ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Новая украинская школа: раскрыть потенциальный талант каждого
03.09.2018 / Газета: Одесский вестник / № 35 / Тираж: 5481

На пороге новый учебный год. Время новых открытий, упорного труда и побед для наших детей, всесторонней поддержки, мудрого наставничества и гордости за их достижения -для взрослых. О том, как подготовился город к новому учебному году,о новых образовательных стандартах и новых одесских школах рассказала директор департамента образования и науки Одесского городского совета Елена БУЙНЕВИЧ.

- Вплоть до 2014 года одесские школы практически не получали бюджетного финансирования и рассчитывали, в общем-то, на родителей учеников, — говорит Елена Валерьевна. — И уже четвертый год мы ликвидируем возникшие в связи с этим серьезные проблемы. Сегодня мы обязаны выполнить работы по ремонту аварийных крыш и фасадов, систем отопления, канализации и водоснабжения, замене окон и, в первую очередь, — обеспечению безопасности учеников, выполнению норм ГСЧС, предписанных нашим учебным учреждениям.На подготовку к новому учебному году — проведение ремонта и приобретение необходимого оборудования — в этом году из бюджета города было выделено более 484 миллионов гривень. Сегодня практически все работы завершены.

- Единственное учебное учреждение, где мы не успеваем сделать ремонт к новому учебному году, — школа № 130, — посетовала ЕленаБуйневич. — Рассчитывали, что надо будет лишь ликвидировать последствия снятия вагонки. Но экспертиза установила: это — сквозные трещины, и пребывание там детей небезопасно. Необходим капитальный ремонт. Поэтому детей переведут в новый корпус, а старый в ближайшее время будет капитально отремонтирован.

А вот в школе № 125, что в Кривой Балке, после капитального ремонта — с новым фасадом, крышей, окнами, шко-льным стадионом и детской площадкой — открылись три группы детского сада, весьма востребованные в этом районе. Замечательный подарок жителям микрорайона ко Дню города!

Откроется 1 сентября и рассчитанная на 1000 учеников яркая, красивая школа на улице Маршала Говорова — первая за 24 года новая школа в Одессе. Учебные пространства здесь — от начальной школы до старшей — оснащены согласно требованиям новых образовательных стандартов. Здесь два спортивных зала, два стадиона, просторный актовый зал.

— Мы рассчитывали, что только начальные классы будут заполнены в этом году. Но уже получили 550 заявлений для поступления в эту школу. Поэтому открываем девять параллелей классов, четыре из которых — для первоклассников, — отметила директор департамента.

В этом году в одесские школы придут практически 12 тысяч первоклашек — первых учеников Новой украинской школы. По-новому и классы будут для них оснащены. Для первоклассников поступили новые парты-трансформеры, которые регулируются по высоте, наклону угла столешницы — для чтения, для письма, для рисования. С их помощью педагогам будет легко организовать классное пространство, дать возможность детям работать индивидуально, парами, группами.

Правда, парты будут заменены не все. Зачем же выбрасывать недавно приобретенные, противосколиозные, в рабочем состоянии, которые смогут служить и дальше, считает Елена Буйневич.

- Внимательно изучив ситуацию во всех классах одесских школ, мы установили, что в замене нуждаются 45% парт для первоклассников. Конечно, прежде всего, завезем новые парты туда, где мебели для начальной школы просто нет. А до 1 октября заменим все парты, несоответствующие санитарным нормам, — заверила Елена Валерьевна.Концепция Новой украинской школы — индивидуальное развитие ребенка, глубокое изучение его потенциала, предоставление возможности реализации личностных потребностей.

— Мы уходим от понятия «накопление знаний». Переходим к компоненту формирования компетентности — то есть умению использовать знания на практике, — отметила Елена Валерьевна.

Изменилась программа подготовки к школе и в учреждениях дошкольного образования. В первую очередь, здесь должны развивать мелкую моторику рук, процессы познавательной сферы ребенка, память, внимание, мышление, речь. И каждое учреждение образования сегодня должно быть готово к открытию инклюзивного класса. Учителя, работающие здесь, проходят особую подготовку, а в штатном расписании обязательно есть должность ассистента учителя, задача которого помогать каждому ребенку. К новому учебному году в одесских школах будут открыты 63 класса для обучения детей с особыми образовательными потребностями и созданы инклюзивные группы в 12 детских садах.

- Самые старшие наши инклюзивные классы сейчас переходят в среднюю школу. Очень важно, чтобы процесс адаптации тоже прошел успешно, — акцентировала Елена Буйневич. — За этим будем внимательно следить.

Еще одна серьезная проблема — буллинг, насилие в школе.

- Значительная часть нашей летней конференции была посвящена теме буллинга. И я благодарна ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный детский фонд ООН), предоставившему нам специальные обучающие программы. С 1 сентября мы внедрим их в одесские школы. К тому же в учебных учреждениях города уже проводится превентивная воспитательная работа — работают школьные офицеры полиции, завучи по воспитательной работе, педагоги-психологи. И, конечно, очень важны доверительные отношения в семье, всемерная поддержка ребенка. Этой теме будут посвящены беседы с родителями.

На формирование эмоционального интеллекта ребенка нацелена и реформа образования в украинских школах — это безусловное принятие ученика, поддержка его личности, обеспечение комфортных условий его пребывания в школе. Для того чтобы этого достичь, все педагоги первых классов прошли предварительное обучение на специальных сайтах EdEra (интерактивного онлайн-образования) и базе Академии усовершенствования учителей.

- Это масштабная работа, первая на моей памяти, которая началась с обучения педагогов, — подчеркнула Елена Буйневич. — А для того чтобы родители смогли полноценно воспринять новый учебный процесс, мы приглашаем всех не равнодушно наблюдать за ним со стороны, а увидеть нашу реформу изнутри — как оборудован класс, как формируется процесс обучения, насколько активны дети, насколько интересны методы, которые используются в работе с ними.

В рамках учебного процесса у детей обязательно должны быть динамические паузы, правильно организованные активные перемены с развивающими упражнениями. К тому же изучение материала в школе, отсутствие домашних заданий и минимизация дополнительных развивающих заданий упрощает процесс адаптации ребенка к школе, снижает дополнительную нагрузку.

Классическая программа, утвержденная Министерством образования, может свободно планироваться учителем, перемежаясь блоками альтернативных программ, таких, например, как «ИнтеллектУкраины» или «На крыльях успеха». Они отличаются специально разработанными учебниками, программами на печатной основе, которые должны приобретать родители, приняв решение обучать ребенка по такой системе.

— Мы настаиваем на том, что этот выбор должен быть максимально обоснованным и свободным. Там, где привлекаются дополнительные средства, варьировать классическую программу возможно только на добровольной основе, — убеждена Елена Буйневич.

Родители — равноправные участники учебного процесса. Они входят в совет школы, принимают решения по составлению учебного плана и его компонентов. Реформа требует участия родителей в важнейших решениях жизни школы, в том числе привлечении и разделении дополнительных средств, направлении расходования средств бюджетных. И если хозяева школы — родители, дети и педагоги — отдают приоритет какому-либо направлению, чиновники, обеспечивающие финансирование учреждения, должны учитывать в первую очередь их мнение.

- Искренне всех поздравляю с началом нового учебного года. Я хочу, чтобы и родители, и дети были нацелены на счастливый учебный год, — говорит Елена Буйневич. — Чтобы наши дети радовали нас успехами, родители всегда были готовы поддержать своего ребенка, а педагоги получали удовольствие от своей работы, от горящих, восхищенных глаз учеников, возможности увидеть и раскрыть потенциальный талант каждого из них.

Автор: Александра Рыбакова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту