Судовладельцы многих стран мира в последнее время стараются не давать команды капитанам на заходы в морские торговые порты Украины для проведения погрузочно-разгрузочных операций. Причину и не скрывают — речь идет о, скажем так, непрозрачной, далекой от международных стандартов, деятельности Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря. Более того, сегодня в контрактах с капитанами судов по перевозке грузов судовладельцы закладывают от 5 до 10 тысяч долларов на взятки экологическим инспекторам Украины.
В 2018 году морской госинспекцией было выставлено свыше 20 претензий предприятиям-судовладельцам, а в бюджет уплачено 4,8 миллиона гривен. При этом 2017 год был сравнительно низким по показателям, так как было выставлено всего лишь 6 претензий и уплачено в бюджет до 200 000 гривен. Основными нарушениями стали сброс сточных вод из городской ливневой канализации, а также вредных веществ из грузовых судов.
Прав тот, у кого больше прав?
Казалось бы, убедительные и доказательные цифры. Но чем объяснить то, что 1 августа председатель Одесской ОГА Максим Степанов обратился к Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой ликвидировать Государственную экологическую инспекцию Северо-Западного региона Черного моря. Такое решение вызвано многочисленными обращениями предпринимателей по поводу неправомерных, по их мнению, действий инспекции, которые приводят к задержке судов, наносят значительный ущерб ддя судовладельцев, а также портят международный имидж Одесской области и Украины в целом.
По мнению судовладельцев, портовых операторов, специалисты экологической инспекции на Черном море в своих действиях нарушают мировые нормы экологического оформления грузов. А инспекторы придерживаются прямо противоположного мнения.
Экологические морские инспекторы обосновывают свои действия убедительными доводами о чистоте Черного моря, о «нерадивых» судовладельцах, которые сбрасывают в портовые акватории балласт, после чего появляются следы нефти. Но все задекларированные благородные цели напрочь опровергаются абсолютно нецивилизованными способами их достижения, на которые почему-то никто во власти не считает нужным обратить внимание.
На сегодняшний день экологическая инспекция в силу Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» имеет полномочия на осуществление экологического и радиологического контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через государственную границу, а также на отбор проб и инструментально-лабораторные исследования вод, в том числе балластных, морских и т. д. При этом способ осуществления таких полномочий не только на законодательном уровне, но и на уровне подзаконных актов — отсутствует. Процедура отбора проб воды и проведения их
анализа также находится пока на стадии разработки. Для любого чиновника описанная ситуация является непреодолимым препятствием для осуществления каких-либо действий, направленных на реализацию полномочий. Тем не менее это не мешает экологическим инспекторам требовать допуск на суда, осуществлять указанные проверки, отбирать пробы воды, в том числе и из балластной системы, фиксировать «нарушения законодательства», применять санкции и требовать запрет на выход судна из акватории.
Что, собственно, такое этот экологический и радиологический контроль, в чем он заключается, что именно и каким образом должен проверить государственный инспектор, осуществляя этот контроль? Каким нормативным актом регламентирован способ осуществления контроля? Чем отличается пресловутый «экологический контроль» от контроля суден на соответствие стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей природной среды, который должен осуществляться Морской администрацией, и нет ли здесь дублирования функций?
Почему, при наличии нормы законодательства, которая говорит о том, что порядок отбора проб изолированного балласта должен устанавливаться Кабинетом Министров Украины и при отсутствии на протяжении трех лет такого порядка, государственные инспекторы без проблем осуществляют указанный отбор проб, руководствуясь исключительно собственным пониманием и видением данной процедуры. А в случае, когда капитан судна не дает разрешение на взятие проб, предпринимают все меры для задержания судна, обеспечивая тем самым огромные убытки судовладельцу и сомнительную репутацию Украине?
В свое время были какими-то чиновниками придуманы «Правила сброса изолированного балласта с судов», которые никоим образом не соответствуют ранее подписанным Украиной международным соглашениям по судоходству и международным конвенциям по предотвращению загрязнения моря в части переоборудованию судов танками изолированного балласта, что само по себе исключает необходимость химического контроля за его сбросом с судов — перед загрузкой — во всех странах мира.
В качестве допустимой концентрации сброса балласта были «привязаны» показатели ддя дистиллированной воды (нефтепродукты 0,05 мг/л, железо 0,05 мг/л, взвешенные вещества 2 мг/л). Заметим, что «взвешенные вещества» — непонятная субстанция ддя самих экологов, так как в морской воде взвешенно присутствуют и водоросли, и медузы, и микроорганизмы, выявление которых затем оборачивается судовладельцу в десятки тысяч долларов.
С такими «козырями» все украинские и иностранные судовладельцы обречены на штрафы, но штрафы экологов особо не интересуют, так как надо собирать миллионные наличные для «смотрящего».
Инспекторы-экологи проводили отбор проб не из судовых танков, а из примыкающих трубопроводов к ним, предварительно испачканными в мазуте руками — для повышения концентрации нефтепродуктов в пробе, и с глиной в кармане — в качестве «взвешенных веществ» ддя опечатываемой арбитражной пробы капитану судна. Тут уже шансы капитанов получить разрешение на сброс изолированного балласта от рэкетирующего экологического органа без мзды в 10 000-20 000 долларов сводятся к нулю. А те, которые не платят, — пополняют бюджет страны и передовые показатели работы ведомства, так как арбитражная проба заведомо загрязнена и по ней выставляется соответствующий ущерб.
По наблюдениям смежных служб — чаще платят мзду, так как не хочется капитанам иностранных судов стоять у причала с загруженным судном, арестованным экологами, и обращаться за правдой в украинские суды, так как ежесуточный простой в порту оборачивается судовладельцу в 50—100 тыс. долларов.
На Черном море хорошо помнят, какая неприятная участь постигла крупнейшего мирового судовладельца Maersk Tankers France SAS, судно которого было задержано в Николаевском порту за сброс изолированного балласта, анализ которого показал превышение норм загрязнения. Спустя неделю простоя судну удалось покинуть порт только после личного вмешательства посла Франции в Украине. При этом штраф за «загрязнение» моря составил 800 долларов США, а убытки от простоя — 190 000 долларов США. В подобной ситуации оказалось болгарское судно т/х LENA KOLEVA, капитан которой отказался предоставлять пробы балласта для анализа, ссылаясь на нормы конвенций. Экологи пригрозили задержанием судна, однако после направления официальной ноты Еенерального консульства Болгарии в Одессе в адрес МИД Украины судно отпустили.
Выход все-таки есть!
О нем председатель Одесской ОЕА Максим Степанов написал в письме министру экологии и природных ресурсов Остапу Семераку.
Чтобы навсегда забыть об «эковзяточниках» и коррупции в портах, хватит нескольких недель. Для этого не надо ждать чуда — достаточно сделать довольно простые шаги.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Максим СТЕПАНОВ, председатель Одесской ОГА:
— Необходимо безотлагательно разработать прозрачные правовые основания пребывания Госэкоинспекции в акваториях морских портов, а также порядок их взаимодействия с Администрацией морских портов, которые несут ответственность за состояние акватории. Нормы порядка при этом должны основываться на международных стандартах. Необходимо привлекать независимые аккредитованные лаборатории к проведению всех исследований на судах.
В случае необходимости проведения Госэкоинспекцией любых лабораторных исследований, обязательно предусмотреть возможность их проведения независимыми аккредитованными лабораториями. Дополнительно предусмотреть для представителей бизнеса право выбора лаборатории из перечня аккредитованных учреждений. Также обеспечить ежедневное автоматизированное обследование фонового уровня загрязнения акватории портов с постоянным обнародованием информации. Украина должна признать гарантии покрытия экологических нарушений международными клубами взаимного страхования Р&l Clubs. При таких условиях экологи не смогут требовать немедленных компенсационных выплат наличными от судовладельцев.
И самое главное — необходимо срочно ликвидировать Государственную экологическую инспекцию Северо-Западного региона Черного моря и передать ее функции структурному подразделению Государственной экологической инспекции в Одесской области».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |