ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
РОДНОЙ ОФФШОР. КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗМЕИНЫЙ В ОСТРОВ МЭН
14.08.2018 / Газета: Окна / № 15(536) / Тираж: 5002

Чтобы вернуть в Украину выведенные в оффшоры миллиарды стоит предварить налоговую амнистию созданием внутреннего оффшора

Неправительственная организация Tax Justice Network (доклад The Price of Offshore Revisited) еще в 2012 году оценила сумму капиталов, которые были выведены из различных стран в оффшорные зоны за последние годы.На 2010 год в оффшорных зонах сконцентрирована колоссальная сумма средств, по самым скромным оценкам превышающая $21 трлн. А это ни много ни мало — суверенный долг США и значительно больше, чем годовой бюджет Америки, Китая или ЕС.

Лидером по выводу капитала является Китай — за сорок лет наиболее активной политики по развитию новой экономической модели, из страны ушло $1,19 трлн. До триллиона «вытекло» из РФ и Южной Кореи, примерно по полтриллиона из таких стран как Бразилия, Аргентина, Кувейт. Но и Украина не пасет задних.

Наша страна уверенно входит в десятку «передовых» государств мира: опередив по этому показателю даже сырьевой Казахстан — суммарный отток капитала из Украины составил $167 млрд.

И это по состоянию на 2010-й, без учета активного периода по выводу денег за рубеж во времена Януковича и бегства элит в 2014-м, а также не беря во внимание показатели последних четырех лет.

Нынешнее портфолио Украины в западном финансовом мире оставляет желать лучшего. Мы так и не имплементировали базовые стандарты BEPS и дорожная карта по обязательным «шагам» в этом направлении находится пока на начальной стадии: нам как государству уже стукнет 27 лет, а этот «младенец» лишь пытается шагнуть в мир стран, где платят налоги и уважают закон. Пока Украина предварительно подписала международное соглашение MLI, которое еще предстоит окончательно ратифицировать украинскому парламенту. Оно касается такой «тонкой материи» как функционирование договоров об избежании двойного налогообложения. Изначально при их подписании преследовалась благая цель освобождения иностранных компаний от излишнего налогового пресса при работе в иностранных юрисдикциях. Например, налог на прибыль на Кипре по некоторым типам операций 5%, а по иным 0%. В таком случае, киприотам не выгодно «заходить» в Украину, ведь здесь придется платить 18%, то есть более чем в три раза больше. А ведь нам так нужны иностранные инвестиции. Именно с этой целью и подписывались международные договора, которые устанавливают простое правило: нерезидент платит налог по месту регистрации, а не по месту получения дохода и если на Кипре было уплачено 5%, в Украине двойного налогообложения быть не должно.

Но это в теории. На практике произошло следующее: тысячи украинских предпринимателей начали регистрировать свои компании в странах, где были подписаны соответствующие соглашения, а также в чистой воды оффшорах. Иногда, первые и вторые совпадали. Новая конвенция пытается решить эту проблему, устанавливая понятие «деловой цели». В таком случае, право на налоговые льготы получают лишь те компании, которые используют международные соглашения для реальной предпринимательской деятельности. Все прочие — облагаются по полной программе в месте своего резиденства.

Для чего столь подробное описание данного механизма? Дело в том, что Украина существенно отстала от принятия всех необходимых стандартов, утвержденных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). РФ, кстати, их уже благополучно утвердила. Именно поэтому, Украина сегодня — последняя европейская страна, где размывается налогооблагаемая база, отмываются средства, полученные преступным путем, недостаточно мониторятся банковские операции (точнее сказать, нет реальных действий по результатам мониторинга).

По данным нашего Финмониторинга, за первое полугодие 2018-го года были выявлены подозрительные финансовые операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) средств или с иными криминальными правонарушениями на 276,5 млрд гривень.

Это почти 10% годового ВВП, минимум 90 млрд. грн. недополученных бюджетных доходов или в два раза больше, чем рекордная смета на ремонт дорог в этом году. То есть деньги в стране есть.

Во что все это выливается для легального бизнеса? А в то, что нашим компаниям и банкам не рады на западе. Уже участились случаи, когда украинским предпринимателям не открывают текущие счета в Великобритании, ссылаясь на .... санкции. Парадоксально, но в Лондоне украинцы начинают себя чувствовать менее комфортно, чем россияне в тисках запада. Хотя проблема, конечно, не в санкциях относительно некоторых украинских граждан, из окружения беглого президента или причастных к аннексии Крыма. Украинская финансовая система замешана в отмывании коррупционных средств, а в западных банках есть модель оценивания клиента и его рискового профиля. Если ты клиент из Украины — значит из страны, которая недостаточно борется с налоговой оптимизацией. А в случае, если ситуация кардинально не изменится к лучшему до конца года — и вовсе рискуем попасть в «черный» список FATF.

Значит нужно преодолеть сопротивление олигархата, ввести заветные стандарты и стать как «все». Учитывая нашу любовь к «черно-белым», дискретным решениям в стиле «зрада/перемога» так оно может и быть. Вот только подобный курс может вообще привести национальную экономику и рынок капитала к тотальному финансовому блек-ауту. Как Монгольская народная республика в свое время не смогла совершить прыжок из феодализма в коммунизм, так и нынешняя Украина не сможет запрыгнуть «в финансовую» Швейцарию.

Если сейчас закрутить банковские и налоговые гайки, то, во-первых, может сорваться резьба, а во-вторых это грозит полным финансовым коллапсом.

Ведь с одной стороны, упомянутые выше $167 млрд так и останутся в зарубежных оффшорах (ни много ни мало — полтора годовых ВВП Украины), а с другой — предприниматели «вынут» из легального оборота оставшиеся несколько десятков.

Да и сами развитые страны на практике применяют совершенно иные модели. С одной стороны — жесткий финансовый мониторинг и фискальная дисциплина, а с другой — наличие специальных буферов по снятию избыточного давления, через которые можно возвращать капиталы на родину и в которых они могут отстаиваться в случае возникновения условий к оттоку. Речь идет о квазивнутренних оффшорах.

В США есть штат Делавэр, в Великобритании — остров Мэн. Эти юрисдикции удобны для иностранных компаний тем, что в случае, если ты не осуществляешь коммерческую деятельность в данной стране, то не должен платить местные налоги, ограничиваясь лишь фиксированным сбором. Кроме того, в этих оффшорных юрисдикциях действует отдельный суд, который находится за пределами полномочий национальной судебной системы. В таком случае, иностранная компания, регистрируя там свой бизнес, получает красивую прописку и при этом льготный режим налогообложения вкупе с качественным и быстрым судопроизводством, что гарантирует ей сохранность титулов собственности.

Для постсоветских стран, такие двухуровневые модели интересны не так в части привлечения нерезидентов (хотя и такая возможность не исключается), как в контексте возврата в «родную гавань» беглых капиталов, которые никогда не вернутся в страну, просвечиваемую рентгеновскими лучами финансового мониторинга. Для их возврата нужен или национальный оффшорный буфер или полноценная налоговая амнистия. О последней у нас не говорил разве что немой, но дело в том, что ментальный код украинца не позволяет прощать богатого соседа. Кроме того, амнистия возможна лишь в стране, где есть гарантии правовой преемственности в случае смены власти и срок таких гарантий должен составлять десятки лет. Пока у нас нет общественных и политических институций, которые могли бы гарантировать подобное.

Схожие проблемы есть и в РФ. Именно поэтому там разработали проект закона о создании специальных административных районов (САР), расположенных на двух островах в противоположных концах федерации: на острове Русском возле Владивостока и на острове Октябрьском в Калининградской области. Концепция САР напоминает классический оффшор: никакого промышленного производства и сферы услуг, лишь владение корпоративными правами (холдинги) и перераспределение дивидендов между участниками. Для этого, компании, которые там зарегистрируются, получат фискальные льготы по налогу на прибыль и дивиденды (ставка 5%).

В Украине также вполне применима данная модель, хотя цели с РФ у нас разные: в России данный проект «заточен» под «санкционных» олигархов. А у нас несколько иные задачи: переместить отечественные холдинги с Кипра и Нидерландов в родной оффшор, с тем, чтобы их валютные ресурсы находились внутри национальной финансовой системы (а это десятки миллиардов долларов) и налоги с дивидендов платились в украинский бюджет — а это сотни миллионов долларов. В коррумпированную и репрессивную административную систему с неэффективными судами они не вернутся — не для этого «бежали». А вот в родной оффшор — вполне.

Создать его можно, например, на острове Змеиный в Черном море, а корпоративный офис по обслуживанию — в Одессе (неплохой дополнительный заработок для одесситов, которые как и киприоты, смогут получать пару тысяч долларов за «директорство» и номинальное участие в капитале на основании трастовой декларации с реальными собственниками). А это и дополнительные поступления в местный бюджет. Прибыль от функционирования оффшора можно направлять на развитие острова и начало работ по добыче углеводородов на шельфе Черного моря. Да и в части защиты Змеиного от притязаний Бухареста (не смотря на решение международного суда) и иных черноморских соседей, его оффшорная специализация может лишь усилить не только наш бюджет и рынок капитала, но и государственный суверенитет.

Автор: Алексей КУЩ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту