Законопроект «Об объявлении природных территорий Куяльницкого лимана Одесской области курортом государственного значения» был подан в ВРУ в апреле 2018 года. В июне проект зарегистрировали. Уже в начале ноября эту инициативу единодушно поддержали в комитете ВР по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма.
5 декабря 2018 года территории Куяльницкого лимана были объявлены курортом государственного значения. За такое решение проголосовал 231 народный избранник.
Придание нового статуса было воспринято как победа, открывающая новые возможности для спасения уникального водоема его лечебных грязей и созданного на их базе курорта. «Куяльник — это наше Мертвое море, и мы просто обязаны использовать его уникальные возможности», — отмечал председатель Одесской ОГА Максим Степанов.
Однако, скептики уже тогда предупреждали: чтобы воплотить в жизнь задуманное и дальше развивать Куяльник как бальнеологическую базу, надо разработать пошаговую дорожную карту.
Надо точно знать, кто и что делает, кто и за что отвечает. За спасение Куяльника надо браться всем миром. Только в этом случае новый статус курорта государственного значения даст ему шанс выжить и начать новый отсчет времени своего существования.
В 2018 году истек срок действия региональной программы, направленной на восстановление природных ресурсов Куяльницкого лимана. Новая программа была разработана совместно с учеными Одесского государственного экологического университета, подана в областной совет, но в повестку дня сессии так и не попала.
Как нам объяснили в областном совете, произошло это потому, что департаментом экологии и природных ресурсов ОГА не был проанализирован ход выполнения всех мероприятий предыдущей программы, не были определены основные приоритеты новой, а также не подсчитаны средства, которые понадобятся на ее реализацию. Как только эти недоработки будут устранены, текст новой программы, будет вынесен на рассмотрение сессии областного совета.
То, что надо сделать немедля
Если говорить о первоочередных задачах, то надо решать вопрос о вынесении на натуру границ зон санитарной защиты. Кроме того, на этих территориях до сих пор не навели порядок в соответствие с требованиями Закона «О курортах». В пределах самой жесткой, первой, 100-метровой санитарной зоны, в частности, запрещена любая хозяйственная деятельность. И там уж никак не должно быть промышленных предприятий. Потому работа завода по производству минеральной воды «Куяльник» в непосредственной близости от лимана является серьезным нарушением.
- С января 2019 года все работы по Куяльнику остановлены в виду отсутствия утвержденной программы, — говорит ректор Одесского государственного экологического университета, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Степаненко. — По моим оценкам, как минимум, на полгода все приостановлено, хотя неотложных работ по восстановлению пресноводных ресурсов лимана, оздоровлению экологической ситуации, очень много.
Ведь за прошедшие 6 лет действия предыдущей программы удалось, по сути, претворить в жизнь лишь один серьезный пункт – наладить периодическую подачу в лиман морской воды. Но когда ученые нашего университета в жарких дискуссиях отстаивали этот вариант, они рассматривали его как сугубо временный. Он должен был защитить лиман от полного высыхания до тех пор, пока расчистят русла рек для подачи в Куяльник пресной воды. Это очень затратные и долговременные работы. Получить на них государственное финансирование можно только при наличии разработанного, согласованного, прошедшего все экспертизы проекта. Но за все время не разработали проект расчистки даже русла одной реки — Большой Куяльник, хотя весь необходимый объем научных исследований для этого к 1 сентября 2018 года был выполнен.
Проведенная в ходе этих исследований инвентаризация гидротехнических сооружений в русле реки Большой Куяльник показала ужасающую картину: из более чем 140 сооружений законный статус имеют всего 2. Есть места, где русло реки распахано настолько, что его уже нет. Но руководители районов упрямо не замечают всех этих нарушений, грозящих полным уничтожением Куяльницкому лиману.
Я уже не говорю о том, что в Куяльницкий лиман должна попадать не просто пресная, а чистая(!) пресная вода. А откуда ей взяться, если за прошедшие 6 лет не только не ликвидировали незаконные свалки на побережье, в балках, откуда стоки поступают в лиман, но и не провели даже их инвентаризацию.
Наши ученые брали анализы воды из реки Большой Куяльник. Она такого качества, что ее лучше сейчас не подавать в лиман — имеет высокий уровень минерализации и бактериологического загрязнения, содержит удобрения, пестициды.
В программе восстановления водных ресурсов Куяльницкого лимана на 2012-2108 годы было предусмотрено проведение целого комплекса постоянных исследований изменений гидроэкологического и бальнеологического состояния лимана. К сожалению, из-за бюрократических проволочек, непонимания важности этих исследований, мониторинг проводился не круглогодично, а урывками.
Профессора Степаненко очень беспокоит следующий факт: если люди вмешиваются в экосистему, например, подавая в лиман морскую воду, они обязаны отслеживать, что происходит в лимане. В него уже поступило более 0,6 миллиона тонн соли. И из-за отсутствия реальных перспектив подачи пресной воды морскую воду будут вынуждены подавать еще не один год. Поэтому очень важно исследовать, как это сказывается на водоеме, и не приведет ли к полному засолению, чреватому уничтожением водоема? Но на проведение исследований нужны средства, и немалые.
К сожалению, никаких мер для наведения порядка в окрестностях лимана не предпринимали городские власти Одессы. Количество свалок не только не сокращается, а растет. Загрязняют прибрежную территорию многочисленные фирмы по разборке или ремонту автомобилей, различные склады, АЗС. Лишь редкие субботники с привлечением школьников или студентов обеспечивают легкую косметическую уборку отдельных участков территории у лимана. Не более.
Нужна отдельная структура
Нужна отдельная областная структура, которая занималась бы вопросами сохранения и восстановления природных ресурсов всех лиманов Одесской области. Чтобы именно она занялась, наконец, наведением элементарного порядка в использовании их природных ресурсов, начала выстраивать нормальный диалог с сельскими, районными советами, райгосадминистрациями, координировать их действия по использованию природных объектов.
Сергей Степаненко вносил это предложение неоднократно, начиная с 2013 года.
Наши лиманы обладают уникальными лечебными, рекреационными, природными ресурсами. Потенциал – огромный, но кто по существу занимается их рациональным (с экологической, социальной и экономической точек зрения) использованием, сохранением и приумножением? Вопрос, к сожалению, повисает в воздухе…
Да, на уровне губернатора и областного совета есть четкое понимание, что курорты и рекреация способны дать мощный толчок развитию области. Но этим же надо предметно заниматься! Потому что государственный уровень здравницы подразумевает, в том числе, и создание современной инфраструктуры для развития медицинского туризма. Ее, увы, пока нет даже в зачаточном состоянии. На форумах постоянно приходится читать сетования гостей на то, что с Куяльником все очень сложно: добраться – проблема (автобус от железнодорожного вокзала больше не ходит, чем ходит), магазинов и развлечений не хватает, безопасность отдыхающих тоже пока остается делом рук этих самых отдыхающих.
На сегодняшний день ясно, что надо безотлагательно принимать новую региональную программу по Куяльнику, а также разбираться с гидротехническими сооружениями на реке Большой Куяльник. На повестке дня и разработка программы развития курорта. Возможно, с привлечением инвесторов.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |