ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кому это НАТО?
14.02.2019 / Газета: Аргументы и факты / № 7(1169) / Тираж: 25000

Зачем Рада внесла революционные поправки в Конституцию

Более трехсот депутатов Верховной Рады проголосовали за внесение изменений в Конституцию Украины. На высшем законодательном уровне был зафиксирован «стратегический курс государства» на полноправное членство Украины в Европейском союзе и НАТО. На фоне предвыборного ажиотажа, тема сразу нашла живой отклик в СМИ и среди общественности. Мнения разошлись — от «исторического события» до «унижения главного закона страны».

Украина многое сделала для евроинтеграции. Два майдана, война на востоке и потеря украинских территорий стали этапными, но не последними жертвами во имя европейской идеи. Мы почти полностью перепахали свою законодательную систему, стандарты, управленческие подходы, переформатировали экономику и производственную кооперацию.

Между географией и реальностью

Украинцы всегда считали, что на просторах Закарпатья в селе Ділове «зарыт» географический центр Европы. Хотя ровно такие же «центры» есть почти у всех наших восточноевропейских соседей.

Будучи самой сильной и практически «консенсусной» идеей общества, интеграция с ЕС превратилась в государственно-народный миф. В самом примитивном приближении народ воспринимал и воспринимает ЕС как место, где текут «молочные реки» среди «кисельных берегов». Там платят большие зарплаты, кругом чисто и все работает, как отполированный швейцарский механизм.

После обретения долгожданного безвизового режима представление у многих украинцев стали ближе к реальности – для такой жизни в Европе нужно пахать от зари до зари, и при этом платить немаленькие налоги.

Но если у простого народа представления о Европе лубочные, то у украинского среднего класса были конкретные и прозаичные цели. Европа и «вашингтонский обком» должны были стать жесткими и бескомпромиссными гарантами необратимых реформ в стране. Ведь олигархические элиты, и подотчетный им парламент, включительно с президентом, сами не реформируют себя никогда. Там реальная идея евроинтеграции видится в самом процессе изменений. Это похоже на «путь» в восточном понимании, где сама цель — вторична.

Практика показала, что лишь гневные окрики посольства США и телефонные звонки из Брюсселя и Берлина стали эффективной плетью для украинских элит, ментально близких к постсоветской модели государственного управления.

Фата-моргана

Сегодня вопрос полноценной интеграции Украины в ЕС упирается в некоторые непреодолимые проблемы, которые, будем откровенны, на данном этапе непреодолимы.

Во-первых, Украина для Европы остается очень большой, неуправляемой и густонаселенной территорией. Это не Хорватия и Черногория. Более того, Украина — экономически проблемная страна, с устаревшими институтами управления и постоянными военными очагами по восточному периметру. В этом отношении Беларусь, при желании, может попасть в ЕС гораздо быстрее.

Во-вторых, меняется сама Европа. Брекзит, экономические войны с США, миграционные волны, превращающие ЕС в Рим эпохи упадка, правая повестка дня в национальных европейских парламентах, эрозия самой бюрократии ЕС. Все это оборачивается вопросом – этот тот ЕС, который мы себе представляем, или уже другой? И сохранится ли он вообще, когда мы, с горем пополам, до него доковыляем?

Но если ЕС — это ускользающая «фата-моргана» украинского пути, то НАТО — это более осязаемая и достижимая цель.

Синица в руке

Сегодня в НАТО входит 30 государств, недавно к нему присоединилась Македония.

Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1992 году, корда, после получения независимости, наша страна присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, позднее переименованному в Совет евроатлантического партнерства.

В 1994 году, Украина первой среди стран СНГ присоединилась к программе «Партнерство ради мира».

Приход во власть Виктора Януковича в качестве премьер-министра в 2006 году затормозил процесс интеграции Украины и НАТО. Став президентом, Янукович полностью заблокировал сотрудничество Украины с Альянсом.

Пустые обещания Будапештского меморандума и «внеблоковость» Украины образца 2013 года не спасли страну от войны. Безальтернативность НАТО для Украины стала очевидной для большинства украинцев.

Как и в случае с ЕС, перспективы скорого членства Украины в НАТО в ближайшее время не очевидны. Тесное сотрудничество с Альянсом, переформатирование украинской армии и ВПК под натовские стандарты идут своим чередом, но официальное приглашение откладывается.Тем не менее, 10 марта 2018 года Украина стала кандидатом на вступление в Альянс.

Но на сегодняшний день страны Альянса не готовы рисковать обязательствами военной защиты воюющего государства. Тем более, если на горизонте — вторая по силе армия мира.

Логика процесса

Похоже, ни у кого вызывает сомнений факт предвыборной конъюнктурности внесения изменений в Конституцию Украины.

Президент и его представители утверждают, что таким образом мы гарантируем неотвратимость выбранного пути, и если политическая ситуация изменится, то государство уже не свернет с европейского пути.

При этом стыдливо замалчивается факт полного игнорирования Конституции со стороны украинских элит. А ведь давно понятно, к сожалению, что кто бы не пришел к власти в Украине, он меньше всего будет оглядываться на Основной закон.

Итак, первая и главная цель – усиление избирательной риторики. При неустойчивом рейтинге и неочевидной ситуации со вторым туром, любой информационный повод будет использоваться президентом на полную катушку.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политика Руслан БОРТНИК утверждает: «Подобные изменения в Конституцию не принимала ни одна страна ЕС и НАТО. Для вступления в эти организации не нужно менять Конституцию, так как это временные политические союзы, а Конституция является главным законом украинского государства, и внесение туда названий конкретных политических организаций – унижение главного закона страны».

А популярный публицист Алексей АРЕСТОВИЧ считает иначе: «Говорят о том, что якобы не существует такой вещи, как законодательное закрепление в Конституции геополитического выбора. Вранье. Существует. Например, в Эстонии и Венгрии закреплен курс на участие в европейских ценностях. Там не написано «ЕС» и «НАТО», но написано о евроинтеграции. Так что такие прецеденты в мире есть».

Он также отмечает, что это — очень удачная технология Петра Алексеевича Порошенко, «который быстро покажет обществу: тот, кто не проголосовал за этот курс, является пособником противника, сволочью и так далее».

В самом же ЕС на уровне пресс-службы ограничились лишь общими словами в ответ на решение, принятое украинским парламентом: «Каждое государство имеет суверенное право менять свою Конституцию и определять свои стратегические цели». При этом, в Представительстве ЕС напомнили украинской стороне о необходимости полной имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Но мы живем в очень переменчивую епоху. И то, что сегодня нам кажется невозможным и нереальным, завтра обретет осязаемые черты. Кризис идей и институтов может повернуть европейских бюрократов лицом к Украине, как к новой точке приложения своих усилий, а 500 тысячный ударный кулак наших Вооруженных сил, на фоне потери интереса Вашингтона к европейской безопасности, станет для Брюсселя актуальным. Без всяких изменений украинской Конституции.

Автор: Юрий ШПАК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту