«Дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства» (Из Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 года).
В ШАГЕ ОТ КРАЯ
- Я помню, как весной 2014-го стояла перед окном, как вкопанная, и молча смотрела на незнакомые цвета флага, который висел над зданием Донецкой обладминистрации. Вместо привычного «неба и пшеницы» я увидела флаг России. От лицезрения трех непривычных цветов я тогда проснулась окончательно, а еще через пару дней пришлось проснуться уже среди ночи из-за грохота, похожего чем-то на близкий фейерверк. Я подумала было, что вернулся чудак, пускавший в Новый год салюты прямо перед нашим подъездом, но во дворе никого не было, а звук продолжался, он был более резкий, и уже после этой ночи сопровождал наш сон чуть ли не каждую последующую...
В июне люди, у которых была возможность уехать из Донецка, уезжали, а те, кто по разным причинам не мог покинуть город, продолжали жить, днем делая вид, что все идет, как прежде, а ночами содрогаясь от страха. Я уехала в июле, успев получить диплом юриста. Уехала одна, родители не сумели уговорить бабушку, которая категорически отказалась покидать родной город, а дедушка без нее шагу ни сделал бы. Мне говорили, что в Киеве безопаснее, спокойнее, что я всего лишь пару недель погощу там у сестры и вернусь обратно. Я взяла с собой маленький чемоданчик летних вещей, не зная, что вернусь в Донецк только через четыре месяца, пробуду там несколько дней и со слезами уеду обратно...
У Алены светлые волосы и темные печальные глаза. Непривычно длинную для современной молодой девушки юбку она периодически оглаживает коротким нервным жестом. Он, этот жест, единственное, что выдает ее волнение при воспоминаниях о том, как были прожиты минувшие четыре года.
- Теперь мне лето четырнадцатого кажется странным сном, — Алена с детства сочиняет стихи и прозу, потому ее речь так литературна; с диктофона можно «снимать» один к одному, практически без редакторских правок. — Странно было слушать голоса недоброжелателей и равнодушных в столице, которую я хотела видеть своим спасителем, где я искала пристанище, где мечтала встретить понимание. Но пять арендодателей отказали в съеме квартиры из-за донецкой прописки. На работу не брали по той же причине; говорили, ну ты же все равно уедешь в свой Донецк. Но тут я еще могла понять: кому нужен юрист без опыта, хотя бы и с «красным дипломом». А вот когда не дали возможности проголосовать на выборах, вы не поверите, но именно это стало для меня самым страшным ударом. Все равно, что отказали в гражданстве. Тогда я поняла, что я в своей стране — маргинальная личность. Но ведь это несправедливо!
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ НЕ ОБУЗА
«Несправедливо!» — могут сказать и десятки тысяч таких, как Алена, женщин, волею печальных обстоятельств оказавшихся в статусе временно перемещенных лиц (ВПЛ). Именно они, наряду с женщинами с инвалидностью, пожилыми жительницами сел и поселков, ромками и некоторыми другими нашими согражданами, больше всего страдают от дискриминационных стереотипов. О чем прямо заявила уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова во время выступления на парламентских слушаниях на тему «Предотвращение и противодействие дискриминации женщин из уязвимых социальных групп».
«Отсутствие жилья, сбережений, стабильного заработка, социальной и психологической поддержки — все это переводит женщин-ВПЛ в категорию малообеспеченных. Работодатели в большинстве берут их на работу без оформления трудовых отношений, и, как следствие, — на меньшую заработную плату», — обосновала омбудсмен свой вывод о дискриминации этой категории населения.
По ее сведениям, основным источником дохода для 60% женщин-переселенок является ежемесячная адресная помощь ВПЛ для покрытия расходов на проживание, а треть из них вынуждены экономить на питании. Если учесть, что из полутора миллионов вынужденных переселенцев более двух третей составляют женщины, проблема становится не просто острой — острейшей.
Плюс ко всему 30 июля нынешнего года Верховный суд Украины обнародовал решение, согласно которому ВПЛ не предоставили возможности голосовать на местных выборах в тех громадах, где они проживают. Сотням тысяч людей отказано в их конституционном праве формировать местную власть путем голосования, не говоря уже о том, чтобы быть избранными и самим активно участвовать в решении проблем и развитии тех территорий, где они обрели кров, пусть даже временный. Более того, хотя еще 27 марта 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о возобновлении избирательных прав внутренне перемещенных лиц, который призван дать возможность переселенцам участвовать в местных выборах и избирать народных депутатов в мажоритарных округах, он не рассмотрен до сих пор.
Между тем, как сообщила в своем выступлении на упомянутых выше парламентских слушаниях исполнительный директор Общественного холдинга «Група впливу» Татьяна Дурнева, более трети (37 %) женщин из числа внутренне перемещенных лиц ощущают себя активными жительницами новых громад, а около половины утверждают, что для них очень важно участвовать в местных выборах по месту фактического проживания. Как показывает практика, утверждает Татьяна Дурнева, вовлеченность женщин-ВПЛ к принятию решений, их участие в выборах снижает в громадах уровень конфликтности, способствует интеграции и социальной сплоченности и является «инструментом долгосрочных решений по проблемам внутренне перемещенных лиц». И отсекновение женщин-ВПЛ от процесса принятия решений, фактическая их маргинализация «является серьезным вызовом для страны, в которой идет война».
МАРГИНАЛЫ — ОБЩАЯ БЕДА
Слово «маргинал» происходит от латинского margo, что означает край, окраина. Основным признаком маргинализации ученые считают разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы, хотя оказаться на краю социальных групп может каждый — в зависимости от социально-экономических условий, сложившейся ситуации и прочих факторов. В нищающем обществе растет группа т. н. экономических маргиналов, людей, которые потеряли возможность зарабатывать и вынужденно живут за чужой счет — получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т. д. Маргиналами становятся и по состоянию здоровья (т. н. биомаргиналы) — люди с инвалидностью, хронически больные, старики, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и т. п.
Председатель подкомитета по вопросам гендерного равенства и недискриминации Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Верховной Рады Ирина Суслова особое внимание уделяет маргиналам этническим, среди которых — ромское население.
Официально, утверждает народный депутат, на территории Украины проживают 48 тысяч ромов, хотя, по неофициальным данным, их в 8-9 раз больше. Женщины составляют большую часть ромского населения, при этом их положение — наиболее тяжелое. 99 % из них не получают среднего образования из-за позиции родителей. А без образования, документов трудоустроиться практически невозможно. Вот почему большинство ведет асоциальный образ жизни.
И. Суслова обратила внимание, что план мероприятий по реализации Стратегии защиты и интеграции в украинское общество ромского нацменьшинства не выполняется из-за того, что на него не выделено финансирование. Самое большее, что проводят для данной категории населения, это культурные мероприятия, что никоим образом не решает сложной проблемы.
Людмила Денисова выделяет проблемы женщин, которые самостоятельно воспитывают детей с инвалидностью. Ежегодно их количество растет: если в 2015 году таких женщин насчитывалось 154 тысячи, то в 2017 году численность их превысила 160 тысяч.
«Женщины таких детишек воспитывают самостоятельно и из-за этого не имеют возможности полноценно работать, а помощь от государства — мизерная, — говорит омбудсмен. — Средства на реабилитацию детей в бюджетах громад не предусматриваются, так что размер помощи при рождении ребенка нужно увеличить, а темпы по созданию рынка реабилитационных услуг нужно наращивать».
Л. Денисова обращает внимание и на проблемы женщин с инвалидностью. Из более чем миллиона таких женщин трудоспособного возраста работает только треть, прочие же нуждаются в трудоустройстве. Но сплошь и рядом при попытке найти работу наталкиваются на откровенную дискриминацию со стороны работодателей.
Также женщины с инвалидностью не удовлетворены доступностью медицинского обслуживания. По данным омбудсмена, 65 % этих женщин посещают врача менее одного раза в год, 11 % — занимаются самолечением, «а 76 % вообще не могут попасть к гинекологу, потому что он расположен выше, чем на первом этаже, а лифта нет».
Что же касается женщин, страдающих от домашнего насилия, то, по словам Л. Денисовой, тут особенно остро стоит проблема недостаточной их осведомленности о своих правах и недоверие к правоохранительным органам, социальным службам.
Эту точку зрения подтверждают кандидат экономических наук Ирина Демченко и Оксана Артюх, проведшие ситуационное исследование в рамках проекта «Равный доступ к помощи женщин, пострадавших от насилия», который реализует Всеукраинская благотворительная организация «Конвиктус Украина» при поддержке Международного фонда «Вiдродження». Проведя исследование в семи регионах Украины, они пришли к выводу, что в число основных внешних препятствий для получения помощи в случае насилия над маргинализированными женщинами входят и такие, как:
- низкая осведомленность пострадавших о том, где можно получить помощь (в том числе, и об услугах и условиях, при которых они предоставляются);
- неверие в реальную помощь со стороны государственных структур по причине собственного негативного опыта общения с представителями полиции, медицинских учреждений и т. п.
«Очевидно, что маргинализированные женщины не обращаются за помощью в случае насилия не по одной какой-то причине, а из-за комплекса факторов. Потому и решение этой проблемы требует комплексного подхода», пишут авторы исследования.
ДОЛБИТЬ ЕЖЕДНЕВНО «СКАЛУ»
«Что же мы можем сделать для преодоления дискриминации и реализации прав женщин из уязвимых социальных групп?», — задается вопросом Ирина Суслова. И сама вносит ряд важных предложений.
Для преодоления дискриминации ромских женщин следует адекватно финансировать стратегию защиты и интеграции в украинское общество всей ромской общины, провести паспортизацию ромов, бороться за инклюзивное образование и противодействие сегрегации в больницах, необходимо возобновить работу вечерних школ, чтобы постепенно повышать уровень грамотности взрослых ромов.
С целью прекращения издевательства над женщинами, отбывающими наказание, необходима системная реформа пенитенциарной системы. А преодолеть дискриминацию женщин, живущих с ВИЧ, можно, отменив ряд приказов Министерства здравоохранения, считает парламентарий.
На важный аспект решения проблемы обратила внимание заместитель Председателя Верховной Рады Оксана Сыроид. Выступая на парламентских слушаниях на тему «Предотвращение и противодействие дискриминации женщин из уязвимых социальных групп», она подчеркнула, что в данном контексте «важно воспитание уважения к женщине, особенно, к женщине, которая относится к уязвимым слоям. И это воспитание начинается и с воспитания мужчин».
Вместе с тем, считает вице-спикер, права женщины обеспечиваются не в борьбе с мужчинами, бороться нужно «за партнерство, которое гарантирует уважение каждому, чтобы каждый мог заниматься тем, какой выбор он сделал, чтобы это был его собственный выбор, а не выбор другого».
«Для нас чрезвычайно важно привлечь к решению проблемы равенства и мужчин, чтобы обеспечить общественное развитие», — поддержала вице-спикера вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.
По ее мнению, принципиально важно то, что впервые правительство Украины среди приоритетных действий выделило именно внедрение гендерного равенства.
«Обеспечение гендерного равенства — это не «сезонное» оживление и не предвыборная риторика. Это наша общая кропотливая работа, это «скала», которую мы ежедневно «долбим» вместе с вами», — заявила вице-премьер-министр.
Этот процесс, утверждает И. Климпуш-Цинцадзе, отвечает ожиданиям общественности.
«По результатам опроса Фонда народонаселения ООН, 81 % мужчин считают, что женщины должны получать равную с мужчинами зарплату за работу равной ценности. 74 % мужчин считают, что женщины могут быть такими же хорошими лидерами общин, как и мужчины, а 73 % мужчин считают, что женщины должны иметь равные шансы участия в политике с мужчинами», — сказала вице-премьер.
Среди первых инициатив, которые уже удалось реализовать в Украине, — разработка Национального плана до 2021 года во исполнение Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
«Ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек является не только базовым правом человека, оно также имеет решающее значение для ускорения устойчивого развития, — указано в документе ООН «Цели устойчивого развития до 2030 года». — Неоднократно было доказано, что расширение прав и возможностей женщин и девочек оказывает существенное положительное влияние во всех сферах и способствует экономическому росту и развитию».
В этом процессе важная роль в нашей стране отводится общественным организациям. В одной из них нашла себя Алена, историю которой вы могли узнать в самом начале этой статьи. Пройдя все круги «внутреннего ада», девушка обратилась в одну из НГО, которая помогает переселенцам, нашла там моральную и психологическую поддержку, и теперь сама, когда позволяет время, приходит туда — уже в качестве волонтера-юриста. Тут как нельзя лучше пригодились ее профессиональные знания и опыт жизни в статусе ВПЛ. Не оставшись на обочине, она помогает и другим женщинам избежать этой участи.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |