Главная сенсация минувшей недели — отмена выступления писательницы Светланы Алексиевич в Зеленом театре.
В этот день за четыре часа до выступления нобелевский лауреат была внесена в базу данных «Миротворец» за «пропаганду, нацеленную на разжигание межнациональной розни, и манипулирование общественно значимой информацией» в ходе выступления в Бруклине в 2016 году.
Примерно через три часа имя С. Алексиевич было удалено из списка «Миротворца», но этого хватило для того, чтобы, как деликатно пояснили организаторы, писательница дала понять, что выступление в такой атмосфере будет для неё некомфортным.
Для команды Зеленого театра также неприемлемо подвергать аудиторию и спикера любого рода рискам. Диалоги со Светланой Алексиевич отменяются, мы приносим извинения за причинённые неудобства».
Пришедшая на встречу наш автор Елена Денисюк поинтересовалась мнением зрителей о таком неординарном событии.
«Я слышал, будто это связано с сайтом «Миротворец», буквально за полчаса до начала. Но почему раньше не сказали, почему не промониторили? В связи с последними событиями, когда объявляют какие-то мероприятия, а потом их отменяют, то хотя бы заранее предупреждают. Но одно дело, если бы такая информация появилась на официальных сайтах, а если за этим стоит этот конченый сайт, тут совершенно другая ситуация. И тогда возникает вопрос: где, в каком месте находится Украина со своими всеми силовыми органами, которые не могут найти управу на этих деятелей? Вот чего я не понимаю. Возможно, Алексиевич приехала и отменила своё выступление, но если это действительно так, что поступали какие-то угрозы, то её можно понять. Мы же все знаем, что такое украинские патриоты. Мне очень жалко, что мероприятие не состоялось, всё-таки не каждый год приезжают такие люди в Одессу. Правда, меня удивило сообщение о встрече со Светланой Алексиевич, что если до 7 августа средства на её приезд не будут собраны, то она не приедет. А тут, оказывается, за сутки можно добраться из Беларуси, а ведь нужно еще было заказать отель, обеспечить питание, транспорт.
Вообще в последнее время много таких странных мероприятий. Этой весной должны были быть итальянцы Орнелла Мутти и Микеле Плачидо. Тоже перенесли, непонятно по каким причинам, сейчас снова афиши появились, но уже с одной Мутти, и я сомневаюсь, что кто-то вообще будет выступать. Может, и здесь схема та же, откуда знать» — недоумевает Богдан.
«Я не понимаю, почему Светлана попала в базу «Миротворец». Она же выступает против режима, который сейчас в России. Или это ошибка какая-то или провокация. Моя знакомая рассказала, что эту встречу очень долго организовывали, не могли найти спонсоров, и вот появились деньги, чтобы её пригласить благодаря небезразличным людям. Я подумал, может, Светлана против и нашего, воровского режима, поэтому её боялись сюда пускать, чтобы она не говорила правды, о том, что у нас творится, она же честный, откровенный человек. «Миротворец» — это база, куда заносят за посещение Крыма, за антиукраинские высказывания. Не знаю, по каким критериям вносят в эту базу, но если такого человека могли туда занести, то у меня эта база вызывает огромные сомнения и доверия к ней никогда не будет.
Да, она могла сказать что-то и про нашу власть, и про историю, но, мне кажется, это не преступление, из-за которого не пускают пообщаться с людьми. Давайте спорить, обсуждать, своё мнение высказывать, со СМИ публично диалог вести! Те, кто её в чём-то обвиняют, могли бы задать ей вопросы, а не втихаря, под ковром что-то решать. Это не европейский подход», — утверждат Роман.
Из многочисленных комментариев, которые появились в социальных сетях, весьма резонными нам показались вопросы, которые задала одесская журналистка и активистка Евгения Генова (приводим с некоторыми сокращениями на языке оригинала):
«Питань традицiйно бiльше, нiж вiдповiдей. Основнi з них, якi постають у мене:
1. Чи прокоментуε хтось з «Миротворця» (розумiю, що це не державна установа, але все ж), хто i чому поставив С. Алексiεвич туди i чому видалив. Те, що вона там з'явилася в день виступу в Одесi, не ε випадковiстю i мало на метi зрив заходу.
2. Чому адмiнiстрацiя театру не звернулася до правоохоронних органiв вiдразу пiсля отриманих погроз? Якщо погрози були хоч на один вiдсоток правдивими, нiщо i нiхто не мiг би завадити ïх авторам прийти до театру i напасти на всiх нас, тих, хто прийшов на захiд. Тож хотiлося б почути вiд адмiнiстрацiï, яких заходiв було вжито задля безпеки вiдвiдувачiв i чи було звернення до правоохоронних органiв, а якщо не було, то чому?
3. Дуже швидка вiдмова лауреатки вiд виступу викликаε питання. Або вона теж трохи вiрить у страшних бандерiвцiв, або що? Чи в них вiрять органiзатори вiзиту?
Будь-яка бiльш-менш притомна людина за пiвтори години (за словами органiзаторiв, погрози надiйшли приблизно за такий час до початку) встигла б зателефонувати лiдерам патрiотичних органiзацiй Одеси i попросити про допомогу. Так, як це потiм зробив Aleksander Babich. Щоб: а) переконатися, що нiхто з них не причетний до цих погроз; б) попросити про допомогу в охоронi порядку. I вони б погодилися.
4. Анонiмний дзвiнок? З яких пiр патрiотичнi органiзацiï анонiмно погрожують? Всi зриви концертiв та iнших заходiв за участю тих, хто потрапляε пiд «пильну увагу» таких органiзацiй, завжди вiдбуваються максимально публiчно, причому товаришiв на кшталт Лободи i Ко попереджують заздалегiдь, щоб краще не ïхали.
5. Неоднозначне висловлювання С. Алексiεвич, пiдхоплене i перекручене росiйськими ЗМI, навiть тодi, в 2016 роцi, коли воно пролунало, не викликало особливого резонансу в Украïнi. Бо були й iншi ïï висловлювання, набагато важливiшi i однозначнiшi, наприклад: «Я считаю, что Крым — это оккупация. Войну, ту, которая начала Россия на Донбассе, — это на совести России. Потому что такую войну можно начать и в Беларуси. Дайте туда танки, дайте туда оружие, и там католики будут убивать православных». I таких або схожих слiв — чимало.
То що там з теорiεю змов? Хто стоïть за навмисним, провокативним зривом виступу письменницi в Одесi?»
Известный историк Александр Бабич рассказал, что лично обзвонил «лидеров основных боевых проукраинских групп», и все они поклялись, что они не собирались срывать встречу с Нобелевским лауреатом, понимая, насколько её приезд важен для Одессы и Украины. Более того, они были готовы взять С. Алексиевич и всё мероприятие под личную охрану. Теперь же, заметил А. Бабич, «Киселёв, Соловьёв и Ко, поливавшие Светлану Александровну последними словами, будут выть от радости и кричать о срыве концерта в Одессе».
Моральные издержки от несостоявшегося выступления С. Алексиевич для нашего города настолько очевидны, что об этом не стоит и говорить. Ну а проект с приглашением в Одессу Нобелевских лауреатов, сам по себе прекрасный, теперь почти наверняка «накрылся медным тазом». О чем нельзя не пожалеть.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |