ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Круглосуточные «медико-железнодорожные» хлопоты
24.01.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 9-10(10709-10710) / Тираж: 10407

Давно собиралась познакомиться с работой сотрудников медпункта Одесского железнодорожного вокзала, структурного подразделения Одесской клинической больницы на железнодорожном транспорте. Наверняка, думалось, работа «дорожных» медиков необычна: ритм задает постоянно меняющийся контингент пациентов-пассажиров. Особенно в сезон отпусков, каникул или в предпраздничные и праздничные дни, к примеру. А тут как раз и подоспело такое время.

— Обычная работа, — снизила градус моих ожиданий и вопросов заведующая медпунктом Наталья Дмитриевна Капуш. — Наша задача — поставить диагноз обратившемуся к нам пациенту, оказать первую помощь. Если человек нуждается в госпитализации — вызываем «скорую». Хотя в ходе реформирования здравоохранения уже определился единый диспетчерский центр, мы пока еще звоним на знакомый всем номер «сто три». Вызов диспетчера идет на смартфон ближайшей бригады «скорой». Правда, кроме медицинских, бывает, приходится решать и социальные вопросы...

Не успевает Наталья Дмитриевна закончить свой рассказ, как ее внимание потребовалось парню с теплым, в несколько слоев, шарфом на шее. Двадцативосьмилетний гость Одессы — житель Азербайджана, учится в Николаеве, здесь живет в хостеле, на послезавтра куплен билет домой, а тут вдруг плохо себя почувствовал: кашель, насморк, болит голова... Куда, в какую больницу обратиться, не знал, город-то незнакомый — вызвал «скорую», будет ждать ее в медпункте. Послушала Наталья Дмитриевна легкие — чистые. А бригада «скорой» уже прибыла («Экстренная медицинская помощь» — значится на фирменных куртках), предлагают отвезти нашего гостя в больницу: рекомендации медпункта — срочного порядка, назначение курса лечения — прерогатива поликлиники, больницы.

Еще дверь не закрылась, как появляется другой мужчина. Нет, он не болен, ищет своего 74-летнего отца. Знает, что тот сел в электричку в Раздельной, должен был выйти на Поездной. И — ни слуху, ни духу. А ведь приезжал не раз, дорогу хорошо знает. Может, что-то случилось, доставлен в какую-то больницу? Звонят в справочную «Скорой»: 753-31-09. Разыскивается такой-то, при нем должно быть пенсионное удостоверение; если нет и фамилию свою не помнит, то вот в чем был одет...

— Рядом багажное отделение, резерв проводников, может, кто-то запомнил дедушку, — отрывается на минутку от книги записей фельдшер Снежана Тимофеевна Дмитриева, оформляющая нужные сведения по нескольким железнодорожникам. Сегодня они уже закончили работу, едут домой. Завтра — снова на работу. Медпункт контролирует состояние здоровья сотрудников железной дороги, в данном случае — машинистов, помощников машинистов локомотивного депо.

— Розыск пропавшего дедушки — пример «социального» аспекта нашей работы, — возвращается Наталья Дмитриевна к прерванному разговору о диапазоне забот сотрудников медпункта. — Пациенты бывают разные. Благо, у нас налажено сотрудничество с полицией, с волонтерами, они все знают о благотворительных фондах, приютах. Бывают ведь случаи, когда человеку нужна не только медпомощь — остается он практически без всего: «поработали» мошенники, воры.

А нередко и сам пациент виноват... Не поверите, скажете, наверное: «Ну да, рояль в кустах». Но сей факт тут же подтвердился. За окном темно, а на пороге вырисовалась фигура мужчины лет пятидесяти, в сопровождении дамы: сам бы наверняка не сориентировался. Избит, под глазом багрово-фиолетовый «фонарь». Ни документов, ни денег, ни телефона. Все увели «добры молодцы», отмутузившие его за отелем «Токио». Действовали вчетвером или даже большей компанией. Потерпевший толком не помнит — был изрядно пьян после распития алкоголя со знакомыми (похоже,— одноразовыми) то ли на «Привозе», то ли у «Привоза». К тому же, нападавшие его «обезвредили», брызнув в лицо какой-то гадостью из баллончика.

— Теперь я бомж, я бомж, — повторял пострадавший. И ни в какую не хотел, чтобы звонили ему домой, в один из районов области. Отсутствовал он там несколько дней, был в длительном рейсе. Возвращение «отметил» в Одессе.

В больницу он тоже не желал. Хотя и медики, и ребята из опорного пункта патрульной полиции при железнодорожном вокзале Михаил Кривокорытов и Сергей Никончук объясняли, что необходимо обследование «на предмет сотрясения мозга и целостности костей носа».

Надо было ехать в райотдел, где фактом ограбления займется следователь. И чтобы дома знали, на каком свете глава семьи. «Скорая» также приезжала, уговаривала его, уже отмытого от кровившего «макияжа». Кутерьма предстояла еще немалая. Через несколько дней забежала я по пути с пресс-конференции в медпункт. Приходил, сказали, тот пациент, справки собирает. Вид — человеческий. Может, горькая «наука» впрок пойдет.

...А на приеме уже супружеская пара одесситов. Едут в Тернополь. Жена — гипертоник. Малейшее волнение — и давление подскочило. «Сделайте укол, — настаивает, — дибазол с собой. Дома лекарство выпила, но вот не помогло». «Ваш психотип такой, — с ходу определяет Наталья Дмитриевна, — что всегда начинать надо с успокоительного».

Видно, подобная ситуация повторяется в медпункте не раз. Только при мне несколько человек приходили с жалобой на повысившееся давление.

— Зимой это обычное явление, — делится наблюдениями Наталья Дмитриевна. — Еще — простуда, пневмония. А также травмы, переломы. Случается, ступил человек не так — и пожалуйста, травма. Приходится пациента доставлять в медпункт на коляске. В любую пору года, бывает, нам заранее из какого-то пункта сообщают: «Встречайте!». Значит, прибывает инвалид. Едет в санаторий или на лечение. Да мало ли что... Летом больше всего пищевых отравлений, перегревов, солнечных ожогов.

Не удерживаюсь от вопроса:

— А роды в поезде приходилось принимать?

— Нет. Вот фельдшеру Светлане Тимофеевне пришлось принимать роды в электричке.

...По ходу приема пациентов-пассажиров и сотрудников железной дороги убеждаюсь, что «с давлением» таки много людей, и записываю некоторые рекомендации для наших читателей. Так, в дорогу без крайней надобности отправляться нездоровыми не стоит. А уж если решили — примите накануне прописанные врачом лекарства и не забудьте также взять их с собой.

Провожаете пожилого человека в дорогу, пусть даже не дальнюю, — обязательно вложите в надежный карман его одежды записку (лучше в пластике) со всеми его данными, адресом, номером телефона, даже сообщите о болезни, при которой может понадобиться экстренная медпомощь. Сотрудник «скорой помощи» Анатолий, к примеру, рассказал, как такие сведения помогли найти родных заблудившейся старушки.

Кстати, головную боль, говорит Наталья Дмитриевна, может давать и остеохондроз шейно-грудного отдела, так что глотать какие попало таблетки — себе вредить: нельзя полагаться на самолечение.

Доктор Н. Д. Капуш — уроженка Львовской области. Ее родители — землеустроители, в свое время приехали в Молдавию по назначению. Она закончила лечебный факультет Кишиневского университета медицины и фармации имени Николае Тестемицану. Работала в госпитале МВД. С 2003 года — семья в Одессе. Отец был деканом землеустроительного факультета аграрного вуза. Наталья Дмитриевна год трудилась участковым врачом в железнодорожной поликлинике. Затем работа в цеховом отделении: следила за здоровьем тружеников — связистов, телеграфистов, специалистов линейно-монтажного поезда, диспетчеров и т. д., — без знаний и навыков которых железная дорога обойтись не может.

Должность заведующей медпунктом железнодорожного вокзала приняла после ухода Николая Васильевича Татаровского. «Замечательный был человек, светлая ему память», — говорит она. С большой благодарностью вспоминает Наталья Дмитриевна и своих учителей из Кишиневского медуниверситета. Ей было на кого равняться.

Автор: Мария Стерненко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту