пошла по пути редакционной независимости, отказавшись от финансирования со стороны партийных органов. Газета стала сама определять стратегию своего развития и самостоятельно, за счет подписки, продажи в розницу и публикации рекламы, изыскивать средства на функционирование издания.

Экзамен на прочность оказался непростым. За те почти тридцать лет, что прошли после ухода газеты в самостоятельное плавание, в обществе и государстве произошли колоссальные перемены. Но «Вечерка» выстояла. О том, какова сегодня роль газет, мы беседуем с главным редактором «Вечерней Одессы» Олегом СУСЛОВЫМ.

– Олег Станиславович, с момента создания «Вечерки» ее первым редактором Борисом Федоровичем Деревянко и позже она была этаким третейским судьей. Позиция журналистов газеты заставляла чиновников пересматривать какие-то свои решения, помогала восстанавливать добрые имена незаслуженно обиженных людей, а журналистские расследования вообще становились темой обсуждения всех горожан. Сегодня, увы, газеты ушли на дальний план, уступив место телевидению, социальным сетям, интернет-изданиям…

– Наверное, исчез запрос общества на то, чтобы газета была третейским судьей. Люди стали меньше размышлять и искать правду им уже не так интересно. Информация сегодня больше потребляется ими в формате «фаст-фуда». Гарантий достоверности сообщений никто не требует, главное успеть выбросить их в пространство первыми – таков основной девиз работы электронных СМИ.

– Неслучайно уже начали говорить, что направления обсуждений тех или иных тем в соцсетях могут быть заданными специально подготовленными и работающими там людьми. И происходит это потому, что кому-то выгодны определенные подходы и оценки, а не потому, что представленная информация является правдой.

– Безусловно, так и есть. Ведь есть два способа донести информацию о том или ином событии. Первый – это отразить реальность, какой бы неприглядной она ни была. А второй – сформировать реальность, подогнав под нужную картинку факты, мнения, оценки. Увы – и пусть это не прозвучит брюзжанием – подавляющее большинство средств массовой информации, прежде всего, сайты, занимаются тем, что формируют реальность. И далеко не у каждого читателя или зрителя возникает желание перепроверить такую информацию.

Другая сегодняшняя беда – непрофессионализм в подаче информации. Я иногда в шутку говорю, что списывать сейчас практически не у кого. Открываешь новость и абсолютно нет уверенности в том, что правильно названы должности всех упоминаемых людей, их имена и отчества, нещадно искажается фактаж. Поэтому, чтобы понять, что же на самом деле произошло, приходится выуживать информацию об одном и том же событии из десятка различных источников. Понятно, что у многих потребителей информации такой возможности нет.

И вот тут незаменимой является роль газеты, способной отойти в сторону от «жареного» факта, досконально его проанализировать, оценить с различных точек зрения. Обратите внимание, что, к примеру, в Великобритании и США, где уровень развития современных коммуникационных технологий выше, от газет никто не отказывается. За рубежом, в Китае и Египте, Турции и Эстонии, в странах, где довелось побывать в последнее время, от газет также никто не отказывается. Их продолжают выпускать и читать. Поэтому то, что происходит у нас, это, скорее, отражение кризиса общества в информационной сфере.

– «Вечерняя Одесса» сегодня пошла по пути превращения газеты в дискуссионную площадку. На ее страницах происходят дискуссии по самым актуальным вопросам…

– Оказалось, что людей, готовых высказать интересные идеи, немало. Высказать профессионально, со знанием дела. И в результате обсуждения этих идей может родиться полезная для государства гражданская инициатива. На мой взгляд, именно газеты способны быть той дискуссионной площадкой, на которой проходит апробация тех или иных идей развития общества.

Но есть одно «но». Государство должно определиться, нужна ли ему печатная пресса? Нужны районные газеты или не нужны? Мы постоянно сталкиваемся с проблемой отсутствия газетной бумаги украинского производства. Из-за этого по воле импортеров цена на нее постоянно растет. Курс доллара с прошлого года практически не изменился, а цена на газетную бумагу выросла в полтора раза. И причин никто не знает. Вот и получается, что купить бумагу смогут только газеты, принадлежащие олигархам и толстосумам от политики. А те издания, которые выживают за счет подписки, рекламы и розницы, которые рассчитывает исключительно на себя, оказываются в совершенно неконкурентных условиях. В результате информационное поле искажается, из него экономическими методами выдавливаются подлинно независимые СМИ, к которым отношу и «Вечернюю Одессу».

Еще одна проблема – это «Укр­почта». Это предприятие – диктатор, который совершенно спокойно может потребовать второй раз заплатить за включение газеты в перечень подписных изданий. Но при этом никаких гарантий своевременной доставки газет в районы области «Укрпочта» не дает.

– Странно, что все это происходит в период децентрализации, создания объединенных территориальных громад, когда на местный уровень государство передает все больше функций. И вопрос информирования населения о происходящем, что всегда успешно делали газеты, полностью игнорируется…

– Мы уже давно говорим о проигранной информационной войне. Еще задолго до событий Революции Достоинства и последовавшей затем агрессии со стороны нашего северного соседа. Казалось бы, это обстоятельство должно заставлять больше внимания уделять полноценному информационному обеспечению районов, глубинки. Но, нет. Признаюсь, я недостаточно хорошо знаком с работой недавно созданного Министерства информационной политики. Но на одном из семинаров такая возможность представилась. Оказалось, что центр внимания Министерства информационной политики сосредоточен исключительно на Крыме, Донбассе, прифронтовых территориях. Это закономерно.

Но информационная война ведется и в тылу! В Одесской и Львовской, Николаевской и Ровен­ской областях… Какая тут должна быть государственная информационная политика? Увы, об этом никто не думает, никто не мыслит стратегически и глобально. Но подобное всегда плохо заканчивается. Потому что информационный вакуум обязательно заполнится. Только как и чем? Государство явно не выиграет, если уйдут газеты, ранее доносившие до людей его позицию. Олигархи, если скупят районки, будут использовать их в своих интересах и, скорее всего, в периоды перед выборами станут на страницах уже своих газет вовсю поносить государство.

Нормальных конкурентных условий нет и в розничной торговле печатными изданиями. Когда этим занималось коммунальное предприятие, для него все были равны. Теперь, когда розница относится к сфере интересов субъекта хозяйствования, именно он диктует свои условия, которые, к примеру, для нашей газеты оказываются очень тяжелыми. Все это – проявления нерыночного, негосударственного подхода.

– Уже стали появляться публикации, посвященные необходимости более пристально присмотреться к происходящему на информационном рынке страны…

– Да, и Национальный союз журналистов инициирует рассмотрение вопроса о том, для кого расчищается информационное пространство с разгосударствлением, а точнее уничтожением коммунальных СМИ. Может, что-то и изменится.

– В этом году «Вечерке» исполняется 45 лет. Рубрика «Вас слушает «Вечерняя Одесса», ежегодный конкурс «Люди дела» памяти Бориса Деревянко, традиционные пешеходный переход и велопробег, проводящиеся в честь Дня освобождения города, любимы одесситами разных поколений…

– Надеюсь, что газета доживет и до 50 лет, и до ста. Я пришел в редакцию 20 лет назад, сам попросился сюда потому, что хотел работать в издании, где есть стандарты, традиции, свое лицо. Работать в газете, где те или иные материалы не могли быть опубликованы, так как не соответствуют критериям объективности и достоверности. Конечно, мир меняется, стандарты выдерживать сложно. Но, тем не менее, «Вечерняя Одесса» никогда не будет адвокатом дьявола, не будет участвовать в каких-то сомнительных акциях.

Я оптимист. Все в мире, как известно, развивается по спирали. Поэтому верю, что газеты выдержат нынешний экзамен, найдут свою информационную нишу. Ведь только газета способна представить интересную аналитику, какой-то новый взгляд на проблему, отыскать экспертов, способных удивить своим подходом к тем или иным вопросам.

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту