Вслед за клещами пришел столбняк. И кто еще пожалует, никто не знает. Потому что последствия патологических действий отечественного Минздрава, совершенно выпустившего из виду своевременную закупку препаратов первой помощи в борьбе с особо опасными инфекциями, граничат с преступлением против национальной безопасности.
Думаете, слишком жесткое заявление? Совсем нет. Потому что в любой цивилизованной стране шутки с отсутствием средств против сильнейших ядов закончились бы для руководителя сферы здравоохранения отставкой (в лучшем случае) или тюремным заключением (в худшем).
Дело в том, что столбнячный анатоксин, который надо обязательно вводить при глубоких ранениях и повреждениях кожи, слизистых оболочек, ожогах и обморожениях, сегодня есть только в лечебных учреждениях, принимающих пациентов по «Скорой». В травмпунктах такой важный препарат отсутствует. В частности, в травмпункте Суворовского района, который обслуживает территорию, заселенную более чем 400 тысячами населения, столбнячного анатоксина нет. Чтобы сделать прививку, надо сначала пойти в аптеку и приобрести препарат. А это, ни много ни мало, 950 гривен.
Столбнячный экзотоксин — один из сильнейших бактериальных ядов, уступающий по силе лишь ботулиническому токсину.
У заразившегося возникают болезненные судороги, вначале ограниченные, а затем распространяющиеся на большие группы мышц. Судороги длятся от нескольких секунд до нескольких минут. В лёгких случаях они возникают несколько раз в сутки, в тяжелых — длятся почти непрерывно. Некоторые больные предпочитают лежать на животе, при этом их ноги, руки и голова не касаются постели. Больные испытывают страх, скрежещут зубами, кричат и стонут от боли. В период между судорогами расслабления мышц не происходит. Температура поднимается до 41—42 °C. Период выздоровления характеризуется медленным, постепенным снижением силы и количества судорог и напряжения мышц. Он может продолжаться до 2 месяцев. Период выздоровления особенно опасен развитием различных осложнений.
Смертность при заболевании столбняком очень высока (выше только при бешенстве и легочной чуме). При применении современных методов лечения умирает примерно 17—25 % заболевших, снизить эти цифры в настоящее время не удаётся из-за развития серьезных осложнений: пневмонии, сепсиса и паралича сердца. В регионах, где отсутствуют профилактические прививки и квалифицированная медпомощь, смертность достигает 80 %.
Сейчас много говорят о реформе первичной медико-санитарной помощи. Только ведь за столбнячным анатоксином, как и за многим другим, обращаться в семейные амбулатории не стоит: их сотрудники, как и сотрудники травмпунктов в городе, вынуждены будут развести руками и сказать, что сначала столбнячный анатоксин надо приобрести в аптеке. Далеко не у каждого, особенно в сельской местности, найдутся необходимые для этого 950 гривен. То есть, жизни людей окажутся под реальной угрозой. И это в регионе, где самые большие площади пахотных земель, садов и виноградников, развито животноводство, а, соответственно, риск заражения столбняком во время полевых работ очень велик. Но, это, похоже, наш отечественный Минздрав совершенно не волнует. Так что постарайтесь быть осторожными, чтобы не получать инфицированных травм. Это единственное, что вам может помочь в условиях полной безответственности центральной здравоохраненческой власти.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |