46 украинских фильмов выйдут на экраны страны в этом году. Мировую и национальную премьеры некоторых картин можно было увидеть на 9-м Одесском международном кинофестивале. Украинского кино на ОМКФ-2018 много. Разного. От «Донбасса» Лозницы до ретроспективы музыкального кино времен УССР.
О национальном кино, его особенностях и о тех, кто сегодня создает украинский кинематограф, расскажет корреспондент «Одесской Жизни».
Ансельм Видо, программный директор ОМКФ-2018:
— В этом году мы впервые проводим национальный конкурс отдельно от других. Еще в прошлом году национальные фильмы автоматически попадали и в национальный конкурс. В этом году мы решили четко разделить конкурсы. Из-за развития украинского кино мы теперь можем это сделать. В международном конкурсе 2 фильма украинских режиссеров, в национальном — 5 и в документальном — еще 2. Всего 9. Как видите, общее количество увеличилось…
Герои из нашего времени
Из пяти фильмов национальной конкурсной программы — два документальных. «Гоголь Док» Алисы Павловской и «Дельта» Александра Течинского. Картины погружают зрителя в закулисье арт-фестиваля и в жизнь небольшого рыбацкого поселка в украинском Придунавье. Оба фильма рассказывают о людях, которые тяжело работают, живут от сезона к сезону, мало зарабатывают и при этом счастливы, потому что занимаются любимым делом, а еще употребляют много ненормативной лексики. Кстати, мат в кадре, похоже, становится привычным для нашего кино. И на вопросы зрителей о его уместности в одном из короткометражных фильмов, автор ответила, что все люди вокруг так говорят. Так это или нет, сказать сложно.
Что же касается кино, то еще два фильма национальной программы сняты с элементами документального стиля. Это «Тера» Никона Романченко и комедия Тони Ноябревой «Герой моего времени».
— Это, в первую очередь, игровое кино. Но мне в данном случае было интересно пересечение жанров: игрового и документального. Мне интересно, когда ты не замечаешь грань между правдоподобным и вымыслом. Меня интересует этот контраст, — рассказывает о своем фильме режиссер «Теры» Никон Романченко.
Совсем другим на фоне соперников выглядит фильм Марыси Никитюк «Когда падают деревья», снятый в копродукции с Польшей и Македонией. Семейная драма с элементами мистики была показана на 68-м Берлинском фестивале и вызвала интерес у местной публики.
— Мне кажется, что какой темперамент у режиссера, такое и выходит у него кино. Я очень эмоциональный человек, с очень насыщенной фантазией. Кроме того, я очень люблю лучшие образцы медитативного кино, но по своему внутреннему состоянию я довольно активный человек. Именно это подсознательно и вылилось в сюжет фильма. И мне кажется, что именно это нас и отличает от того, что сняли коллеги, и мне кажется, нам это только на пользу, — рассказала Марыся Никитюк.
«Домбасс, Момбасс, Бомбасс, — что это?»
В «фирменном документальном» стиле снял «Донбасс» Сергей Лозница. Имея в наличии солидную награду из Канн, фильм не участвует в конкурсных программах. Но, тем не менее, интерес коллег и зрителей к картине был огромный. Национальная премьера прошла с аншлагами. Автор не обманул ожиданий зрителей — фильм вышел эмоционально сильным. Настолько, что даже актеры находились под впечатлением. Большинство из них впервые увидели картину в Одессе.
— Я ошеломлен после показа, — рассказывает исполнитель роли проворовавшегося главврача роддома Евгений Чепурняк. — Он (режиссер) собирал новеллы из реального видео из интернета. — Оно, конечно, доосмысленно, доведено. Было бы хорошо, если бы это все была постановка, но это все гораздо страшнее. Я бы сравнил этот фильм с живописью Босха.
Не все актеры, правда, смогли побывать на премьере — российского актера Бориса Каморзина не пустили в Украину из-за посещения им Крыма во время съемок в 2015 году. Однако, Сергей Лозница считает, что эта глупость будет исправлена в ближайшее время.
— Я считаю, это абсурд. И нужно немного думать. Актеры, которые живут в России, соглашаются играть в украинском кино не всегда. Я получил несколько отказов по причине того, что это может сказаться на их карьере. Вообще, сниматься в фильме с названием «Донбасс» — это поступок. Вполне возможно, что произошла глупость, мы все ее свидетели. И я бы очень хотел, чтобы можно было эту историю отмотать назад. Во всяком случае, убрать этот запрет. С моей стороны, я все для этого сделаю, потому что жизнь сложная — она не такая простая и однозначная, как этот кодекс.
Прокатное будущее ленты уже предопределено — 26 сентября стартуют показы в Германии, затем в Польше, потом во Франции, в Голландии и странах Бенилюкса. А в январе — в Британии. Нельзя недооценивать важность показов в Европе. По словам режиссера, в западных СМИ сейчас тема войны на Востоке Украины практически не звучит. И многие зрители на показе в Каннах вообще не понимали, о чем это, думая, что речь идет о некой легкой курортной песенке «Домбасс, Момбасс, Бомбасс, — что это?».
Украина и «Ко»
10 фильмов, представленных на ОМКФ-2018, были сняты Украиной совместно с другими странами. География обширная — от США и Исландии до Индии и Монако. Работы стали участниками всех программ, в том числе и специальных. Тематика этих картин широкая — спорт, любовь, документалистика. В этом году, на питчинге проектов также было много подобных заявок. Так что этот вид сотрудничества и привлечения средств стал довольно удачным опытом для украинских кинематографистов и значительно расширил их возможности, даже не смотря на, порой, жесткие финансовые условия.
В данный момент в Украине в процессе съемки находится 30 картин. А на развитие отечественного кинематографа в 2018 году был выделен 1 миллиард гривен — вдвое больше чем в прошлом году. Так что и фильмов, достойных и интересных, надеемся, также будет в два раза больше.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |