В конце прошлого года Центр «Новая Европа» обнародовал дискуссионную записку об отношении жителей украинского юга к процессам евроинтеграции.
Леонид Литра и Екатерина Зарембо подготовили записку на основе публичных дискуссий, а также серии интервью с представителями местных общин. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с основными положениями этого документа, касающимися нашего региона.
Скептиков больше, чем оптимистов
По мнению авторов записки, Одесская область является наиболее евроскептическим регионом в Украине. Здесь 50 % выступают против европейской интеграции и лишь 24 % поддерживают ее. Как ни странно, но в некотором роде Одесса настроена более антиевропейски, чем граничащая с Россией Харьковская область; там количество скептиков примерно равное, зато поддерживает интеграцию с ЕС намного больше жителей — 33 %.
Правда, некоторые одесские «лидеры общественного мнения» говорят, что в большинстве случаев данные опросов не отражают разногласий в украинском обществе на местном уровне. По их словам, Одессу можно примерно разделить так: 30% настроены проевропейски, 20 % — пророссийски, а 50 % сохраняют нейтралитет или не желают отвечать на такие вопросы. Но даже если это и так, все равно заметно падение популярности евроинтеграции; еще в 2016 году присоединение к ЕС поддерживало 40 % респондентов из Одесской области. Это можно объяснить тем, что после 2014 года регион чувствовал себя уязвимым с точки зрения безопасности, и Одессе нужен был какой-то фактор противодействия России. Теперь регион испытывает большую стабильность, а следовательно, ЕС уже не так важен. Тем более, что в Одессе сильна прямая ассоциация ЕС с НАТО — со всеми мифами, окружающими обе организации.
Позиция региона по реформам и евроинтеграции во многом зависит от отношения местных элит. В Одессе существует несколько центров влияния, сложившихся вокруг бизнес- и (экс) криминальных элит. Их влияние считается настолько мощным, что тут создано своего рода «государство в государстве».
Жители Одессы воспринимают результаты, достигнутые благодаря финансированию ЕС, как заслуги местной администрации. Визуальное признание поддержки ЕС остается проблемой, в отличие от проектов, которые финансируются США, и местные элиты получают выгоду от этого. Более того, многие в Одессе полагают, что все положительные результаты и изменения в городе возможны при поддержке местных администраций, тогда как все негативные изменения осуществляются руками Киева.
Оттенки местной идентичности
Одесситы утверждают, что местная громада, хотя и имеет много слоев, но не является поляризованной. Объединяющий взгляд: «Моя Родина — Одесса». Также они считают, что «проукраинская» позиция в Одессе равнозначна «проевропейской». По мнению авторов исследования, фактически это означает, что «нейтралисты» не является «проукраинскими» и, следовательно, проблема имиджа в регионе существует не только для ЕС, но и для Украины как государства. А концепция «нейтралистов» может фактически представлять скрытые «пророссийские» настроения. Хотя те, кто поддерживал и поддерживает «Антимайдан», не обязательно могут быть «пророссийскими», часто они просто не согласны со со сменой власти в Киеве.
Исследование взглядов жителей Одессы было бы неполным без упоминания о трагедии 2 мая 2014 года. Основой «общественного договора» в Одессе всегда было то, что всегда можно договориться о чем угодно, не вредя друг другу. Это касается даже бизнес-групп в 1990-х, которые предпочли достичь соглашения, а не физически уничтожать друг друга). 2 мая стало исключением и шоком. Если в Киеве первые убийства на Майдане усилили протесты, то в Одессе эффект был обратным: люди почувствовали, что ситуация зашла слишком далеко. С местной точки зрения, группа «нейтралистов» выросла после 2 мая за счет тех, кто не желал новых столкновений, которые могли бы привести к гибели людей. Это также повлияло на протестное движение. Накануне трагедии местный Майдан мог собрать около 20000 человек, а после нее число протестующих из обоих лагерей резко сократилось.
Трагедия также стала важным знаком для бизнеса, который не желал повторения насилия. Представители деловых кругов настаивали на том, что Одесса нуждается в спокойствии: деньги требуют тишины и стабильности.
Европа для Одессы — «банкомат»
Сотрудничество между ЕС и местной властью проходит достаточно гладко и поддерживается на регулярной основе. В прошлом году в Одессе был открыт офис Консультативной миссии Европейского Союза (EUAM). Эта миссия работает с чрезвычайной осторожностью, привлекает новых игроков и гражданское общество. Процесс является постепенным и направлен на укрепление доверия, избегая раздражения местных игроков. Показательно ее присутствие в Одесской области, где ситуация с безопасностью нестабильна как во внутреннем смысле, так и ввиду близости Приднестровья, и где уже присутствует EUBAM. В этом контексте создается впечатление, что неявная цель миссии заключается в обеспечении того, чтобы гражданские столкновения, подобные 2 мая, никогда не повторились. Показательно, что руководство миссии считает своим личным достижением, когда параллельные публичные акции противоборствующих групп происходят мирно и без конфликтов.
В контексте помощи и технического сотрудничества между ЕС и различными государственными институтами в Одесской области создается впечатление, что они остаются на достаточно базовом уровне. В большинстве случаев эти институты требуют от ЕС помощи, например в виде оборудования (автомобили, компьютеры и т. д.), но стремительно теряют оптимизм, когда речь заходит о глубоких изменениях в системе. В результате органы местного самоуправления практически не просят ничего, кроме денег, и ЕС преимущественно рассматривают как «банкомат», за исключением части гражданского общества.
В преддверии выборов
Население в Одесской области, по мнению авторов исследования, достаточно патерналистское. Местные жители утверждают, что с высокой вероятностью область будет голосовать за действующую власть. Европейская же интеграция не станет частью повестки дня будущих выборов, если и станет, то только в негативном контексте. Потому ни Петр Порошенко, ни Юлия Тимошенко в своих избирательных кампаниях в Одесской области не будут педалировать тему евроинтеграции. Одесские эксперты всегда отмечают, что их город имеет независимый предпринимательский характер, и это — ключевой элемент в процессе принятия решений на местном уровне. Вместе с тем отсутствие доверия к национальным политикам является одной из основных причин того, что поддержка ЕС снижается.
Независимая зависимость
Одесса — город предпринимателей. Одним из интересных наблюдений, подтвержденных статистикой, является то, что главные торговые направления для Одессы — не ЕС и не Россия, а Азия и Ближний Восток. Так, в 2017 году основными экспортными рынками (как товаров, так и услуг) для Одессы стали Индия и Турция, Россия — лишь на третьем месте. Важнейшие источники импорта — Китай, Турция, Индонезия. Это может быть еще одним объяснением того, что Одесса является «нейтральной» в контексте геополитического выбора.
Коммуникация про интеграцию
Коммуникация о евроинтеграции в Украине и так сложна ввиду многомерного характера информации о процессах, связанных с ЕС. А в Одессе «продать» проевропейские реформы еще труднее, чем в других регионах Украины.
Во-первых, местные жители хотят монетизировать свою поддержку этой идеи и поэтому, когда речь идет о евроинтеграции, прежде всего интересуются личной выгодой. В силу чего и следует акцентировать внимание на личных выгодах (экономических и денежных) интеграции в ЕС. При этом нужно демонстрировать реальные расчеты, а не выдуманные цифры.
Во-вторых, нужны конкретные примеры того, как воспользоваться различными программами ЕС — «Дунайский еврорегион», «Горизонт 2020» «Эразмус + и др. Достаточно часто рядовые граждане думают о европейской интеграции как о чем-то, чего невозможно «потрогать». С другой стороны, даже такие ощутимые преимущества, как безвизовый режим, часто игнорируются и больше не рассматриваются как часть процесса евроинтеграции. Поэтому очень важно распространять среди местного населения вдохновляющие истории успеха — например, о производителе холодильников из Одессы, который экспортирует свою продукцию в ЕС.
В-третьих, очень важно, чтобы сравнительно небольшой лагерь сторонников европейской интеграции не чувствовал себя покинутым киевской властью, а также партнерами из ЕС. Несмотря на наличие двух миссий ЕС (EUBAM и EUAM) и тринадцати почетных консульств стран — членов ЕС в Одессе, местные респонденты жалуются на недостаточное количество публичных мероприятий, посвященных ЕС и европейской интеграции. Надо подчеркнуть, что эта рекомендация касается не только центральной власти, которой регион не очень доверяет, но и европейских дипломатов и представителей гражданского общества в Киеве.
В-четвертых, весьма важно подчеркивать исторические параллели Одессы с Европой и позиционировать ее как европейский город. Несмотря на то, что Одесса была частью Российской империи, а позже — Советского Союза, исторически она была гораздо ближе к Европе, чем большинство других городов Украины. Речь идет не только о географической близости, но и о стиле жизни, во многих случаях действительно европейском.
Наконец стоит подчеркнуть, что Украина не обязательно пытается вступить в ЕС, а скорее — стремится ввести «европейские практики».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |