ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Заражение в Шевченково: родители заболевших корью детей не доверяют вакцине
02.02.2019 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 9(1508) / Тираж: 10800

О вспышке кори в селе Шевченково в последнее время было сказано немало. По данным на 29 января этого года здесь заболели 82 ребенка. В отношении причин происходящего предположения высказывались самые разные. Поначалу заявляли, что виновниками опасной ситуации являются родители, которые по религиозным убеждениям не привили детей. А недавно в соцсетях прозвучала новая мысль: якобы взрослые умышленно позволили своим детям заболеть, чтобы навсегда закрыть тему вакцинации от кори в дошкольных и школьных заведениях. Даже мелькнуло сообщение о некой «коревой вечеринке», куда родители привели здоровых детей для контактирования с больными…

Что же на самом деле происходит в Шевченково? Получить ответ на этот вопрос мы попытались, побывав в этом красивом населенном пункте Килийщины.

Заехав в село, мы первым делом зашли в магазин, чтобы расспросить продавца о происходящем здесь. Женщина спокойно ответила, что паники никакой нет, болеют корью только дети.

Стоит отметить, что Шевченково является одним из крупнейших сел Бессарабии, официально здесь проживает более 5,5 тысяч человек, по факту – порядка 4 тысяч. Здесь функционируют две общеобразовательные школы, где в общей сложности обучается свыше 600 детей. Есть детский сад «Тополек», рассчитанный на 117 детей, посещают его 98 малышей. И школы, и детсад с 14 января закрыты на карантин в связи с эпидемией кори.

«Религиозный расклад» села выглядит приблизительно так: здесь действуют православная церковь, а также несколько протестантских деноминаций, две из которых относятся к церкви евангельских христиан-баптистов, пятидесятники и адвентисты. Говорят, что почти 40 процентов населения села — баптисты. При этом конфликтов на основе вероисповедания здесь не возникает.

Первым делом мы побывали у старосты Шевченковского старостинского округа №1 Александра Остапенко, руководитель сообщил, что болеют в селе корью только дети. В настоящее время эпидемия пошла на спад. Хотя за последние два дня и были зарегистрированы еще три новых случая.

Александр Михайлович напомнил, что в январе произошла уже вторая вспышка кори, первая была в ноябре прошлого года — тогда заболели пятеро непривитых детей. После этого в школы и детсад Шевченково перестали допускать невакцинированных детей. В итоге в классах отсутствовало около 30-40 процентов учеников. Это в свою очередь вызвало негодование у родителей, некоторые из них, по словам старосты, стали приводить в школу адвокатов. Вскоре к занятиям непривитых школьников допустили. Как и сообщали ранее, это были дети из многодетных семей христиан-баптистов.

На вопрос, почему жители села массово отказываются прививать детей от кори, староста ответил: «Я общался со многими людьми — у них есть недоверие к качеству самой вакцины. Сейчас ведь доступно общение благодаря многим видам связи. Люди общаются, делятся наблюдениями и дают разного рода советы. Многие говорят о некачественной вакцине. Кроме того, не всем по состоянию здоровья можно ставить прививку. Но я уверен, что каждый из родителей переживает за своего ребенка и старается не допустить его страданий».

Вторая вспышка заболевания корью в селе зафиксирована в середине января. По информации заведующей Шевченковской амбулаторией общей практики семейной медицины Надежды Станевой, первые семь случаев заболевания появились 19 января.

Надежда Александровна сетует, что сельчане, которые являются прихожанами одного из собраний баптистов, отказываются прививать своих детей. Она уверена, что одним из реальных мест заражения детей является церковное собрание. После таких встреч в селе в один день корь проявилась одновременно у 30 детей.

Впрочем, утверждать категорично, что болеют заразной болезнью в Шевченково только дети из собрания врач не хочет – говорит, что в последнее время в селе и без того накаляется обстановка, поскольку местные обвиняют верующих в безразличии к здоровью собственных детей. Между тем у этих родителей есть своя точка зрения, и они как равноправные граждане Украины имеют на это право.

«У нас было и заседание чрезвычайной противоэпидемиологической комиссии, приезжали сюда главврач Килийской районной больницы и его зам, ходили по школам, общались с родителями. Но все безрезультатно», — резюмирует зав амбулаторией.

После долгих увещеваний только семеро детей было привито из числа прихожан баптистской церкви.

В то же время Надежда Станева уверенно заявляет о хорошем качестве вакцины, говоря, что препарат сертифицирован. Осложнений после вакцинации ни у кого не было, к тому же, все взрослые из группы риска — учителя, работники детсада, медработники, продавцы магазинов – были благополучно привиты.

Как ранее сообщали СМИ, в Шевченково дети практически без осложнений переносят заболевание корью. Только трое детей были направлены в Одессу. Пообщавшись с местным населением, мы узнали, что двое мальчиков, направленных в область, — имеют слабое здоровье, и по медицинским показаниям их нельзя было прививать.

С отцом третьего отправленного в областной центр девятимесячного ребенка нам удалось пообщаться. «Моего ребенка можно было и не везти в Одессу, — заявляет мужчина. – Когда мы туда приехали, нам так и сказали. Наверное, нас направили для того, чтобы раздуть ситуацию. Через три дня мы с ребенком были уже дома».

У собеседника прослеживается явно отрицательное отношение к вакцинации. «Я знаю семью, где часть детей была привита, а часть нет. Но переболели все одинаково тяжело, — заключает он. – И еще, у меня родственницы учатся в Киеве в медицинском. Спрашивал у них, что преподаватели говорят о прививках. Так они ответили, что их преподаватели своих детей не прививают».

Собственно, мысль отца семейства, воспитывающего семерых детей, сводилась к тому, что нет смысла ставить прививку, если ребенок все равно рискует заболеть. К тому же, о качестве поступающих в Украину медицинских препаратов имеется немало негативной информации. А если у человека сильный иммунитет, то он не заболеет и без прививки. В данной семье, которая, кстати, и привезла после рождественских праздников вирус из Киева, переболели шестеро детей, но при этом один ребенок остался здоровым.

Ко всему сказанному мужчина добавил, что в собрании никто не агитирует людей против вакцинации. Суть состоит в том, что родители самостоятельно анализируют ситуацию в стране и принимают решения индивидуально. «Среди наших друзей есть те, кто согласился на прививку. Их никто не осуждает. Это их выбор», — заверил собеседник.

На вопрос о факте проведения в селе так называемой «коревой вечеринки» мужчина возмущенно ответил, что никто умышленно не заражал своих детей, во всяком случае, он такого не слышал. И после добавил, что в приходе его церкви около 200 детей. И когда больные дети во время инкубационного периода пришли в собрание, об опасности никто не знал. А если бы знали, то всячески старались бы уберечь детей. Но в данном случае было уже поздно — инфекция распространилась…

Встретились мы еще с одним отцом – в его семье десять детей, девять из которых уже отходят от болезни. Старшая дочь 19-ти лет не заразилась. На нашу просьбу объяснить, почему же в семье дети оказались непривитыми после первой вспышки кори, мужчина сказал: «Я слышал, что в прошлом году от кори умерли девять человек, и восемь из них были привиты. Мы не доверяем сегодняшней вакцине».

Разговор наш собеседник подводил к тому, что обретенный естественным путем – в результате болезни – иммунитет является стопроцентной гарантией, что ребенок корью болеть больше не будет. А вот вакцинация рискованна в 50 процентах случаев. Но тут же мужчина уточнил, что в семье насколько можно, детей ограждали от тяжелой болезни. Но если она уже поразила детей, то родителям ничего не оставалось делать, как лечить. К врачу они обратились сразу же, и младшие дети постоянно находятся под контролем медработника.

И тут же собеседник огорченно добавил: «То, что говорят, будто мы сознательно пошли, чтобы заразить детей, неправда. Мы не враги нашим детям! Я не знаю таких людей, кто сделал бы это специально».

Попытались мы пообщаться и со служителем церкви христиан-баптистов. Но по телефону он сообщил, что не имеет ни желания, ни возможности общаться с прессой – не о чем. Дети, мол, заражались индивидуально, и все вопросы надо адресовать только родителям.

Общий вывод, который можно сделать после общения с жителями Шевченково (а мы общались не только с христианами-баптистами, но и останавливали обычных прохожих), так это то, что вспышка кори в селе возникла по нескольким причинам: во-первых, заражение произошло в месте массового скопления детей – судя по всему, в собрании, в тот период, когда заболевание еще не проявило себя. Во-вторых, большое количество пострадавших от недуга – преимущественно следствие контакта больных детей со здоровыми в одной семье. А семьи, где болеют дети, как мы уже говорили, в основном многодетные.

В-третьих, безусловно, сыграла свою роль пропаганда. Причем, не будем утверждать, что именно в церкви прихожан призывали не прививать детей. Вполне возможно, что родители, имеющие детей, в пределах одного собрания делились мыслями и примерами, в частности, о неэффективности и небезопасности вакцинирования. Откуда такое предположение? В разговоре с местными жителями мы узнали, что в одной баптистской церкви родители прививали детей от кори, и те не заболели, а в другой («отделенной») – нет. Итог известен всем.

Но главное, хочется опровергнуть информацию о том, что родители умышленно заражали детей.

После всего случившегося пока неясно, что же будет дальше. В селе ведь остались еще непривитыми дети, которые еще не болели корью. Как быть с ними, если родители останутся твердыми в своем решении их не прививать?

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту