Сегодня мало кто возьмется утверждать, что основными работодателями и плательщиками налогов в Украине являются крупные предприятия. Многие из них, которые выполняли эту важную государственную функцию раньше, канули в лету. Так кто же сегодня своими взносами в бюджет помогает малообеспеченным, выплачивает пенсии и осуществляет другие социальные выплаты?
Как бы это не казалось удивительным, но самым крупным налогоплательщиком являются сами работающие граждане Украины. Это им приходится отдавать государству почти половину своей зарплаты. Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в Украине составляет 41,5%, в том числе: 22% — единый социальный взнос; 18% — налог на доходы физических лиц и 1,5% — военный сбор. Из-за высоких ставок налогов украинский работодатель не показывает реальную заработную плату своих работников, минимизируя налоговые платежи. В ответ на это власть использует все возможные рычаги для увеличения поступлений в казну, как за счет легализации зарплатных выплат, так и путем дальнейшего повышения налогов.
Министр социальной политики Андрей Рева признал, что после снижения ставки единого социального взноса до 22% ожидаемой правительством добровольной детенизации заработных плат не произошло. Правительство внесло в Раду законопроект об увеличении с 1 января 2019 года максимальной величины базы начисления ЕСВ с 55,845 грн до 104,325 грн или 25 минимальных зарплат, увеличив размер взносов с высокооплачиваемых работников.
Несмотря на налоговое давление, нестабильность в правовых отношениях с властью, предприимчивые украинцы продолжают развивать свое дело, вольно или невольно наращивая свой вклад в наполнение государственного бюджета. Сегодня малый и средний бизнес в Украине обеспечивает 79,1% рабочих мест и создает 59% добавленной стоимости, превышая аналогичные показатели Польши и Германии.
Эти показатели радуют, но надо назвать и существующие проблемы. Их скопилось столько, что аналитики стали проблемы систематизировать по группам: законодательные, политические, финансовые, общеэкономические, социальные и криминальные.
Деловые люди имеют представление о том, что такое государственное регулирование предпринимательской деятельности. Оно настолько зарегулировано различными нормативными актами, что без участия привлеченных специалистов разобраться в них не просто. Висящая над головой «государственная дубинка» налоговиков и других контролеров, вынуждает к этим же контролерам обращаться за помощью или консультациями. Отсюда и начинается коррупция.
Продолжается рост денежных затрат на оформление различных разрешительных документов. Противоречия в законодательстве, различия в применении существующей нормативной базы, медлительность судебной системы создают для коррупции идеальные условия. Для примера; Оформление в аренду земельного участка, находящимся под вашим магазином или офисом, обойдется в Измаиле в 20-25 тыс. грн с гарантированным результатом не ранее чем через пол года.
Начиная свое собственное дело в Украине, стоит хорошо подумать о том, как вы его будете закрывать, если в этом возникнет необходимость. Закрытие бизнеса потребует не только больших финансовых затрат, но и значительно больших согласований, чем при его открытии.
Взаимодействие с налоговыми органами особая сторона деловой жизни, особенно если руководитель фирмы, бухгалтер и юрист — это одно лицо. Средняя трудоемкость сдачи налоговой отчетности и выплаты налогов в Украине сейчас составляет около 50 рабочих часов в месяц, что превышает средний показатель по ЕС более чем в 3 раза.
Чтобы начать свое дело, а потом еще и удержаться на плаву, предпринимателю придется потратить немало времени, чтобы получить достоверные и актуальные сведения о спросе, предложении и ценах на свою продукцию или услуги по региону деятельности, о возможных партнерах, о поставщиках и потребителях. Жаль, что органы статистики такую информацию не предоставляют.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства Украины, запланированная на 2019 год, предполагает привлечение в эту сферу большого числа^ предприимчивых людей. Поставив себя на место будущего управдома, попытался получить сведения о должниках или хотя бы об общей сумме долга за услуги ЖКХ по своему дому. Мне это не удалось. Горисполком. улучшая экономику коммунальных предприятий, периодически повышает тарифы на их услуги, перекладывая проблему на добросовестных владельцев жилья.
Многочисленные проблемы малого и среднего бизнеса можно отнести к числу общеэкономических. Это вполне закономерно. Тяжелая экономическая ситуация в стране, сохранение и углубление кризисных тенденций в экономике, состояние войны, отток трудовых ресурсов, снижение качества образования и профессиональной подготовки непосредственно сказываются на предпринимательской активности.
Возможным путем решения или хотя бы ослабления действия общеэкономических проблем малого и среднего бизнеса может быть развитие так называемого «внутреннего предпринимательства», когда в фирме, с небольшим аппаратом управления,определенный проект или направление деятельности передается для ведения СПД — физическому лицу. Такой масштабный эксперимент в Измаиле был проведен, когда происходила коммерциализация городских пассажирских перевозок. Тогда АТП «Измаилавтотранс» передал на обслуживание городские автобусные маршруты своим бывшим водителям, тем, кто решился перейти на собственные хлеба.
Наряду с проблемами становления и развития бизнеса существуют и проблемы с его управляемостью. Когда малый бизнес растет, предприниматели хватаются за голову, ведь они не справляются со своими обязанностями. Разгрузить график работы бизнесмена могут его коллеги, имеющие опыт работы на определенных участках управления.
Аутсорсинг — это новое направление оказания услуг малому и среднему бизнесу. Речь идет о передаче части внутренних процессов внешнему подрядчику. Для ведения бизнеса нужны услуги бухгалтера, юриста, финансиста. Но держать всех этих людей в штате нет смысла, ведь они не будут загружены на 100%. А в случае возникновения сложных вопросов, предпринимателю приходится обращаться к внешним подрядчикам, если у своего специалиста нет нужной квалификации, например, в юриспруденции.
Можно только приветствовать создание в Измаиле таких предприятий по оказанию услуг как «Специалист-ІТ». Начав с продаж компьютерной техники и программного обеспечения, эта фирма предоставляет весь комплекс услуг по их обслуживанию, включая услуги по формированию и сдаче бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Кооперация предприятий, специализирующихся на оказании услуг малому и среднему бизнесу, может привести к созданию их общего «бэк-офиса», где принимаются заявки на юридическое, финансовое, тендерное, кадровое сопровождение бизнеса. Услуги бэк-офиса позволят бизнесмену оставить в штате своего предприятия только людей, которые производят продукцию или оказывают услуги конечному потребителю.
Передать часть внутренних проблем на внешнее сопровождение могут рестораны, магазины, станции техобслуживания, клиники. И такое обслуживание предпринимателям обойдется дешевле, нежели наем аналогичных сотрудников в штат.
Вспомнились слова из песни Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |