Новогодне-рождественская новостная лента в Украине главным образом была заполнена обсуждением трех событий: получение Томоса, заявление Владимира Зеленского о претензиях на пост Президента и изменения в Уголовный кодекс, которые в широком обиходе получили название «расписка о сексе».
О последнем мы и поговорим, поскольку сотни СМИ и тысячи пользователей социальных сетей распространили абсолютно лживую информацию о том, что нынче для интимных отношений даже между супругами требуется расписка о добровольном характере таких действий.
Что же тогда на самом деле?
В Уголовном кодексе изменилась часть 1 статьи 152, которая теперь звучит так: «Совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным или оральным проникновением в тело другого человека с использованием гениталий или любого другого предмета, без добровольного согласия потерпевшего лица (изнасилование) наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет. При этом поясняется, что согласие считается добровольным, если оно является «результатом свободного волеизъявления лица, с учетом сопутствующих обстоятельств».
Это и ряд других изменений позволяют привести украинское законодательство в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция, о которой мы неоднократно писали).
А что касается всяких соглашений, актов, расписок и т. п., сообщениями о которых переполнены социальные сети, то закон такого не предусматривает. «И свидетели также не нужны, — комментирует юрист Максим Магда. — Главное в отношениях — отсутствие принуждения».
Что же касается «принуждения», то любой секс расценивается как добровольный, если не подано заявление об изнасиловании. Но даже если такое заявление и подано, все равно никто не отменил презумпцию невиновности. И заявителю придется доказывать свою правоту, что совсем непросто.
Более того. Чтобы у разного рода аферистов и аферисток не возникло соблазна шантажировать «жертву» притворным согласием, закон предусматривает невозможность отозвать уже поданное заявление о сексуальном насилии. Дело невозможно будет закрыть даже в том случае, если заявитель откажется от своих слов. Тогда она (он) могут уже сами «пострадать», т. е. понести уголовную ответственность за лжесвидетельствование.
«Для нормальных людей ничего не изменится, — справедливо замечает Алиса Абасова на своей странице в Фейсбуке. — Для них секс с партнером, который не хочет секса, неприемлем.
Новые поправки не убивают романтику. Они направлены на защиту прав жертв изнасилования и, возможно, помогут построить общество, где в близкие отношения вступают вдумчиво, с вниманием к чувствам и переживаниям своего партнера. Шантаж и проблемы, безусловно, возможны для людей, чьи партнеры решили пойти по головам ради получения выгоды. Именно поэтому стоит быть особенно внимательным к тому, с каким человеком ты строишь свою жизнь, а не вестись на обложку из силиконовых губ и писклявого визга «ну масяяяя».
Стоит уточнить, что если девушка вступила в интимные отношения из-за обещания жениться, а это обещание не было выполнено, то нет смысла писать заявление в полицию: в данном случае, полагают юристы, имеет место «добровольное согласие».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |