А ты знаешь, кто такие Тарапунька и Штепсель?», — спросила я у 28-летней знакомой, неплохо образованной, по нынешним временам, девушки. Она на пару секунд задумалась, улыбнулась и сказала: « Да это же мультяшные герои!». На этот же вопрос, адресованный 15 –летнему школьнику, я получила уклончивый ответ: «Ну … наверное, клоуны».
К сожалению, большинство молодых людей уже не знают имена многих из тех, кого когда-то любили миллионы наших соотечественников. На чьи концерты было непросто достать билеты, а когда они появлялись на экранах телевизоров, все бросали свои домашние дела, вслушиваясь в их шутки, над которыми не только смеялись, но и задумывались.
В прежние времена, те, что сегодня называют советским периодом, юмор был тоньше и умнее, а сатира — иногда завуалированной, иногда — едкой. Поэтому и шутки были более смешными и запоминающимися. Недаром же до сих пор те, кто постарше, используют в своей речи блестящие фразы из старых кинофильмов и репертуара юмористов, ставшие уже «крылатыми». Откровенная пошлость, какой бы смешной она ни казалась, тогда не проходила. И не только потому, что такое не пропускала цензура, существовавшая в те годы. Профессиональный и общекультурный уровень самих артистов был настолько высок, что для них второсортные шутки исполнять было просто неприемлемо.
Среди замечательных артистических дуэтов прошлого века, таких как Миров и Новицкий, Миронова и Менакер, Карцев и Ильченко, более 40-лет на эстраде просуществовал тандем Ефим Березин и Юрий Тимошенко. Оба 1919 года рождения. Они выступали под сценическими псевдонимами «Тарапунька» и «Штепсель». Идея принадлежала Юрию Тимошенко: Тарапунька — название реки на Полтавщине, а Штепсель стал Штепселем потому, что на сцене часто играл монтера. Тарапунька, уроженец Полтавской области, всегда говорил на украинском языке, а одессит Штепсель — на русском. «Здоровенькі були!» — так артисты начинали все свои выступления. Один был маленький и шустрый всезнайка-задавака (Штепсель), второй -длинный, простоватый, немного флегматичный, но умеющий за себя постоять Тарапунька. Это разность характеров и придавала дуэту особый колорит. Их сатирические репризы, высмеивавшие самые разные недостатки того периода, включая процветавшую бюрократическую глупость, пользовались огромным успехом у зрителей всей страны.
В 1986 году не стало Юрия Тимошенко. 2004 году ушел из жизни и Ефим Березин.
И вот 12 августа 2018 года на стене дома на улице Княжеской, 29, в Одессе, где когда-то в семье циркового билетера родился и жил до 1936 года Фима Березин, появилась мемориальная доска в честь знаменитого артиста.
Из Москвы приехали дочь Анна и сын Григорий. Они поблагодарили одесситов за память об отце. Много теплых слов, душевных воспоминаний о своем тесте услышали собравшиеся и от известного советского и российского актера Леонида Каневского.
Анна жила в Киеве, а Леонид — уже в Москве. Когда Ефим Березин приезжал на гастроли в Москву вместе с дочерью, для Каневского было счастьем встречать Анну на вокзале, а когда он возвращался в родной Киев (на гастроли или к родителям погостить), праздник был для Анны.
Но лишь спустя 8 лет после первого знакомства, Леонид Каневский сделал предложение своей любимой и породнился с Березиными. 29 марта 1975 года Леонид и Анна расписались, а через два года у них родилась дочь Наташа. Наталия не смогла приехать на открытие мемориальной доски, но то, что она хотела рассказать о своем дедушке, свои детские воспоминания об Одессе она написала и передала через отца. Он прочел это собравшимся, и добавил:
«Мне повезло с супругой. Замечательными людьми были тесть и теща. С Ефимом Березиным, человеком мудрым, веселым, ироничным, мы дружили. Однажды мы сели играть с ним в карты. Он меня все время обыгрывал, и я даже разнервничался. Тогда Ефим Иосифович, обращаясь к Анне, сказал: «Твоему Лене нельзя играть. Он всегда будет проигрывать. На его лице написано, какой масти карты у него в руках».
«Березин редко говорил о своем одесском происхождении, но он по характеру был оптимистом — настоящим одесситом. Эта мемориальная доска, на мой взгляд, не только Штепселю, но и всему его поколению — нашим родителям», — сказал Михаил Познер, куратор проекта, человек, благодаря которому воплощена в жизнь идея создания памятной доски на Княжеской, 29.
Приятно поразило то, что, несмотря на выходной жаркий летний день, на открытие памятной доски пришли не только родственники, друзья и многочисленные представители СМИ, но и те, кто не был лично знаком с Ефимом Березиным, однако хорошо помнят его эстрадные выступления, фильмы с участием знаменитого дуэта. Кто-то пришел с детьми, кто-то с внуками. А это значит, что память о Березине сохранят не только его близкие и родственники, но и новые поколения одесситов, которые будут слушать старые концертные записи ироничного дуэта и не перепутают его с мультяшными героями.
В одной из реприз Тарапуньке приходит идея создать «Министерство хорошего отношения к людям», на что Штепсель замечает, что название министерства какое-то слишком длинное. «Тогда можно просто, и без людей, — отвечает Тарапунька. — Зачем нам люди? Главное — министерство! А в министерстве — главки: ГлавЧуткость, ГлавЛюбовь, ГлавНежность, ГлавЗабота».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |