ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Современный Китай: новый глобальный формат
20.09.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 104=105(10659-10660) / Тираж: 10407

Термин «глобализация» превратился в своего рода «бренд» нашего времени. О глобализации говорят ученые и политики, программисты и работники масс-медиа, врачи и учителя, метеорологи и фермеры. Нет, пожалуй, ни одного уголка нашей жизни, которого бы не коснулся процесс глобальных изменений.

Компьютер, процессор, лазер, оптиковолоконная система связи, глобальные телекоммуникации, тысячи космических спутников, реактивные лайнеры и сверхскоростные поезда, сети трубопроводов — двинули вперед техно-экономическую глобализацию.

Под ее влиянием происходит радикальная перестройка всей системы международных отношений. При этом регистрируется парадоксальное явление: модернизация все более отделяется от вестернизации. То есть глобальный мир, становясь все более «продвинутым», одновременно становится все менее «прозападным».

Эту тенденцию еще в конце прошлого века угадал известный американский политолог С. Хантингтон: «Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; незападные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур». [Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. — М:, АСТ, 2003 — 603 с., c.15].

Сегодня становится все более заметным раздвоение процесса глобализации на два «эпицентра» — западный и восточный. «Западный эпицентр» формирует мир в соответствии с принципами рационализма, либерализма, индивидуализма и выгоды. Таков стиль глобализированных экономик США и Западной Европы. В этом еще Р. Киплинг усматривал «бремя белого человека».

Напротив, «восточный эпицентр» формирует мир в соответствии с принципами интуитивизма, служения, ответственности и смысла. Наиболее отчетливо это проявляется в двух проектах — китайском и исламском. Исследователи признают, что преимуществом ислама как идеологической альтернативы западной глобализации является то, что у него есть набор очень понятных и простых правил для повседневной жизни людей. Но у проекта есть очевидные проблемы. И, прежде всего, исламский мир сталкивается с проблемой терроризма.

Однако на Востоке все более мощно проявляет себя новая глобальная тенденция — «мягкая сила» Китая. Исследователи отмечают, что Китай не стремится навязывать свою идеологическую доктрину остальному миру. Он видит в глобализации не «корень зла», а источник развития. Он не стремится использовать преимущества глобального лидерства для узко эгоистических целей. В этом плане заслуживает внимания призыв китайского лидера Си Цзиньпина «приносить пользу народам стран, расположенных вдоль «Пояса и пути».

Этот подход основан на опыте более чем пятитысячелетней истории китайской цивилизации. Напомним, что именно с Востока, и в основном из Китая, на Запад перешли все важнейшие изобретения, которые легли в основу западной цивилизации. Это был порох, компас, шелк, фарфор, ракетный принцип, эмиссия бумажных денег и т. д. Затем, примерно с XV века, маятник глобального исторического мегацикла перешел в обратную сторону — в руки Запада. Последующие пять столетий ознаменовались устойчивым расширением западной экспансии.

Однако с конца двадцатого века маятник великого «восточно-западного мегацикла» вновь переместился на Восток, который сегодня демонстрирует не только гораздо более высокие темпы экономического развития, но и принципиально другую модель научно-технической модернизации. И лидером здесь является сегодня Китай.

Сочетание традиций и инноваций — вот секрет китайского успеха. Китайский общественный порядок покоится на органическом единстве трех духовных принципов. Это знаменитый «ментальный треугольник» Китая. Его вершинами являются даосизм, конфуцианство и буддизм. Каждая из этих вершин участвовала в формировании китайского национального характера.

Даосизм дает ощущение Пути вечных преобразований и развития.

Конфуцианство — уважение к традициям, семейному и общественному порядку.

Буддизм формирует культуру естественности, неприхотливости и сосредоточенности на главных ценностях в человеческой жизни.

Эти три элемента получили свое отчетливое социально-политическое оформление в идеологии современного политического руководства КПК.

Упорное преодоление лени, инерции, жизненных трудностей стало плотью и кровью почти каждого китайца. Из глубин веков звучат китайские пословицы: «Человек не должен бояться многоразового терпения, а должен опасаться одного случая нетерпения». «Не будешь терпеть, и счастье растает, как снег, будешь терпеть, и невзгоды развеются, как пепел».

Китайской культуре присущ идеал «Великой гармонии», который видит устройство общества на началах взаимной ответственности. Причем разумный централизм, основанный на авторитете нравственных лидеров в управлении таким обществом, — предпочтителен. Следовать середине, не вдаваться в крайности, поступать аккуратно и умеренно — такой видят китайцы социальную гармонию.

Тесно связан с этим принципом принцип «реальной позиции» — то есть реалистическое, без самообмана, отношение индивида к себе, к людям и к исполняемому делу. Отсюда скромность как традиционная черта китайского характера. Она проявляется в строгой самооценке и требовательности к самому себе. Индивид, занимающий «реальную позицию», способен изучать и воспринимать положительные стороны других людей и народов, стремится учиться у них, при этом оставаясь самим собой.

Стремление «найти общее» также относится к специфической китайской манере поведения. Стремление учитывать и поддерживать интересы и выгоду группы, коллектива, мирового сообщества относится не только к индивидуальному поведению китайцев, но и к политике (внутренней и внешней) всего китайского государства. С этой манерой поведения также ассоциируются чистоплотность, аккуратность, цивилизованность.

Именно такие качества, а не индивидуализм, эгоизм, потребительское или равнодушное отношение к человеку столь необходимы современному глобальному сообществу «единой судьбы». Именно в этих социокультурных условиях, на основе фундаментальных философских систем прошлого и современных управленческих технологий действует китайская «лаборатория будущего», формирующая свою модель глобализации.

Для современной Украины, которая определяет свое место в мировом сообществе, национальный и мировой опыт Китая является очень ценной информацией к размышлению. И не только информацией, но и выгодным вектором сотрудничества. Стиль такого сотрудничества — развитие стратегически важных сегментов украинской экономики.

Так, начиная с 2013 г. Китайская корпорация строительных материалов (China National Building Materials Group) инвестировала 168 миллионов евро в строительство солнечных электростанций в Одесской и Николаевской областях.

В 2016 г. Китайская государственная корпорация COFCO открыла в Николаеве новый комплекс по перегрузке зерновых и масличных культур. Общая мощность нового терминала составляет 2 млн. т продукции в год. Строительство объекта обошлось в 75 млн. долл.

Компания China Harbour Engineering Сompany Ltd. 20 июля 2017 начала работы по углублению дна портов Южный и Черноморск.

В июле 2017 Укравтодор и китайская компания China Road and Bridge Corporation (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве в реализации проекта реконструкции дороги М-14/Е-58 Одесса — Николаев — Херсон.

Список этот можно продолжить, но уже заметна его особенность — вложения в инфраструктуру как «костяк развития» украинской экономики. Это — всего лишь небольшой фрагмент глобального китайского проекта «Один пояс — один путь». Если же взять общую картину, то за прошедшие пять лет товарооборот Китая со странами вдоль «Пояса и пути» достиг более 5 трлн. долларов, объем прямых китайских инвестиций в эти страны превысил 60 млрд. долларов, благодаря чему в этих странах было создано свыше 200 тыс. рабочих мест.

К июлю 2018 года более 100 стран и международных организаций подписали соглашение о сотрудничестве с Китаем в рамках инициативы по созданию «Одного пояса и одного пути» в области инфраструктуры, производственных мощностей, инвестиций, экономики и торговли, финансов, науки, техники, и т.д. Соглашения затрагивают многие страны и регионы мира — от Евразии до Африки и Латинской Америки, а также карибского бассейна и южной части Тихого Океана.

Такова «альтернативная глобализация» в действии. Все это дает основания лидеру КНР Си Цзиньпину констатировать: «Совместная реализация «Одного пояса и одного пути» является важным проектом для совершенствования моделей глобального развития и глобального управления. Эта инициатива служит китайским вариантом участия в процессе расширения глобальной открытости и сотрудничества, улучшения системы мирового экономического управления, продвижения совместного развития и процветания, а также создания сообщества единой судьбы».

Автор: Василий ПОПКОВ. Доктор философии, профессор.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту