ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПРОБЛЕМЫ НА КОНТРОЛЕ
03.08.2018 / Газета: Время Ч / № 27(830) / Тираж: 15200

На этой неделе стало известно, что недавно отремонтированную дамбу Хаджибей-ского лимана вновь стало размывать. Не сгущая краски, скажем, что существует большая вероятность того, что в случае усугубления ситуации в Одессе может случиться масштабное ЧП: ее прорыв вызовет затопление значительной части города вместе с жилыми домами и предприятиями.

ДИТЯ ВОЙНЫ

Во-первых, хоть это не патриотично, но от правды никуда не деться. Нынешняя дамба была построена, а точнее восстановлена, румынскими специалистами во время оккупации Одессы. (Предыдущая, советская дамба была построена в начале 1930-х гг. и взорвана в октябре 1941 года отступающей Красной Армией, что привело к затоплению Пересыпи и прилегающих районов.)

Нужно учитывать, что дамба в спешке военного времени была построена без проекта и держится на деревянных сваях, вбитых в илистый и песчаный грунт. Поэтому фактически дамба не является классическим гидротехническим сооружением, а ее земельная насыпь сооружалась путем отсыпки грунта, песка, камней и других строительных материалов.

Уже после войны дамбу со стороны лимана облицовали гранитным булыжником, снятым с одесских мостовых. Сейчас эта облицовка во многих местах отсутствует. Существенное повышение уровня Хаджибейского лимана в 1996 и 2003 годах привело к тому, что дамбу укрепили различными бетонными блоками и строительным мусором, а также построили по верху стенку для защиты объездной дороги от захлестывания волнами.

Тут мы сталкиваемся со второй проблемой — в конце 1960-х годов дамбу преобразовали в отрезок автодороги «Обход

г. Одессы». Движение большегрузных автомобилей еще больше осложнило состояние данного сооружения. Сегодня по дамбе проходит объездная дорога общегосударственного значения, эта важнейшая магистраль относится к транспортному коридору, который соединяет автодороги на Киев, Рени и Николаев.

Начиная с весны 2015 года из-за штормов и сильных ливней дамба стала разрушаться катастрофическими темпами. Практически каждую неделю появлялись новые промоины, которые приходилось забрасывать чем придется — мешками с песком, строительным мусором.

ЧЕМ ГРОЗИТ

По оценкам специалистов Одесского горсовета, в случае прорыва дамбы Хаджибейского лимана в зоне затопления окажется значительная территория города — район от Пересыпского моста до Жеваховой горы, где проживают около 50 тысяч одесситов. Площадь зоны возможного затопления составляет около 23 кв. км. В нее попадает, кроме жилых домов, до 50 предприятий, в том числе стратегических. Также прорыв дамбы представляет опасность разрушения железнодорожных путей, автодороги и коммуникаций, связывающих поселок Котовского с центром. Более того, жители районов, не попавших под затопление, все равно могут остаться без водоснабжения и канализации.

В общем всё это может грозить серьезной экологической катастрофой.

СПОР С АВТОДОРОМ

Как упоминалось выше, сложность ремонта дамбы в том, что в нескольких местах она составляет единое целое с объездной дорогой.

Дорожное полотно принадлежит Службе автомобильных дорог, которая отказывается проводить ремонт, так как сама дамба относится к гидротехническим сооружениям и не находится у автодора на балансе.

И как заявлял тогда мэр Одессы Геннадия Труханов, «пока шла игра в пинг-понг — это не наше, а это ваше, ситуа-ция стала критической, а мы вынуждены были обращаться к премьер-министру и в Кабмин, писать письма, чтобы получить ясность в этом вопросе. А ведь это не просто важный вопрос, а вопрос жизни и смерти для города».

ОБРАЩЕНИЯ

В КАБМИН

Не так давно депутаты попросили у Кабинета министров средства на срочный капитальный ремонт дамбы. Соответствующий проект был подготовлен фракцией «Доверяй делам».

В обращении депутаты, в частности, отмечали: «В течение последних лет под влиянием повышения уровня Хаджибейского лимана, а также активной эксплуатации проезжей части автомобильной дороги общегосударственного значения М-05-01 в обход Одессы, которая находится в управлении Службы автомобильных дорог Украины в Одесской области, наблюдается активное разрушение насыпи под дорожным покрытием вдоль Хаджибейского лимана».

Авторы обращения также напоминали, что дамба построена в аварийном порядке и без проекта.

«В связи с этим просим рассмотреть и решить вопрос выделения средств для проведения работ по реконструкции и восстановлению дамбы Хаджибейского лимана, а также дать поручение профильным министерствам срочно принять меры по решению данного вопроса с целью недопущения катастрофических последствий при ее возможном прорыве».

Тем более что дамба является стратегическим объектом, так как по этому маршруту перевозят зерно в порты Большой Одессы.

Но в итоге, с середины 2016 года, когда дальнейшее существование дамбы Хаджибейского лимана в прямом смысле висело на волоске, одесские власти оказались с этой проблемой наедине. Ни правительство, ни Верховная Рада, куда неодно-кратно обращались наши чиновники, денег не дали. В Киеве обещали много — около 60 миллионов — и даже заверяли, что решение об их выделении уже принято бюджетным комитетом парламента, но решение вопроса все откладывалось и откладывалось, и в итоге город не получил ни одной копейки. Между тем новые промоины образовывались на дамбе каждый месяц.

«Проблема состоит в том, что дамба Хаджибейского лимана не находится на балансе города, соответственно мы не можем выделять средства из городского бюджета на ее ремонт. В случае же ее прорыва будет затоплена огромная территория города», — отметил Геннадий Труханов.

БОЛЬШИЕ РАБОТЫ

В итоге, не дождавшись помощи от правительства, городской совет при участии областного совета провел масштабную реконструкцию дамбы самостоятельно.

Противоаварийные работы велись без остановки движения транспорта по проходящей сверху объездной дороге. На аварийном участке протяженностью 900 метров было организовано одностороннее движение, регулируемое светофорами, выполнена отсыпка откоса дамбы сыпучими материалами.

Стоимость проекта составила более 42 млн. грн., при этом из городского бюджета было истрачено лишь 2 млн. 250 тысяч. Вся остальная сумма — субвенция областного бюджета. Более того, предполагалось, что после ремонта дамба простоит еще 25 лет.

Однако прошло всего два года, и дамба, ко всеобщему удивлению, вновь начала разрушаться.

Проблему очертил мэр Одессы Геннадий Труханов в понедельник, 30 июля, во время аппаратного совещания.

«Мы получили большое количесвто обращений от жителей региона, которые взволнованы начавшимся разрушением дамбы. Либо специалисты что-то не просчитали, либо имели место природные факторы, которые не были учтены. Мы пока не делаем выводов, мы просто видим ситуа-цию глазами граждан», — прокомментировал ситуацию Геннадий Труханов.

Мэр Одессы распорядился создать комплексную комиссию, которая выедет на место и обследует дамбу с двух сторон. После чего специалисты сделают заключение и подготовят соответствующие обращения.

«Дамба ни у кого на балансе не состоит. Более того, сооружение нельзя назвать ни дамбой, ни дорогой. Вопрос очень серьезный. Мы поднимали его, говорили, обращались за разъяснениями — что это за сооружение. На чьем балансе она находится? Кто должен ее содержать? Мы долго пытались получить ответы на эти вопросы, но так и не смогли», — сообщил он.

Что касается ремонта объездной дороги, которая из-за прорывов перманентно разбивается и идет «волнами», то городские власти готовят обращение в «Укравтодор».

«Будем настаивать, чтобы Служба автомобильных дорог Одесской области (Облавтодор) выступила заказчиком рабочего проекта и за счет средств государственного бюджета выполнила противоаварийные работы».

Автор: Андрей ШОРОХОВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту