27 января – Международный день памяти жертв Холокоста
Историческое событие, трагедия народа. Слово, которое принято писать с заглавной, — о Холокосте написано много. Порой кажется, что сказано уже все. Но нет! С высоты своих уже почти девяти десятилетий жизни утверждаю, что о нем надо и надо говорить. В европейском аду Бессарабия и Буковина стали для евреев и цыган седьмым кругом, Транснистрия – восьмым, девятым — Освенцим. В переводе с румынского «Транснистрия» означает «Заднестровье».
…С самого начала оккупации всех измаильских евреев согнали в гетто, расположенное практически в центре города. Об этом мне рассказывала Вера Семеновна Вербицкая, к сожалению, ныне покойная. Девчонкой она видела толпу людей, которые шли в гетто нескончаемым потоком. Их было так много, что за поднятой ногами пылью не было видно лиц. Все просили пить.
Но полицаи днем и ночью следили, чтобы страдальцам не передавалось хоть что-то – кусок хлеба, кувшин воды, луковица, картофелина… Антонеску требовал чистки румынской нации. С этой целью и отдал распоряжение о создании по всей Бессарабии 49 концентрационных лагерей и гетто.
Их начальники получили инструкции о проведении депортаций. Евреев под конвоем румынских солдат пешком отправляли по спланированным заранее маршрутам. Через каждые 10 километров они рыли ямы – на 100 человек каждая. Кто не мог идти, подлежал расстрелу. Трупы сбрасывали в эти самые рукотворные рвы.
Буквально в первые дни войны (задолго до Хатыни, Лидице, Орадур-сюр-Глан и крематориев) в Бессарабии применили массовое сожжение евреев. Их ловили на дорогах, грабили, запирали в сараи. Когда же набиралось необходимое число — сжигали. Заживо. Эти жертвы нигде не учитывались. Но о них свидетельствуют показания очевидцев, со многими из которых мне довелось встречаться.
…В один из знойных летних дней пленников Измаильского гетто погнали в Татарбунары. Там был лагерь переселенцев, откуда пленников якобы должны были отправить на работу в Германию. Шли пешком. Добрались, естественно, только самые сильные и выносливые. Конвоиры все так же жестоко следили за тем, чтобы никто из жителей не дал страдальцам еды. Этот путь для многих стал последним.
В Татарбунарское гетто, в числе других несчастных, попала и большая семья Трахтманов. С ними была и семья их родственницы тети Голды. Каждый день всех выводили на окраину села и заставляли рыть, по версии душегубов, противотанковый ров. И только когда все было готово, стало ясно, что этот рукотворный овраг вырыт в качестве братской могилы.
Массовые убийства фашисты проводили тоже весьма практично. Евреев строили по краю рва, по пять человек – затылок в затылок. Чтобы приходилось по одной пуле на пятерых.
В той очереди за смертью стояли 650 душ. У меня на этот факт есть архивная справка, выданная Государственным архивом Одесской области. Среди этих смертников был и 17-летний Семен Трахтман.
Лицо палача — равнодушно, тупо-жестоко. Сеня первым из очередной пятерки встал на край рва. Тот, кто оказался за ним, неожиданно резко толкнул мальчишку вперед. Парнишка упал на тела только что убитых фашистами людей. На него упали новые убиенные. Время пульсировало там, наверху, выстрелами. Постепенно они становились реже и глуше.
Из удушья и какого-то отрешения и забытья юношу вывела чья-то негромкая песня: цыгане спустились в ров посмотреть, чем бы можно поживиться.
- Я сумел просунуть сквозь тела руку, — рассказывал в своих редких немногословных воспоминаниях Семен Михайлович. – Её и заметил цыган. Вытащил меня на свет Божий, посмотрел и сказал: «Тебе – налево, мне – направо. Если оглянешься, убью».
Мальчишка побежал что было сил. «Налево» оказалось — в сторону Килии. В том побеге от пуль палачей было еще много ужасов. Например, целый день подростку пришлось простоять в яме уличного туалета…
28 июля 1941 года — дата второго дня рождения Семена и День памяти всей его семьи, его родственников.
Судьба привела худого и изможденного паренька в мою семью, во главе которой был отец Михаил Куприянович Масленников, а также к родным односельчанина Семена Стефановича Деткова. Мы жили тогда в Мирном (Карячка) Килийского района. Все вместе прятали Семена, носили ему еду, как могли, ободряли, помогали, одевали. И никому ничего не рассказывали. Ведь тоже рисковали жизнью.
Факты пребывания С.М. Трахтмана в гетто села Татарбунары в июле 1941 года и нацистского преследования с июля 1941 по 1944 годы потом Измаильский городской суд посчитал доказанными. У Семена Михайловича сложилась крепкая семья. К сожалению, его уже нет с нами. Слишком много пережил этот человек.
Почему же сегодня все чаще звучат слова о том, что Холокоста не было? Подобные отрицатели утверждают: нацисты были лучше, чем о них говорят. Дескать, ни Гитлер, ни другие лидеры нацистов не стремились к искоренению евреев. Газовых камер не существовало. А погибших евреев было значительно меньше, чем об этом говорит статистика. Свидетельства, что Холокост был, эти ревизионисты войны называют фальсификациями, заговором. Дескать, Холокост выдуман победившими союзническими силами. Они хотели представить побежденных немцев чудовищами, потому и сфабриковали доказательства Холокоста. Идею перехватили и евреи с целью вызвать симпатию к себе. Тем самым усилить влияние на мир.
Один из самых известных отрицателей Холокоста — британец Дэвид Ирвинг. Он активно утверждает, что сам Гитлер о геноциде ничего не знал, что фюрер хорошо относился к евреям и всегда пытался им помочь. Ирвинг доказывает, что максимум несколько сотен, а не миллионы погибли в концентрационных лагерях. И умерли все не от голода и холода, а … от эпидемий. Те остатки газовых камер, которые есть в Освенциме, дескать, построены после войны поляками. У этого горе-ревизиониста были проблемы с законом, его не раз штрафовали, приговаривали к тюремному сроку. Однако Ирвинг продолжает читать лекции, называет остатки лагерей смерти «аттракционами для туристов».
Искушение нацизмом… Увы, оно продолжается и в наши дни. Тенденции возрождения усиливаются. Да, Германия борется с антисемитизмом. Вот только бы хотелось услышать от этой страны объяснение причин, по которым она и весь ЕС отказались поддержать резолюцию ООН о недопустимости героизации нацизма. Поднимается градус национальной нетерпимости и в нашей стране. Международное правозащитное движение «Мир без нацизма» должно заявлять о себе более активно, так же, как и представители Антифашистского комитета.
ООН уделяет немало внимания просветительской деятельности, чтобы мир не забыл те страшные события. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и Организация Объединенных Наций», которая предусматривает поощрение разработки образовательных программ по теме геноцида. Тогда же был учреждён и Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января — день освобождения лагеря Освенцим.
Дорогие земляки, чтите память людей, погибших от рук нацистов, отвергайте любое отрицание Холокоста. В память о нем на Земле воздвигнуто множество мемориалов. Например, Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме, Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне, Центр документации и мемориал в Париже. И на месте трагедии под Татарбунарами есть памятный знак – массивный камень, который Семен Трахтман каждый год 28 июля с рыданиями и стоном обнимал и целовал. Есть там и памятник шестистам пятидесяти душам невинно убиенных нацистами.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |